?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Комикс 1937 года...

Описания рисунков сами по себе характерны...

Персоналия в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пятаков,_Георгий_Леонидович
Георгий Леонидович Пятаков

Оригинал взят у a_dedushkin в История одного предательства
Оригинал взят у gorbutovich в История одного предательства
1937


35493603196_067830138a_b.jpg
Карикатура «Вредительство в шахте», из серии «История одного предательства». 1937. Фрагмент. Автор: Храпковский М.Б. Музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Серия карикатур посвящена политическому пути советского партийного и государственного деятеля Георгия Леонидовича Пятакова (1890-1937), члена партии большевиков с 1910 года. Карикатуры создавались во время открытого судебного процесса «Параллельного антисоветского троцкистского центра», в котором Пятаков был одним из главных обвиняемых. Сюжетами композиций стали эпизоды политической карьеры обвиняемого оппозиционера, поданные как безусловные факты предательства. Был расстрелян в 1937, реабилитирован в 1988.

Художник Храпковский Михаил Борисович (1905-1959) родился в Саратове. С 1920-х гг. жил в Ленинграде и иллюстрировал журналы «Крокодил», «Мурзилка», а также книги. Преподавал на курсах повышения квалификации художников-карикатуристов «Пресс-клише ТАСС». В 1940 был репрессирован за родство (по жене) с генералом Григорием Куликом. В середине 1950-х гг. работал учителем в художественном кружке средней школы имени Сталина в городе Каратау Жамбылской области. Умер в Москве.

Какая картинка следует за какой – не знаю. Серия хранится в Музейно-выставочном центре «РОСИЗО», Москва. Описания работ: «РОСИЗО».


2.

«Вся власть советам», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет полуфигуру революционного рабочего с перевязанной раной на голове, одетого в бушлат и кепку и несущего за плечом ружье со штыком, к которому прикреплен флажок с лозунгом «Вся власть Советам». На стволе его ружья, уцепившись за штык одной рукой, расположился взлохмаченный человечек в сюртуке с бантом на лацкане, который экспрессивно машет шляпой и кричит. Это герой серии – карикатурно изображенный революционер и большевик Георгий Леонидович Пятаков. Так проиллюстрирован эпизод его биографии – возвращение в Россию после февральской революции из эмиграции буквально на штыках революционных масс.


3.

«Начало», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО»

Карикатура представляет героя серии, маленького полного человечка с бородкой, в пенсне, в пальто и в котелке. Он уцепился за полу шинели красноармейца, стремительно идущего в атаку с ружьем наперевес. Фигура красноармейца многократно увеличена относительно злонамеренного «попутчика», что подчеркивает его ничтожность.


4.

«Проба пера», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, акварель. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет маленького полного человечка в очках, с бородкой, который тщетно пытается сокрушить писчим пером гранитные блоки колоссального бастиона с надписью РКП (б). С человечка градом капает пот. На древке его «копья», как знамя, развевается надпись «Дискуссия о профсоюзах». Этот эпизод в истории партии большевиков имеет отношение к 1920-1921 г., застрельщиком дискуссии стал Троцкий, оппонировавший Ленину. В партии возник идейно-политический кризис. Итог дискуссии был подведен на Х съезде партии. Карикатура показывает Пятакова как публициста, который своей деятельностью пытается безуспешно нанести урон крепости партийного единства.


5.

«НЭП», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет сцену выступления с трибуны основного персонажа серии – маленького полного человечка в очках, с всклоченной шевелюрой, бородкой и усами. Одетый в подпоясанную гимнастерку, он, перегнувшись через парапет трибуны, самозабвенно кричит. Двумя руками он держит плакатик с надписью «НЭП, это капиталистическое перерождение». Сюжетом рисунка является дискуссия о Новой экономической политики, в которой Пятаков занимал крайне левую позицию.


6.

«Кратчайшим путем», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет комичную сцену демонстрации – Пятаков идет один по мелкой речке под рваным белым флагом с надписью «За мной» и указывая пальцем путь. В стороны от него прыгают лягушки. Над мелкой речкой возвышается мощный капитальный мост, по которому движется многотысячное шествие под транспарантами, под перилами помещена объемная гигантская надпись «ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ». Шагающий под мостом в полном одиночестве Пятаков, таким образом противопоставляет себя единственно верному вектору движения масс.


7.

«Под суфлера», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет сцену выступления с трибуны героя серии – маленького полного человечка с зачесанными назад волосами, пышными висячими усами, в очках, с бородкой, в костюме-тройке и с галстуком. Он произносит речь перед залом, почти лежа животом на парапете трибуны, подавшись вперед, он указывает пальцем вниз. Под трибуной сидит, не видимый слушателям бородатый кулак в жилете и рубашке в горошек. Он суфлирует оратору, прикрывая рот ладонью. На трибуне стоит графин со стаканом, лежат портфель и доклад выступающего.


8.

«Вон!», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет Пятаков, сидящего с вытянутыми ногами на полу внизу лестничного пролета. На лице его написано изумление, очки сбились набок, рука прижата к виску. Лежащие на ступенях шляпа и раскрытый портфель с бумагами указывают на то, что героя спустили с лестницы. Так, видимо, представлено исключение Пятакова из ВКП(б).


9.

«Непрошенный «спасатель», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет сцену на море во время шторма: колоссальный крейсер с надписью «ВКП (б)» на борту невозмутимо плывет среди бушующих волн. У борта корабля в волнах – маленькая лодочка, где стоит, бросив весла, герой серии - маленький полный человечек с бородкой, в очках и в костюме. Его шляпу унес ветер. В одной руке он держит громкоговоритель, в другой – спасательный круг. Персонаж, чье дело антипартийной пропаганды представлено безнадежным, выглядит как двуличный политик, ведущий наступление на партию, однако помнящий и о необходимости собственного спасения. Данная карикатура соотносится с реальными событиями из жизни Пятакова: в 1927 г. его исключили из партии за участие в троцкистско-зиновьевском блоке. Пятаков написал покаянное прошение о восстановлении в партии.


10.

«Раскаяние», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. 30 х 28 см. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет героя серии, сидящим в кресле за большим письменным столом. Возведя глаза к потолку и держа во рту кончик перьевой ручки, он сочиняет текст покаянного заявления в ЦК ВКП (б), в то же время в кармане его пиджака виднеется край письма с надписью «от Троцкого». Прототип двуличного персонажа – Пятаков, после исключения в 1927 г. из партии за принадлежность к троцкистской оппозиции, написал покаянное прошение о восстановлении в ВКП(б), был в 1928 восстановлен в ее рядах и продолжал занимать ответственные посты.


11.

«Клятва верности», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

На карикатуре изображен полный человечек, в очках, с бородкой, висячими усами и всклоченными седыми волосами, одетый в костюм-тройку. Со слезами на глазах он приносит клятву, патетически подняв левую руку и прижимая к сердцу партбилет. Пятаков представлен в карикатуре более полным и старым, чем он был на самом деле к 1937 г. Используется реальный факт – в 1927 г. Пятакова исключили из партии за участие в троцкистско-зиновьевском блоке. Пятаков написал покаянное прошение и был восстановлен в партии, и взамен написал еще и публичные статьи, славившие Сталина и громившие его бывших идейных товарищей.


12.

«Вредительство в шахте», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш. 30 х 28 см. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

На карикатуре представлена сцена «вредительства», в тесном забое шахты. Огромный шахтер, стоя на одном колене, рубит уголь отбойным молотком. За его спиной маленький полный человечек в костюме, лысый, в очках, с бородкой перерезает кабель питания инструмента большим ножом. В основу сюжета легли обвинения, предъявленные Пятакову на судебном процессе, в ходе которого ему инкриминировалось вредительство.


13.

«У вождя», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет сцену встречи седого полного человечка в очках с мужчиной, напоминающим Льва Троцкого. Троцкий, сидит верхом на сапоге фашиста, чья фигура колоссального роста скрыта от зрителя, видно только его ноги в сапогах и шпоры со свастикой. Находясь выше толстенького Г. Пятакова, Троцкий передает ему вниз револьвер, который принимается подобострастно и обеими руками. Карикатура недвусмысленно обличает Троцкого и его последователей в связи с нацисткой Германии. Признав на процессе в 1937 г. по настоянию Орджоникидзе свою вину в надежде на освобождение, Пятаков озвучил разработку НКВД о сговоре Троцкого и Гитлера с целью захвата власти в СССР.


14.

«Тайная вечеря», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет встречу заговорщиков, которым герой серии, маленький толстый человечек в очках передает Директиву – большой лист бумаги с надписью и револьвер. Над столом, где лежит «послание» и пистолет, склонились, кроме стоящего справа героя, еще четверо пожилых, почтенного вида господ в костюмах и галстуках.


15.

«Сговор с японским агентом», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет сцену встречи японского дипломата и героя серии, полного седовласого мужчины с усами и бородой. Сцена происходит на банкете: оба персонажа одеты во фраки и белые жилеты, у обоих бабочки и белые перчатки. Тянется к уху японца, чуть наклонившегося к нему и шепчет ему на ухо, передавая одновременно записку. Японец с орденской звездой на груди одной рукой. Справа в глубине под горящим бра стоит официант, наблюдающий за парой.


16.

«Добро пожаловать», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет сцену встречи Пятаковым немецко-фашистской колонны. Он предлагает хлеб-соль военачальнику в каске, со свастикой на рукаве, курящему сигару и не удостаивающему подателя взглядом. На шее коня, на котором едет немец, сидит гипертрофированно уменьшенный Лев Троцкий, представленный в карикатурном виде. Слева, за конем военачальника, двигаются ряды фашистов, грозящие захватить СССР. Карикатура недвусмысленно обличает Троцкого и его приверженца Пятакова в связи с нацисткой Германией и в пособничестве фашизму.


17.

«Берлин-Осло», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет сцену проводов героя серии на самолете из Берлина. Стоящий в левом нижнем углу полный немец в фашистской униформе, фуражке и с сигарой во рту протягивает герою для пожатия два пальца, которые герой подобострастно пожимает, наполовину высовываясь из иллюминатора и снимая в приветствии шляпу.


18.

«Наконец-то!», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет героя серии, который стоит, откинувшись назад, и с восторгом читает передовицу газеты «Правда», поднеся ее к лицу. На отогнутом листе газеты виден портрет в траурной рамке, по всей видимости, сообщается о смерти Г. Орджоникидзе, последовавшей 18 февраля 1937 г. Г. Пятаков был заместителем умершего наркома тяжелой промышленности до 1936 г. Радость при получении скорбной новости демонстрирует лицемерие находящегося под судом Пятакова.


19.

«Скорбь», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет Пятакова, несущего траурный венок из пальмовых листьев. Надпись на ленте гласит: «незабвенному товарищу, любимому другу». По его скорбному лицу текут крупные слезы. Содержательно рисунок, видимо, примыкает к карикатуре «Наконец-то» и также посвящен смерти Орджоникидзе, к гробу которого Пятаков несет венок.


20.

«Пойманный предатель», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет героя серии в образе маленького полного человечка с бородкой, в очках и в костюме, застигнутого врасплох с пачкой шпионских донесений, который он в испуге прижимает к груди. Он показан сверху, что еще более подчеркивает его незначительность и комичность. Огромная рука невидимого военного хватает предателя за руку, из-за чего тот роняет пистолет. Карикатура иллюстрирует те преступления, которые были инкриминированы Пятакову на суде.


21.

«Последняя ложь», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Карикатура представляет сцену выступления Пятакова в суде. Изгибаясь, прижимая руки к сердцу, рыдая и закатывая к небу глаза, подсудимый - маленький полный человечек с бородкой, в очках, в костюме-тройке, уверяет судей в своем раскаянии. Стоящий за оградой охранник, а также множество зрителей позади, на фоне белой колонны зала суда, хранят скорбное молчание и равнодушны к увереньям и жалобам. Рисунок высмеивает как лицемерное выступление Пятакова на московском процессе в январе 1937 г.


22.

«Смерть подлым предателям», из серии «История одного предательства». 1937. Художник Храпковский Михаил Борисович. Бумага, карандаш, уголь, тушь. Рисунок экспонировался на выставке «Индустрия социализма». ФГБУК ГМВЦ «РОСИЗО». Source

Рисунок представляет погрудное изображение рабочего, идущего на зрителя с поднятым кулаком и несущего на плече отбойный молоток. Надпись на знамени, развевающемся за его спиной, гласит: «Смерть подлым предателям Родины!». Подобные визуальные плакатные обращения способствовали психологической мобилизации и сплочению советского народа под лозунгами партии. Это последний рисунок в серии карикатур, посвященных политическому пути советского партийного и государственного деятеля Георгия Леонидовича Пятакова, члена партии большевиков с 1910 года.



Posts from This Journal by “большевики” Tag

promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1039
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
virginian
Jun. 27th, 2017 04:25 pm (UTC)
Однако, чем так Пятаков досадил, что заслужил особую серию карикатур? Я всегда считал его второстепенной фигурой в московских процессах. Куда ему до Зиновьева с Бухариным.

Интересно, что:

"В мае 1937 сторонники Троцкого основали в США комиссию Дьюи. На московских процессах Георгий Пятаков дал показания, что в декабре 1935 он летал в Осло для «получения террористических инструкций» от Троцкого. Комиссия утверждала, что, по показаниям персонала аэродрома, в этот день никакие иностранные самолёты на нём не приземлялись."

Сам Дьюи очень незаурядная личность, в 20-ых он был приглашен наркомом просвещения А. В. Луначарским в качестве зарубежного советника по вопросам построения новой советской школы.

Дьюи был также близким другом небезызвестного Альберта Барнса и... автор проекта ликвидации неграмотности в Турции.

Бороться с неграмотностью его пригласил сам Ататюрк. Чтобы научить читать на арабском требовалось минимум три года и большое количество палок для нерадивых учеников. Дьюи подумал, и предложил радикальное решение, перейти на латинский алфавит, что и было сделано. Муллы вряд были счастливы, но перечить Отцу турок было чревато и реформа образовательной системы была проведена в кратчайшие сроки.



Edited at 2017-06-27 04:26 pm (UTC)
eho_2013
Jun. 27th, 2017 06:24 pm (UTC)
Вообще, на Западе среди сторонников Троцкого было много достойных людей. Видимо, воодушевились идеями Коминтерна и не осознавали, что творилось в России с подачи их лидера.
aborigenarbata
Jun. 27th, 2017 05:29 pm (UTC)
"Художественное освещение фактов" вредительства, предательства осужденных и расстрелянных не менее мерзко как и сам суд на ними.
eho_2013
Jun. 27th, 2017 06:14 pm (UTC)
Этот художник для меня был известен как иллюстратор детской литературы, и обнаружить его в таком качестве было неприятно.

Ну а мерзкий суд... В том плане, что судили не за те преступления, которые совершал, а за те, что придумали для "дела", тогда да.
Я специально дала ссылку на его биографию - даже по этим скупым данным ясно, сколько человек наворотил кровавых дел. Хотя оборудование в шахте вряд ли портил и интересы "кулака" тоже не отстаивал...
aborigenarbata
Jun. 28th, 2017 10:12 am (UTC)
Так одни палачи судили других, но по выдуманным обвинениям
eho_2013
Jun. 28th, 2017 11:39 am (UTC)
Увы...
eho_2013
Jun. 27th, 2017 06:41 pm (UTC)

Иллюстрация к рассказам Носова

И его книга была очень популярна, много изданий выдержала:





И вдруг!
aborigenarbata
Jun. 28th, 2017 10:15 am (UTC)
Подобными карикатурами грешили и Ганф, Ефимов и Кукрыниксы, кушать хотелось.
eho_2013
Jun. 28th, 2017 11:31 am (UTC)
Ефимов - да. А Ганф и Кукрыниксы больше по части обличения фашизма и империализма действовали, на внутреннем фронте разве что против мещан и обывателей... Или я что-то упустила?
aborigenarbata
Jun. 28th, 2017 02:28 pm (UTC)
Вы, правы у Ганфа и Кукрыниксов мало карикатур про вредителей, но было много про "фашистского палача Тито".
eho_2013
Jun. 27th, 2017 06:16 pm (UTC)
Биография красноречивая...
pravoslavnaa
Jun. 27th, 2017 07:53 pm (UTC)
Интересная статья
eho_2013
Jun. 28th, 2017 11:00 am (UTC)
:))
tanafi
Jun. 27th, 2017 11:05 pm (UTC)
Приметы времени...
Потом, в похожем стиле,будут рисовать Кукрыниксы
eho_2013
Jun. 28th, 2017 10:59 am (UTC)
Кукрыниксы все-таки боролись карикатурами с внешним врагом, а не со своими...
А в 1930-х карикатуры у них были довольно беззлобные, в крайнем случае неполадки на транспорте критиковали. Или просто иронизировали.


Edited at 2017-06-28 12:02 pm (UTC)
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com