Оригинал взят у galik_123
На двух этажах Инженерного корпуса представлены 220 картин Зинаиды Серебряковой (1884-1967). Автопортреты, дети и ню - её визитная карточка, но для тех, кто любит творчество Серебряковой, кроме хорошо известных работ, есть и сюрпризы. Все картины необычайно теплые и светлые, несмотря на то, что жизнь её не баловала: ранняя смерть отца, революция, потеря мужа, гражданская война, холод и голод питерских зим с четырьмя детьми и на руках. Но она была из рода Бенуа, где все рождались с карандашом в руках.
Выставка организована по тематике: раннее творчество, портреты, крестьянский цикл, натурные наброски балерин Мариинки, пейзажи (многие показываются впервые), а также эскизы росписей Казанского вокзала, парижский период (из французских коллекций) и марокканская серия. Акцент сделан на русском периоде, представленном на третьем этаже, с которого начинается осмотр. Всего 11 разделов выставки - от первых ученических работ до Бельгийского панно.
Картины из Третьяковки и Русского музея давно хорошо известны и любимы в России, особенно после персональных выставок Серебряковой. Я их впервые увидела на выставке 1986 года, и они меня сразу поразили уверенной и радостной манерой письма, жизненной силой и хорошим рисунком. Пройдём по разделам выставки...
Хроника жизни и творчества. Дед и прадед были признанными архитекторами, отец Евгений Лансере - скульптором, живописью занималась и мать Екатерина Николаевна, сестра известного критика и художника Александра Бенуа. Все родные рисовали, ходили на этюды. Недолгое обучение в художественной студии Тенишевых и студии О.Э. Браза в Петербурге обогатило ее навыками работы с натуры.
Позже Зинаида училась живописи в Академии Гранд-Шомьер в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью. Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец. Они были двоюродными братом и сестрой, поэтому за своё счастье пришлось побороться, так как родные были против их брака. В апреле 1906 года Серебряковы вернулись в Россию.
Известность пришла к Серебряковой в 24 года. В 1910-м на выставке Союза русских художников ее портрет "За туалетом" произвел фурор, и Совет Третьяковской галереи тут же приобрел полотно. Такая свежесть, такая искренность и радость молодости исходили от картины, что ни у кого не осталось сомнений: в России появился новый художник. Ее стиль определяли как неоклассицизм. Выставку организовал "Мир искусства", однако сама она присоединилась к этому обществу лишь год спустя.
Октябрьская революция застала художницу в Харькове. Там она работала в археологическом музее при университете, где делала эскизы экспонатов. В 1919 году её постигло большое горе - умер муж.
Зинаида Серебрякова с детьми
Осенью 1920 года Серебрякова получила приглашение перевестись в Петроградский отдел музеев и приняла его, но жить легче не стало. Время было тяжёлым, семья едва сводила концы с концами.
Начало пути. Зинаида рисовала с самого детства. Среди ранних произведений - автопортреты, зарисовки родительского дома, учебных классов, сельских уголков.
В мастерской О.Э. Браза, 1903-1905. ГТГ
Крестьянская девочка, 1905. Бумага, темпера, акварель. Из собрания Зильберштейна, Музей личных коллекций ГМИИ им А.С.Пушкина
Картины природы. Каждое лето художница проводила в селе Нескучное, где писала бескрайние поля, цветущие сады и высокие небеса. Эти чудесные и трогательные пейзажи стали настоящим открытием выставки в Третьяковке, некоторые показаны в Москве впервые. Каждая картина пронизана спокойной гармонией.
Зимний пейзаж (Село Нескучное), 1910. Темпера, акварель. Русский музей
На лугу. Нескучное, 1910-е. Холст, масло. Нижегородский художественный музей
Родные лица. В Нескучном Серебрякова писала портреты родных, друзей и гостей усадьбы, тогда же появилась серия автопортретов. Все портреты этого периода написаны с большим теплом и нежностью.
Спящий Шура, 1909. Фото Сергея Михеева, РГ
Рыжеватый блондин с бородкой - муж художницы, поэтому появляется во многих её произведениях. Будущие супруги выросли вместе. Однако, в отличие от многих членов клана Бенуа-Лансере-Серебряковых, он не стал заниматься искусствами, а окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. На портрете Борис изображен в форменном костюме, через год его пошлют строить железную дорогу Иркутск - Бодайбо. В 1919 году Борис умер от тифа, оставив Зинаиду с четырьмя детьми на руках. Больше замуж она не выходила.
Борис Серебряков, 1913.
Дети Серебряковых. Сначала в Нескучном, а потом в Петрограде Серебрякова постоянно рисовала своих детей. Эти работы составляют самую "женскую" часть её наследия.
Фото Сергея Михеева, РГ
После внезапной кончины мужа в 1919 году Серебрякова остается практически без средств к существованию. Свои ощущения тех тяжелых дней она выразила в одной из самых трагичных картин "Карточный домик": четверо её детей строят из карт домик, хрупкий, как сама жизнь, а лежащая на столе кукла подчёркивает печальное настроение картины.
Фото Сергея Михеева, РГ
Карточный домик, 1919 год
Мальчики в матросских тельняшках, 1919. Холст, масло. ГТГ
Тата с овощами, 1923. Холст, масло. Частная коллекция, Санкт-Петербург. Фото Сергея Михеева, РГ
Крестьянский цикл. Этот зал с народной тематикой производит самое сильное впечатление своей энергетикой, достоинством и величием. Здесь размещены картины крестьянского и банного циклов. Художница рисовала сельских женщин всегда с натуры, прямо в поле. Чтобы успеть схватить все детали, вставала раньше крестьян и приходила туда с красками и кистями до начала работ.
Фото Сергея Михеева, РГ
Спящая крестьянка, 1917. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург
Казанский вокзал. В 1915-1916 годах Серебрякова вместе с другими художниками Мира Искусства работала над декоративным оформлением ресторана Казанского вокзала в Москве. В основу замысла легла идея о роли России как моста между Западом и Востоком. Художница создала эскизы четырех композиций с женскими фигурами, воплощающими восточные страны. Из-за начавшихся революционных событий проект не был реализован.
Персия, 1916. Бумага, темпера. ГТГ
Петроград. Дом Бенуа. Революция перевернула жизнь Серебряковой с ног на голову - родное имение Нескучное было разграблено, фамильный дом сожжён, а художественная мастерская разрушена. Ради заработка художница берётся за заказные портреты. Но по-прежнему главными её моделями остаются дети, друзья, родные.
Портрет С.Р. Эрнста, 1921. Нижегородский художественный музей
Балет. В 1920-м художница работала в Петрограде. В этот период в её полотна вошёл театр. В те годы ее старшая дочь Татьяна начала заниматься балетом.
Девочки-сильфиды (балет Шопениана), 1924. Фото Сергея Михеева, РГ
В балетной уборной (Большие балерины), 1922. Балет Ц. Пуни "Дочь Фараона". Холст, масло. Частное собрание
Портрет Е.Н. Гейденрейх, 1924
Справа портрет балерины И.А. Ивановой, 1922. Фото Сергея Михеева, РГ
Франция. Переломным в жизни Серебряковой стал 1924-й. В этом году ее работы впервые показали в Америке, а сама художница отправилась в Париж. Там ей заказали масштабное декоративное панно. На родину Серебрякова больше не смогла вернуться. Эмигрировать Серебрякова не собиралась, но назад в советскую Россию ее не впустили. Вскоре к ней перебрались двое детей - Александр и Екатерина. Двум другим - Евгению и Татьяне, выбраться из СССР не удалось. Со старшей дочерью Серебрякова увидилась лишь спустя 36 лет, когда в 1960-м Татьяне разрешили навестить мать.
Целых 23 года Серебрякова жила с паспортом беженки, французское гражданство ей дали лишь в 1947 году. Современники отмечали, что в эмиграции художница вела замкнутую жизнь, общаясь в основном со старыми знакомыми по Санкт-Петербургу. Многие работы, портреты и пейзажи из французских коллекций, впервые привезены в Россию.
На следующем фото справа - знаменитый танцовщик Серж Лифарь. Он эмигрировал в 1923 году по приглашению "Русского балета" Дягилева. Во время написания портрета ему уже 56 лет, время былой славы было позади, однако необыкновенное обаяние артиста никуда не исчезло. Серебрякова писала о сеансах позирования дочери: "Больше всего мы с ним говорили о Пушкине - у него ведь в собраньи подлинные письма Пушкина к Наталье Гончаровой! Он издал сам книгу с полным текстом этих писем, устраивал здесь выставку в 1937 году Пушкинскую, а затем Лермонтовскую… Лифарь ездил весной в СССР, рассказывал с восторгом обо всем, что видел чудного в музеях и городах".
Фото Сергея Михеева, РГ
Художница много работала и писала пейзажи во Французской Ривьере, в Провансе, Бретани, Швейцарии и Италии, но продать ей редко, что удавалось.
Зинаида Серебрякова. Порт Коллиур, 1930
Зинаида Серебрякова. Катя на пляже,1930. Холст, масло, 92х72. Частное собрание
Марокко. На выставке впервые в России показан марокканский цикл пастелей. Его листы были случайно обнаружены на чердаке - свернутыми, попорченными. Теперь серия отреставрирована и представляет смуглых девушек в пестрых одеждах и преисполненных достоинства мужчин в тюрбанах и капюшонах. Серебрякова два раза посетила Марокко в 1928 и 1932 годах. В серии марокканских этюдов наконец-то реализовался её интерес к экзотике, заметный еще в эскизах к убранству Казанского вокзала.
Зинаида Серебрякова. Пейзаж с видом на внутренний двор дома в городе Фес, 1932
Зинаида Серебрякова. Лежащая марокканка. Марракеш. 1932. Бумага, пастель. Fondation Serebriakoff. Париж
Зинаида Серебрякова. Играющая на уде (две марокканки в белом). 1928. Бумага, пастель. Fondation Serebriakoff. Париж
Бельгийские панно. Впервые в Москве - декоративные панно, созданные художницей для виллы бельгийского барона Жана де Броуэра. В Петербурге эти произведения показывали в 2007 году на выставке Зинаиды Серебряковой "Обнаженные".
Панно украшали зал "Ренессанс" виллы Мануар дю Реле долгие годы. Во время Второй мировой войны барон и его супруга погибли, но сама вилла сохранились. При этом считалось, что произведения написаны неизвестным фламандским художником. Выполненные в стиле ню, фигуры на вертикальных панно изображали занятия и склонности барона де Броуэра.
"Росписи состояли из декоративных географических карт в стиле XVIII века, исполненных в одном тоне (их мой сын исполнил), я же написала на фоне в углах карт мотивы 4-х времен года (лето со снопом, весну с цветами и т. д.) и 4 фигуры, стоящие в нишах на другой стене. Рисовала я всё это в Париже и, к сожалению, не видела, как всё это выглядело на стенах, так как дом этот был не совсем готов и еще необитаем… во время войны в этом месте как раз проходил фронт, и дача Броувера была разрушена…" (из письма Зинаиды Серебряковой к А.Н. Савинову, 1964 г.)
После окончания работ над панно Зинаида Серебрякова послала фотографии произведений своему брату, Евгению Лансере. В ответном письме Лансере так отозвался о работе талантливой сестры: "…Так они мне понравились. У тебя есть именно то, чего нет вокруг: помимо выдумки, то, что называют композицией. Они хороши в своей простоте исполнения, завершенности формы, поэтому монументальны и декоративны помимо сюжета и размера. Ты так широко, связно, цельно понимаешь (в смысле передачи) форму предметов. Самою складною мне кажется Юриспруденция. Это панно особенно нарядно и богато заполнено. При своей простоте, скупости, так сказать, украшений, атрибутов. Завидую тебе, что ты так просто, так гибко, широко и законченно умеешь передавать тело".
Свет и Флора, 1936-37
Зинаида Евгеньевна Серебрякова дожила до 82-х лет, сорок из них прошли во Франции. Но там её уход из жизни остался почти незамеченным, ведь Зинаида Евгеньевна всегда оставалась истинно русской художницей.
Автопортрет, 1946
Фотографировать на выставке нельзя, поэтому все иллюстрации к рассказу взяты из интернета и Фонда Зинаиды Серебряковой
Journal information