«Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя», — сказал Ницше. Если долго всматриваться в эти картины, то начинает немного кружиться голова. Окунемся в легкое безумие русского искусства.
«АДАМ И ЕВА» БАРАНОВА-РОССИНЕ (1912)
Владимир Баранов-Россине жил и трудился в Париже, после Февральской революции вернулся в Россию, но в 1925 году предпочел снова уехать во Францию. Погиб он в Освенциме. Тема Адама и Евы — одна из его любимых, художник возвращался к ней несколько раз. Во всех вариантах картины внимание приковывает солнце в центре — недавно сотворенное, столь же юное и горячее, как и перволюди.
«РУССКИЙ XX ВЕК I» БУЛАТОВА (1991)
Русский XX век I. 1991. МАГМА

Эрик Булатов — один из главных русских художников второй половины ХХ века и создателей постмодернистского стиля соц-арт («социалистического» варианта поп-арта). Его серия «Русский ХХ век», к которой принадлежит эта картина, изображает идиллический родной пейзаж, над которым угрожающе нависает римская цифра «ХХ». В этой картине символ века превращается в лучи прожектора — то ли тюремного, то ли кинематографического.
«ЖЕМЧУЖИНА» ВРУБЕЛЯ (1904)
Картина Михаила Врубеля, для которой «позировала» перламутровая раковина, подаренная Максимилианом Волошиным, стала не рисунком океанского организма, а изображением целой галактики, огромного мира, где нашлось место даже для морских принцесс. Врубель удивительно умел сочетать синий и зеленый — цвета вроде бы безмятежные — таким образом, что на душе становится неспокойно. Симптом гениальности человека, закончившего жизнь в лечебнице для умалишенных.
«ДИНАМИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ. ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭНЕРГИЯ КРАСНОГО ПРОСТРАНСТВА» ИНФАНТЕ (1964)
Франсиско Инфанте-Арана — русский художник с испанской фамилией, доставшейся от отца-эмигранта. В 1960-е годы — звезда советского нонконформизма, один из лидеров кинетического искусства. Мотив спирали будет повторяться в его творчестве многие годы — в следующий период это будут уже не картины на плоскости, а трехмерные композиции, еще более завораживающие благодаря мобиле, в том числе зеркальным.
«НОЧЬ НА ДНЕПРЕ» КУИНДЖИ (1882)
Пейзаж Архипа Куинджи был написан в ту эпоху, когда в живописи царили реалистичность да академизм. Понятно, почему необычное полотно произвело такой эффект тогда — удивительно, что оно продолжает это делать и в наши дни, когда зритель так пресыщен. Говорят, с годами краски в «Ночи на Днепре» все больше и больше темнеют — однако луна и река продолжают все также светиться.
«ПРОУН» ЛИСИЦКОГО (1922–1923)
Эль Лисицкий — один из столпов русского авангарда, мастер супрематизма. Следование открытиям Малевича заметно и в этом «проуне» (аббревиатура от «проект утверждения нового»), этим словом собственного изобретения Лисицкий называл свой личный вариант супрематических композиций, в котором геометрические тела становятся трехмерными.
«ШАР УЛЕТЕЛ» ЛУЧИШКИНА (1926)
На картине наивного абсурдиста Сергея Лучишкина — уже городские джунгли, хотя вокруг еще 1920-е годы. С одной стороны, здесь трагедия ребенка, потерявшего воздушный шарик. Но картину ругали за еще больший пессимизм: в одном из окон домов, сходящихся в давящей перспективе, виден повесившийся человек.
АВТОПОРТРЕТ МАЛЕВИЧА (ОК. 1910)
Создатель «Черного квадрата» рисовал людей, снабженных всеми конечностями и органами чувств, редко — предпочитал превращать человеческие фигуры в наборы конусов и кубов. Но когда рисовал — выходило мощно. Лучше всего получались, разумеется, собственные портреты. Этот автопортрет эффектен немигающим взглядом пристальных глаз, подсмотренным автором чуть ли не у Спаса «Ярое Око».
«ВОССТАНИЕ» РЕДЬКО (1925)
Самое странное изображение Ленина в Третьяковской галерее написано полузабытым Климентом Редько. Вождь, который умер за год до создания полотна (его смерть и подтолкнула художника) изображен здесь будто какой-то гигантский регулировщик на городской площади. При этом композиционная схема ромба в квадрате отсылает к иконе Богородицы «Неопалимая купина», а колорит ассоциируется и с революцией, и с адским пламенем.
«ТАНЕЦ. БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» РОДЧЕНКО (1915)
До того как выработать свой фирменный авангардный стиль, Александр Родченко увлекался другими направлениями, модными в европейском искусстве того времени. На этом раннем полотне, оказавшемся в Отделе личных коллекций ГМИИ вместе с другим наследием Родченко и его любимой Варвары Степановой, — некая посткубистская абстракция, больше французская по духу, чем русская.
«ФОРМУЛА ВЕСНЫ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ» ФИЛОНОВА (1927–1928)
Среди картин Павла Филонова трудно выбрать негипнотическую. Сначала возникает вопрос о его душевном здоровье, но полотна с коммунистами и трудовыми подвигами, написанные ради хлеба насущного, доказывают, что мастер четко осознавал, что пишет. Как и другие художники начала ХХ века, он имел собственную художественную идеологию: филоновская называлась «аналитическое искусство» — формы в его картинах росли по принципу органики, как прорастающее зерно.
«ФЕНОМЕН» ЧЕЛИЩЕВА (1936–1938)
Мистический сюрреалист Павел Челищев посвятил эту картину, написанную в эмиграции, изображению ада. Себя художник изобразил в левой части полотна за работой; среди других обитателей того света — Петр Великий в образе младенца, играющего в мяч, и писательница Гертруда Стайн, которая сидит у пещеры и вяжет покрывало Изиды. Еще он написал «Чистилище», которое под названием «Игра в прятки» показывают в Нью-Йорке. А вот «Рай» написать не успел.
«НОВАЯ ПЛАНЕТА» ЮОНА (1921)
Константин Юон вошел в историю русского искусства мирными пейзажами в импрессионистском духе. Тем сильнее поражает его картина, посвященная, как говорят, Октябрьской революции. Впрочем, она вполне в духе его серии еще 1900-х годов «Сотворение мира», где художник увлекается космической темой.
***
Предлагайте ваши варианты самых гипнотических русских картин:
UPD:
michletistka:
сибирский художник эпохи модерна из фондов нашего музея, а фамилию я забыла

g_r_a_z_a:
Борисов-Мусатов В.Э. - Водоем. 1902

Михаил Назаренко:
Исаак Левитан. "Над вечным покоем", 1894

Наталья Ковальчук много накидала интересного
Георгий Нисский, "В пути", 1963

Евгений Ухлаев, "Надежда", 1987

Алексей Сундуков, "Очередь", 1986

Леонид Чупятов. Лестница. Ок. 1925

***
Также интересно:
«АДАМ И ЕВА» БАРАНОВА-РОССИНЕ (1912)
Адам и Ева. 1912. Музей Тиссен-Борнемисса
«РУССКИЙ XX ВЕК I» БУЛАТОВА (1991)
Русский XX век I. 1991. МАГМА
Эрик Булатов — один из главных русских художников второй половины ХХ века и создателей постмодернистского стиля соц-арт («социалистического» варианта поп-арта). Его серия «Русский ХХ век», к которой принадлежит эта картина, изображает идиллический родной пейзаж, над которым угрожающе нависает римская цифра «ХХ». В этой картине символ века превращается в лучи прожектора — то ли тюремного, то ли кинематографического.
«ЖЕМЧУЖИНА» ВРУБЕЛЯ (1904)
Жемчужина. 1904. ГТГ
«ДИНАМИЧЕСКАЯ СПИРАЛЬ. ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭНЕРГИЯ КРАСНОГО ПРОСТРАНСТВА» ИНФАНТЕ (1964)
Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства. 1964. ГТГ
«НОЧЬ НА ДНЕПРЕ» КУИНДЖИ (1882)
Ночь на Днепре. 1882. ГТГ
«ПРОУН» ЛИСИЦКОГО (1922–1923)
Проун. 1922–1923. Стеделийк ван Аббе-Музеум
«ШАР УЛЕТЕЛ» ЛУЧИШКИНА (1926)
Шар улетел. 1926. ГТГ
АВТОПОРТРЕТ МАЛЕВИЧА (ОК. 1910)
Автопортрет. Ок. 1910. ГТГ
«ВОССТАНИЕ» РЕДЬКО (1925)
Восстание. 1925. ГТГ
«ТАНЕЦ. БЕСПРЕДМЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» РОДЧЕНКО (1915)
Танец. Беспредметная композиция. 1915. ГМИИ
«ФОРМУЛА ВЕСНЫ И ДЕЙСТВУЮЩИЕ СИЛЫ» ФИЛОНОВА (1927–1928)
Формула весны и действующие силы. 1927–1928. ГРМ
«ФЕНОМЕН» ЧЕЛИЩЕВА (1936–1938)
Феномен. 1936–1938. ГТГ
«НОВАЯ ПЛАНЕТА» ЮОНА (1921)
Новая планета. 1921. ГТГ
(С) Софья Багдасарова, 2016
для сайта Культура.рф.
для сайта Культура.рф.
***
Предлагайте ваши варианты самых гипнотических русских картин:
UPD:
сибирский художник эпохи модерна из фондов нашего музея, а фамилию я забыла

Борисов-Мусатов В.Э. - Водоем. 1902
Михаил Назаренко:
Исаак Левитан. "Над вечным покоем", 1894

Наталья Ковальчук много накидала интересного
Георгий Нисский, "В пути", 1963

Евгений Ухлаев, "Надежда", 1987

Алексей Сундуков, "Очередь", 1986

Леонид Чупятов. Лестница. Ок. 1925

***
Также интересно:
- 7 художников-насильников от эпохи барокко до наших дней -- и их картины
- Братки и Ренессанс: как в эпоху Возрождения рисовали портреты опасных мужиков с оружием
- Как Гоголь, Толстой и прочие искали свой имидж (или Про важность барбершопов для истории литературы)
Journal information