Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…
Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны,
из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж…
и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…
в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
Воланд "Мастер и Маргарита"
Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны,
из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж…
и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…
в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
Воланд "Мастер и Маргарита"
Сейчас все москвичи и не совсем москвичи жарко и громко обсуждают программу сноса пятиэтажек . Споры разгорелись нешуточные. Кто-то умудряется делать себе на этой вакханалии рейтинги и имя, ну а кто-то тихо улучшает жилищные условия. В общем, все при деле. И только я нахожусь в стороне от этой животрепещущей темы и беззаботно шляюсь по Москве, разглядывая удивительные доходные дома.
Квартирный вопрос во все времена стоял остро для жителей Москвы, правда подход к его решению все таки отличался в начале прошлого века от века нынешнего.
Давайте, рассмотрим внимательно, как же строили раньше и сколько стоили квадратные метры вожделенного московского жилья в самом центре?
Итак, вперед, пытливый мой читатель, на Сретенский бульвар дом 6/1. Великолепный дом напротив памятника Шухову. Я давно уже ходила вокруг него кругами, пытаясь рассмотреть все детали фасада, необыкновенные и такие разные окна и мечтая проникнуть внутрь.
Сейчас у меня две мечты, пока неосуществленных: побывать в любой сталинской высотке и в этом доме, который построило Страховое Общество "Россия" в 1902 году.
Сейчас подобные дома принято называть "элитным жильем". Но нынешним "элиткам" далеко до того чуда, которое создали архитекторы Проскурин и фон Гоген.
Вы когда-нибудь слышали о проекте "Город Солнца" пионера архитектурного модернизма и функционализма Ле Корбюзье? Когда то он мечтал воплотить его в Москве, вернее на территории Москвы, потому что он предлагал снести здесь все! Даже Кремль! И только два корпуса дома Проскурякова и фон Гогена он собирался оставить, так как считал их шедевром архитектуры и научно-технической мысли.
Чем же так хорош этот дом? Во первых, он абсолютно автономен. Был, по крайней мере. Здесь свои собственные артезианские скважины, нефтехранилище, отопительные котлы и вентиляция. Климат-контроль! Воздух был всегда чистым, он увлажнялся и температура в квартирах поддерживалась самая комфортная. Здесь было 148 квартир. Площадь их была разная, от 200 до 400 квадратных метров. Разумеется высокие потолки, но главное, то в каждой квартире была собственная ванная комната и санузел!
Стоимость колебалась от 25 000 рублей до 300 000. Это уже на наши современные деньги, то есть не так уж и дорого)))
Электрические лифты, собственная прачечная, которая просуществовала недолго, так как она располагалась на самом верху и пожар, уничтоживший ее послужил причиной навсегда о ней забыть. Если вы внимательно посмотрите на крышу первого корпуса, то увидите стеклянный купол. Именно там и находилась прачечная.
Фасад дома великолепен. Нужно обходить его кругом, чтобы рассмотреть в деталях все, что находится на нем. И тут нас ждут удивительные открытия!
Взгляните на вензель. Это три буквы СОР (Страховое Общество Россия).
Дом разделен на два корпуса. Это было сделано намеренно, в ущерб получению дохода от сдаваемых квартир. Вот на этом пространстве между корпусами можно было бы разместить еще десяток апартаментов, но! Пожарная безопасность! Такой длинный дом было бы сложно оберегать от пожара. История с прачечной доказала правильность такого решения. Поэтому построили два корпуса и закрыли получившийся дворик великолепными коваными воротами. Автором ажурной решетки выступил очень дорогой по тем временам архитектор Дессин.
Квартиры первого корпуса были дороже, чем второго. Вот сейчас, обратите внимание на фото ниже. Водосточные трубы. Не видите ничего странного? Куда они уходят? По периметру дома проходит желоб и трубы как будто утоплены в него. Благодаря такому решению, на крыше никогда не образовывались так называемые, сосульки. Или по нашему, по питерски - сосули. Спасибо, Валентина Ивановна! Я помню как в особо снежную зиму 2010 года в Санкт-Петербурге предлагалось даже солидное денежное вознаграждение за самый лучший способ борьбы с сосулькми. Предлагалось сбивать их даже лазером ))) А вот на этом доме уже все было опробовано, внедрено и работает до сих пор. Почему бы не перенять опыт?
А вот это водосточные трубы второго корпуса. Здесь все проще ))
Посмотрите как по разному оформлены окна этого дома. Они все разные.
Ну а балконы? Взгляните на их основания. Они тоже все разные!
Каждая деталь здесь интересна.
Дом можно рассматривать и фотографировать бесконечно, обходя его кругом по Сретенке, Милютинскому, Боброву и Фролову переулкам
На фасадах московских и петербургских домов можно найти много всего, но именно крокодильчики делают этот дом уникальным ))) Единственныый дом с крокодилами в Москве!
Вот эта парадная сохранилась до наших дней без изменений
Со стороны дворика на основании одного из балкончиков можно обнаружить вот такую саламандру!
Красными глаза у этой ящерицы стали после реставрации )))
А с другой стороны можно найти вот такую стаю летучих мышей ))
Фасад дома украшает башенка с часами. Она деревянная, чтобы не утяжелять конструкцию. Часы привезены из Голландии. Сейчас они ходят, но по словам старожилов ходят они по два или три месяца, потом их надо ремонтировать.
то
Я не зря взяла за эпиграф цитату из "Мастера и Маргариты". Именно в этом доме располагалась редакция газеты "Гудок", где служил Михаил Булгаков.
Конечно, во времена революции и строительства коммунизма этот фешенебельный дом претерпел много испытаний. Огромные квартиры были поделены на коммуналки. Последняя коммунальная квартира в этом доме была расселена всего четыре года назад.
Сейчас здесь много офисов, но жилые квартиры есть тоже. Думать о том сколько они стоят мне страшно )))
Ну а впрочем, квартирный вопрос был, есть и будет всегда! А вы как думаете? Хотели бы здесь жить?
Journal information