?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у shakko_kitsune в Самые гипнотизирующие картины русских художников
«Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя», — сказал Ницше. Если долго всматриваться в эти картины, то начинает немного кружиться голова. Окунемся в легкое безумие русского искусства.

«АДАМ И ЕВА» БАРАНОВА-РОССИНЕ (1912)

Адам и Ева. 1912. Музей Тиссен-Борнемисса

Владимир Баранов-Россине жил и трудился в Париже, после Февральской революции вернулся в Россию, но в 1925 году предпочел снова уехать во Францию. Погиб он в Освенциме. Тема Адама и Евы — одна из его любимых, художник возвращался к ней несколько раз. Во всех вариантах картины внимание приковывает солнце в центре — недавно сотворенное, столь же юное и горячее, как и перволюди.




«РУССКИЙ XX ВЕК I» БУЛАТОВА (1991)
Русский XX век I. 1991. МАГМА



Эрик Булатов — один из главных русских художников второй половины ХХ века и создателей постмодернистского стиля соц-арт («социалистического» варианта поп-арта). Его серия «Русский ХХ век», к которой принадлежит эта картина, изображает идиллический родной пейзаж, над которым угрожающе нависает римская цифра «ХХ». В этой картине символ века превращается в лучи прожектора — то ли тюремного, то ли кинематографического.

«ЖЕМЧУЖИНА» ВРУБЕЛЯ (1904)

Жемчужина. 1904. ГТГ

Картина Михаила Врубеля, для которой «позировала» перламутровая раковина, подаренная Максимилианом Волошиным, стала не рисунком океанского организма, а изображением целой галактики, огромного мира, где нашлось место даже для морских принцесс. Врубель удивительно умел сочетать синий и зеленый — цвета вроде бы безмятежные — таким образом, что на душе становится неспокойно. Симптом гениальности человека, закончившего жизнь в лечебнице для умалишенных.

«ДИНАМИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ. ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭНЕРГИЯ КРАСНОГО ПРОСТРАНСТВА» ИНФАНТЕ (1964)

Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства. 1964. ГТГ

Франсиско Инфанте-Арана — русский художник с испанской фамилией, доставшейся от отца-эмигранта. В 1960-е годы — звезда советского нонконформизма, один из лидеров кинетического искусства. Мотив спирали будет повторяться в его творчестве многие годы — в следующий период это будут уже не картины на плоскости, а трехмерные композиции, еще более завораживающие благодаря мобиле, в том числе зеркальным.

«НОЧЬ НА ДНЕПРЕ» КУИНДЖИ (1882)

Ночь на Днепре. 1882. ГТГ

Пейзаж Архипа Куинджи был написан в ту эпоху, когда в живописи царили реалистичность да академизм. Понятно, почему необычное полотно произвело такой эффект тогда — удивительно, что оно продолжает это делать и в наши дни, когда зритель так пресыщен. Говорят, с годами краски в «Ночи на Днепре» все больше и больше темнеют — однако луна и река продолжают все также светиться.

«ПРОУН» ЛИСИЦКОГО (1922–1923)

Проун. 1922–1923. Стеделийк ван Аббе-Музеум

Эль Лисицкий — один из столпов русского авангарда, мастер супрематизма. Следование открытиям Малевича заметно и в этом «проуне» (аббревиатура от «проект утверждения нового»), этим словом собственного изобретения Лисицкий называл свой личный вариант супрематических композиций, в котором геометрические тела становятся трехмерными.

«ШАР УЛЕТЕЛ» ЛУЧИШКИНА (1926)

Шар улетел. 1926. ГТГ

На картине наивного абсурдиста Сергея Лучишкина — уже городские джунгли, хотя вокруг еще 1920-е годы. С одной стороны, здесь трагедия ребенка, потерявшего воздушный шарик. Но картину ругали за еще больший пессимизм: в одном из окон домов, сходящихся в давящей перспективе, виден повесившийся человек.

АВТОПОРТРЕТ МАЛЕВИЧА (ОК. 1910)

Автопортрет. Ок. 1910. ГТГ

Создатель «Черного квадрата» рисовал людей, снабженных всеми конечностями и органами чувств, редко — предпочитал превращать человеческие фигуры в наборы конусов и кубов. Но когда рисовал — выходило мощно. Лучше всего получались, разумеется, собственные портреты. Этот автопортрет эффектен немигающим взглядом пристальных глаз, подсмотренным автором чуть ли не у Спаса «Ярое Око».

«ВОССТАНИЕ» РЕДЬКО (1925)

Восстание. 1925. ГТГ

Самое странное изображение Ленина в Третьяковской галерее написано полузабытым Климентом Редько. Вождь, который умер за год до создания полотна (его смерть и подтолкнула художника) изображен здесь будто какой-то гигантский регулировщик на городской площади. При этом композиционная схема ромба в квадрате отсылает к иконе Богородицы «Неопалимая купина», а колорит ассоциируется и с революцией, и с адским пламенем.

«ТАНЕЦ. БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» РОДЧЕНКО (1915)

Танец. Беспредметная композиция. 1915. ГМИИ

До того как выработать свой фирменный авангардный стиль, Александр Родченко увлекался другими направлениями, модными в европейском искусстве того времени. На этом раннем полотне, оказавшемся в Отделе личных коллекций ГМИИ вместе с другим наследием Родченко и его любимой Варвары Степановой, — некая посткубистская абстракция, больше французская по духу, чем русская.

«ФОРМУЛА ВЕСНЫ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ» ФИЛОНОВА (1927–1928)

Формула весны и действующие силы. 1927–1928. ГРМ

Среди картин Павла Филонова трудно выбрать негипнотическую. Сначала возникает вопрос о его душевном здоровье, но полотна с коммунистами и трудовыми подвигами, написанные ради хлеба насущного, доказывают, что мастер четко осознавал, что пишет. Как и другие художники начала ХХ века, он имел собственную художественную идеологию: филоновская называлась «аналитическое искусство» — формы в его картинах росли по принципу органики, как прорастающее зерно.

«ФЕНОМЕН» ЧЕЛИЩЕВА (1936–1938)

Феномен. 1936–1938. ГТГ

Мистический сюрреалист Павел Челищев посвятил эту картину, написанную в эмиграции, изображению ада. Себя художник изобразил в левой части полотна за работой; среди других обитателей того света — Петр Великий в образе младенца, играющего в мяч, и писательница Гертруда Стайн, которая сидит у пещеры и вяжет покрывало Изиды. Еще он написал «Чистилище», которое под названием «Игра в прятки» показывают в Нью-Йорке. А вот «Рай» написать не успел.

«НОВАЯ ПЛАНЕТА» ЮОНА (1921)

Новая планета. 1921. ГТГ

Константин Юон вошел в историю русского искусства мирными пейзажами в импрессионистском духе. Тем сильнее поражает его картина, посвященная, как говорят, Октябрьской революции. Впрочем, она вполне в духе его серии еще 1900-х годов «Сотворение мира», где художник увлекается космической темой.



(С) Софья Багдасарова, 2016
для сайта Культура.рф.

***

Предлагайте ваши варианты самых гипнотических русских картин:

UPD:

michletistka:
сибирский художник эпохи модерна из фондов нашего музея, а фамилию я забыла



g_r_a_z_a:
Борисов-Мусатов В.Э. - Водоем. 1902


Михаил Назаренко:
Исаак Левитан. "Над вечным покоем", 1894


Наталья Ковальчук много накидала интересного

Георгий Нисский, "В пути", 1963


Евгений Ухлаев, "Надежда", 1987


Алексей Сундуков, "Очередь", 1986


Леонид Чупятов. Лестница. Ок. 1925


***
Также интересно:

Posts from This Journal by “живопись” Tag

  • Художник-акварелист Луиджи Премацци (1814 - 1891)

    С.Ф. Александровский. Портрет художника Луиджи Премацци Луиджи Премацци родился в Милане и обучался живописи в миланской академии Брера, но…

  • Александр Апсит: забытый художник

    Помните ли вы такого художника как Александр Апсит? И если помните, то что можете о нем рассказать? Боюсь немного... Пожалуй, лишь несколько плакатов…

  • А что у нас интересного?

    Московский зоопарк предлагает акцию "Бодрое утро" для ранних пташек! Кассы зоопарка работают с 7.30, и до 8.30 утра действуют специальные…

promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1039
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
pravoslavnaa
Apr. 19th, 2017 04:32 pm (UTC)
Необычные картины
eho_2013
Apr. 19th, 2017 06:35 pm (UTC)
В жизни некоторые производят еще более странное впечатление, например, "Восстание" Редько. В новой Третьяковке висит. И цепляет, хотя скорее негативно.
aborigenarbata
Apr. 19th, 2017 07:43 pm (UTC)
На выставке в начале 60-х годов картина Георгия Нисского "Над снегами", довольно простая по сюжету, собрала толпу зрителей. Люди стояли около картины и не могли идти дальше как загипнотизированные.
eho_2013
Apr. 20th, 2017 01:39 pm (UTC)
Она действительно привлекает внимание своей необычностью, тем более - для тех времен, когда только-только стали отходить от сурового соцреализма.
aborigenarbata
Apr. 20th, 2017 04:22 pm (UTC)
Г.Нисскому в небольшой картине удалось практически невозможное - показать масштаб нашей страны.
eho_2013
Apr. 20th, 2017 04:36 pm (UTC)
Ну, не всей страны. Фрагмент бескрайних просторов...
aborigenarbata
Apr. 20th, 2017 05:35 pm (UTC)
Да именно бескрайних! Лететь и лететь!
laralelya
Apr. 20th, 2017 07:55 pm (UTC)
Меня "Демон" Врубеля гипнотизирует)
А здесь очень понравился улетевший шарик...
eho_2013
Apr. 20th, 2017 08:00 pm (UTC)
Да, такая неоднозначная картина, много смыслов зашифровано - смотреть и разгадывать, разгадывать...
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com