?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у shakko_kitsune в 5 русских художников, потерявших зрение
Потеря зрения — трагедия для любого человека, а для живописца — настоящая драма. Кому из знаменитых российских мастеров пришлось пройти через это испытание?

Дмитрий Левицкий (ок. 1735 — 1822)

Великих портретистов в Российской империи XVIII века времен Екатерины Великой было три — Левицкий, Боровиковский и Рокотов. Кто из них заслужил прозвище «русский Гейнсборо» — периодически спорят. Левицкий, как и любимые фавориты Елизаветы Петровны и Екатерины II, был родом малоросс. Происходил он из семьи священника. В 1770–80-е годы Левицкий был крайне популярен: у него портретировалась вся петербургская знать, включая императорскую фамилию. Напудренные красавицы в маскарадных костюмах, нарумяненные актрисы с искусственными мушками, блестящие кавалеры в болотного цвета камзолах — таким мы и представляем наш XVIII век…



К концу столетия о нем позабыли: наступила новая эпоха, Левицкий казался старомодным. Лишь в 1807 году о старике вспомнили вновь и пригласили преподавать в Академию художеств, где у него учился, в частности, Кипренский. Умер Левицкий примерно в 87-летнем возрасте (точная дата его рождения неизвестна). Считается, что он потерял зрение за 10 лет до смерти: последняя его картина датирована 1812 годом. Кстати, его старый конкурент Рокотов к старости тоже, говорят, ослеп.

За пару недель до кончины художника его жена через «Санкт-Петербургские ведомости» выставляет на продажу последнюю остававшуюся в его мастерской картину — «Иоанна Крестителя». После похорон пожилая вдова обращается в Академию художеств с прошением помочь ей 600 рублями (долг за церемонию), пишет о длительной болезни Левицкого, значительных тратах на лекарства и о заложенном доме. Академия в ответ ограничилась лишь формальным сочувствием. На руках у старухи остались вдовая дочь и внучки-бесприданницы.

Михаил Врубель (1856–1910)

Величайший мастер русского модерна скончался в возрасте 54 лет. Он потерял зрение и умер в клинике для душевнобольных, где с перерывами провел последние восемь лет своей жизни.



Признаки неуравновешенности в этом гении можно было заметить рано. Уже в 29 лет он хвастался перед другом шрамами на запястьях. Врубель резал вены из-за несчастной любви к жене заказчика Эмилии Праховой, лицо которой смотрит на нас с фрески «Богоматерь с Младенцем» в киевской Кирилловской церкви.

В молодости, а затем и в зрелые годы Врубель вел богемный, беспорядочный образ жизни. Первые симптомы болезни появились у него в 42 года, когда он был уже счастливо женат на певице Надежде Забеле. Постепенно художник становился все более и более раздражительным, самоуверенным, буйным и многословным, он много пил и транжирил. В 1902 году семья уговорила его показаться психиатру В.М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич», что тогда лечили весьма жестокими средствами, в частности ртутью. Вскоре он был госпитализирован с симптомами острого психического расстройства. Врубель надолго оставался в клинике, хотя несколько раз наступало улучшение и он возвращался домой. Дальше были смерть малолетнего сына, наступление галлюцинаций…

В начале 1906 года у Врубеля началась атрофия зрительного нерва. В феврале 1906 года мастер полностью ослеп. Зимой 1910 года он намеренно простудился и в апреле умер от воспаления легких.

Константин Коровин (1861–1939)

Приятелем, которому в 1885 году Врубель показывал шрамы на запястьях, был художник Константин Коровин. По несчастному совпадению, ему также суждено будет ослепнуть, впрочем, поскольку Коровин отличался редким жизнелюбием, психическим и физическим здоровьем, только на самом излете жизни.



В 1922 году самый известный «русский импрессионист» покинул Советскую Россию и поселился во Франции. Пик его славы давно прошел, ни портреты, ни театральные работы больше не пользовались спросом. Агент, который вывез его картины из России с целью устройства выставки, скрылся, не вернув ни одного полотна. Семья жила в крайней нужде: Коровин жалуется в письмах, что отнес в ссудную кассу даже обручальное кольцо. Жена болела туберкулезом, сын пытался покончить с собой. Чтобы отвлечь сына от мрачных мыслей, Коровин начал делиться с ним своими воспоминаниями; позже, когда художник ослаб (в том числе глазами) и был вынужден оставить живопись, он начал диктовать мемуары, лежа в постели. За воспоминаниями последовали рассказы. Так в 70 лет Коровин стал писателем, причем все с удивлением отмечали, что к литературной деятельности у него обнаружился дар не хуже, чем к живописи. Его начали печатать в эмигрантских газетах, платить гонорары, что хоть немного облегчило жизнь семьи.

Умер Коровин в 77 лет от сердечного приступа в Париже, через 10 дней после начала Второй Мировой войны.

Владимир Яковлев (1934–1998)

Художникам с ослабленным зрением в ХХ веке все-таки становится проще. Искусство больше не требует максимального реализма и точности. Важнее эмоции — как раз их мы и видим в работах нонконформиста Владимира Яковлева, яркого представителя неофициального искусства 1970-х годов, которого часто ставят в один ряд с Анатолием Зверевым.



Внук русского импрессиониста-эмигранта Михаила Яковлева, этот художник не получил специального образования. Он и в школе-то окончил всего четыре класса — из-за болезни щитовидной железы. В 16 лет Яковлев почти полностью лишился зрения, недуг назывался «кератоконус» — дегенеративное невоспалительное заболевание глаза (искривление роговицы). Потом началась шизофрения: с юности он наблюдался у психиатра и время от времени ложился в психиатрические лечебницы.

Яковлев не полностью ослеп, просто стал совсем по-другому видеть мир: это заметно по его работам, в которых — узнаваемые формы предметов. Однако его мир упростился до примитивистских контуров и нескольких ярких красок. Как-то в подвальной мастерской его фирменный цветок захотели купить какие-то итальянцы, но только с условием, что художник при них подпишет картину. Яковлев вспылил и убежал в другую комнату. Потом выяснилось, что он просто забыл, как пишется собственная фамилия — через «о» или «а».

В старости он писал, почти вплотную приблизив лицо к поверхности работы. В перестройку с целью опеки над больным мастером был учрежден специальный фонд. В 1992 году почти 60-летнему художнику в Институте микрохирургии глаза Святослава Федорова отчасти вернули зрение — что любопытно, это не повлияло на стиль. Работы остались узнаваемыми, только более проработанными. Он много лет не выходил из психоневрологического интерната, где через шесть лет после операции и скончался.

Тимур Новиков (1958–2002)

Ленинградский андеграундный художник, создатель группы «Новые художники», а потом «Новой академии изящных искусств». Друг и оформитель концертов Сергея Курехина и Виктора Цоя, приятель Бориса Гребенщикова, Сергея «Африки» Бугаева и Владимира Соловьева. Хозяин квартирной галереи «АССА», открывшейся в 1980 году — за семь лет до съемок одноименного фильма, где он тоже, кстати, мелькал.



Новиков — один из тех, кто совершил в 1980-х художественную революцию, и, пожалуй, самый известный петербургский мастер конца ХХ — начала ХХI века. Его называли человеком-эпохой: он прошел путь от авангарда и примитивизма, перформансов и экспериментов до неоакадемизма и возврата к классическому искусству (впрочем, своеобразного — с текстильными коллажами, шелкографией и церковной вышивкой). Типичный пример — Аполлон Бельведерский, попирающий «Красный квадрат» (на золотой парче, акриловыми красками).

В 1997 году во время поездки в Нью-Йорк Новиков тяжело заболел и в итоге ослеп. Однако продолжил работать и преподавать: в отличие от предыдущих столетий современный художник способен создавать шедевры и незрячим, благо жанров стало намного больше — не обязательно писать маслом. На вернисажах ему нравилось смущать зрителей, которые при виде фигуры этого бородатого «старика» в сюртуке и цилиндре, лорнирующего посетителей, задавались вопросом, реальна ли его слепота, или это — еще один розыгрыш? Умер Новиков от пневмонии в 43 года.

(с) Софья Багдасарова
для Культура.рф, 2015

Recent Posts from This Journal

promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1039
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
virginian
May. 12th, 2017 03:08 pm (UTC)
Не знал, что Коровин потерял зрение. Его литературную деятельность вы тоже можете теперь оценить.
eho_2013
May. 12th, 2017 03:18 pm (UTC)
Да, спасибо.
Хотя и раньше в какой-то степени могла. Вы же знаете, моя жизнь всегда была построена так. чтобы иметь широкий доступ к книгам и периодике.
virginian
May. 12th, 2017 03:30 pm (UTC)
Не думаю, что они в СССР издавались, хотя дневники Сомова в покромсаном виде опубликовали.
eho_2013
May. 12th, 2017 03:41 pm (UTC)
В Ленинке был отдел ДСП (для служебного пользования), где собирали эмигрантские издания и отечественные запрещенные, вроде трудов Троцкого. Сперва там можно было читать с некоторыми сложностями вроде допуска, а с начала 90-х свободно. Книги Троцкого, Бухарина и т.д. перевели в общий фонд, а эмигрантскую литературу назвали отдел Русского Зарубежья.
virginian
May. 12th, 2017 04:15 pm (UTC)
Там наверное больше литературу политической направленности собирали. А самое большое собрание эмигрантской литературы говорят было в архиве Октябрьской революции.
eho_2013
May. 12th, 2017 04:29 pm (UTC)
Почему только политическую? Разную - я там и с Алдановым познакомилась, и с послереволюционной Тэффи, и даже с эмигрантскими стихами Северянина. И периодика там была. Особенно много парижских изданий YMCA-Press попадало, а у них тематика очень разнообразная.
Но меня прежде всего интересовали разнообразные мемуары, профессионально.

Edited at 2017-05-12 04:32 pm (UTC)
eho_2013
May. 12th, 2017 04:42 pm (UTC)
И кстати, забыла сказать - YMCA передала свои архивы и фонд публикаций в Москву, и у нас основали отдельный Фонд Русского Зарубежья, который работает как библиотека.
virginian
May. 12th, 2017 05:03 pm (UTC)
В 90-ых наверное?
eho_2013
May. 12th, 2017 05:29 pm (UTC)
В 1995.
virginian
May. 12th, 2017 06:07 pm (UTC)
Я так и думал, сейчас скорее всего возбухнули бы. Читал, что Фонд Русского Зарубежья в новое здание скоро переезжает.

Edited at 2017-05-12 06:07 pm (UTC)
eho_2013
May. 12th, 2017 08:39 pm (UTC)
По-моему, они неплохо устроились у себя на Нижней Радищевской, там на месте все надстроили и достроили:




А насчет "возбухнуть" - это вряд ли. Разве что коммунисты в своей прессе статейку против тиснули бы, у них так положено.
Я хоть не люблю цитировать "основоположников", но Путин в 2015 году сказал на Конгрессе соотечественников, что «…бесценное интеллектуальное и культурное наследие российского зарубежья», собранное в хранилищах Дома Русского Зарубежья, будет служить будущим поколениям нашей страны. И кто теперь что сделает с этими фондами? Тем более, их все время пополняют - то архив вел. кн. Николая Николаевича туда передадут, то еще что ценное.
virginian
May. 12th, 2017 08:55 pm (UTC)
Я имел в виду, что издательство YMCA могло отказаться передавать фонды.

Статья про новое здание была в 2015-ом, видимо уже переехали.

Дом Русского Зарубежья – Дом для всех


eho_2013
May. 12th, 2017 09:12 pm (UTC)
Да, они начинали в Иностранке, но у меня было ощущение, что переехали они давно, а статья и вправду от 15 года. Что-то у меня сместилось по части хронологии... Там у истоков организации Фонда стояла моя сотрудница (и начальница) по нашему Культурному Центру в Берлине, что мне на начальном этапе помогло в работе. Хорошо, когда находятся свои люди... Но сейчас она, кажется, ушла. Надо созвониться, уточнить.
Мы с ней вернулись из Германии в разное время, а в Москве встретились на похоронах Деникина, когда она уже занялась Русским Зарубежьем, а я темой Дома Романовых. Сюр нашей жизни.
virginian
May. 12th, 2017 09:16 pm (UTC)
Мир тесен, это давно уже известно.
fontyler
May. 13th, 2017 12:08 pm (UTC)
Какой разговор интересный - я подслушала :)
Сто лет не была ни в Иностранке, ни в Ленинке... целый пласт жизни - библиотека, картотеки, библиография... дождаться своих книг, читать, пока не выгонят, ехать домой на метро, с пересадками, на автобусе ... и это было такое счастье.
eho_2013
May. 13th, 2017 01:05 pm (UTC)
Да, Ирочка, сто лет ты не была в Ленинке... Картотеки... Открываешь дома на сайте Ленинки электронный каталог, выбираешь книги и смотришь - есть ли их электронная версия. Если вдруг нет (оцифровано еще не все), тут же заказываешь по номеру чит. билета и на следующий день приезжаешь - они тебя ждут. А если есть - читай прямо на сайте. Хотя если долго рыскать по библиотеке, какие-то узкоспециальные картотеки найти еще можно - библиографы народ консервативный. Хотя современное поколение уже на 100% компьютеризировано.
fontyler
May. 13th, 2017 04:47 pm (UTC)
Да, надо бы найти читательский билет. Но с той поры столько воды утекло, что теперь уже разве что только обратиться в библиотеку, чтобы восстановили.
А вообще это мысль искать там книги. Я на Гугле ( Googlу books) теперь многое нахожу... и на пиратской бухте :) Вот сейчас только искала Алфавит Диринжера. Нашла на английском, что мне и было нужно, но в таком формате, из которого цитату невозможно скопировать. Надо посмотреть, нет ли на русском в Ленинке.
eho_2013
May. 13th, 2017 07:10 pm (UTC)
Билеты уже лет 12 как электронные, как банковская карточка, только с фотографией. Их все равно меняют каждые 5 лет.
fontyler
May. 13th, 2017 07:39 pm (UTC)
Банковские карточки без фото, поэтому их меняют через 3 года :))
eho_2013
May. 13th, 2017 07:12 pm (UTC)
Да, кстати, порыться в электронном каталоге и посмотреть материалы на сайте РГБ можно и без билета, дистанционно.
fontyler
May. 13th, 2017 07:42 pm (UTC)
Да! Спасибо. Я смотрю книги на сайте Gutenberg (https://www.gutenberg.org), Librivox, в пиратских бухтах, а пора возвращаться в родную Ленинку.
pravoslavnaa
May. 12th, 2017 08:26 pm (UTC)
Очень интересная статья
eho_2013
May. 12th, 2017 08:50 pm (UTC)
У Шакко вообще интересные материалы, хотя она иногда хулиганит и пишет "омерзительное искусствоведение" в шуточном ключе.
virginian
May. 12th, 2017 08:57 pm (UTC)
Она считает, что нам пора на пенсию:

"Если вы не читаете меня через френдленту Livejournal, а давно уже переросли этот старинный сайт..." и так далее.
eho_2013
May. 12th, 2017 09:16 pm (UTC)
Ну и что? У каждого есть свои маленькие слабости. А мы вот такие - архаичные и допотопные, любящие старый ламповый ЖЖ.
virginian
May. 12th, 2017 09:31 pm (UTC)
Ну да, "ламповый звук" для настоящих ценителей!
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com