?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у kazanocheka в Клады. Часть 2. 12 стульев от Гамбса
«Двенадцать стульев» — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и являющийся первой совместной работой соавторов. В 1928 году опубликован в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1—7); в том же году издан отдельной книгой.
В основе сюжета — поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой.


12_стульев_1_издание_1928.jpg
Разворот первого журнального издания, художник М. Черемных



История, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи». Но поиск мифических (или реальных?) бриллиантов затянулся вот уже почти на 90 лет. И хотя сюжет, да и сам текст практически выучен на зубок, однако же оскомины роман не набил, и читатели, вслед за бывшим уездным предводителем дворянства, а теперь просто Кисой Воробъяниновым и самим Остапом Бендером, сбились в поисках клада,так опрометчиво спрятанного в стуле.
Да не простом, а в комплекте из 12 гамбсовких, дворцовых стульев.

— Ипполит, — повторила теща, — помните вы наш гостиный гарнитюр?

— Какой? — спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.
— Тот... Обитый английским ситцем в цветочек...

— Ах, это в моем доме?

— Да, в Старгороде...

— Помню, я-то отлично помню... Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская... А почему вы вспомнили?

Но Клавдия Ивановна не смогла ответить. Лицо ее медленно стало покрываться купоросным цветом. Захватило почему-то дух и у Ипполита Матвеевича. Он отчетливо вспомнил гостиную в своем особняке, симметрично расставленную ореховую мебель с гнутыми ножками, начищенный восковой пол, старинный коричневый рояль и овальные черные рамочки с дагерротипами сановных родственников на стенах.

Тут Клавдия Ивановна деревянным, равнодушным голосом сказала:

— В сиденье стула я зашила свои бриллианты.


Опочивальня-860x442.jpg
Гостиный гарнитур, состоящий из девяти предметов мебели Г. Гамбса и два кресла, мебель находилась в гостиной императрицы Марии Александровны в старом Ливадийском дворце.


Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова вышли из мастерской братьев Гамбс. Это была лучшая мебель в то время, а следовательно и ужасно дорогая. Компания Генриха Гамбса занималась меблировкой комнат в Царском Селе, выполняла заказы Павла Первого, реставрировала мебельные гарнитуры в Эрмитаже. Многие из работ Гамбса того времени, выполненные по рисункам В. Бренны и А. Воронихина, украшали царские дворцы _ и до сих пор их можно видеть, например, в Павловске. Это подлинные шедевры мебельного искусства.


Стулья и кресла от Гамбса
926ac3f8c5df84312d69cdec4f63584d.jpg

5352v682f21.jpg

5352vfe3a0f.jpg

WOA_IMAGE_1.jpg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0Dej7QrhmRK4GZa--Zswo8bqMGnZE-RQsksmb68h_xOHcO9tSJy5seSE3_Oi_FhJBYw1nKOQDTgh_xYL1dFx3nlbFg.jpeg

Стулья в стилем «жакоб», очень характерном для Гамбса — мебель из красного дерева с латунными накладками.

natalia_ugleva_interview_gambsova_mebel_musei_design_berlogos_21.jpg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejZw3mRcnnFZHDQAU_so0MUBYlO4o1u71rTMOUpHEw1mNeLyeXxMEk9ffzpuS0OnSmgC069vZ0W2hz8eG_Bx6cvA.jpeg
Кресло вольтеровского типа относится к одной из разновидностей трансформируемой мебели

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejiviBlQmUdnjwfVh1KpQo_j2TxTeEwm7rPk9YVbBxNPM_NVmyoHpr35rXvsrqrvbNv5HFRCC0o7ET9dufxzuO1w.jpeg
Канапе «тет-а-тет». Мастерская братьев Гамбс. Санкт-Петербург. Конец 1830-х гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, бархат, латунь; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка.




Генрих Даниэль Гамбс (1764 _ 1831) приехал в Петербург из прусского городка Нейвид в 1795 году _ вероятно, наслышавшись о пышном дворе императрицы Екатерины II. Явился он с весьма ограниченными средствами, а посему не стал терять времени и оповестил горожан через "Санкт-Петербургские ведомости" о своих планах: "Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давыда Рентхена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он откроет сего Ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме господ Еропкиных под # 297 магазин для продажи всяких мебелей. В рассуждении потребы знатного капитала, как для сего заведения так и для содержания фабрики, имеет он производить продажу не иначе как за наличные деньги, напротив же того обещает продавать все за самые сходные цены".


4c0b1fcd30f909c246143363a982e337.jpg



На Итальянской улице уже успели воздвигнуть Монумент, изображающий Остапа Бендера рядом с объектом его вожделений - гамбсовским полукреслом. Изделие мастера Гамбса действительно могло появиться на свет на этой петербургской улице - только не в здании, возле которого поставили монумент, а немного дальше, в доме # 17. Именно здесь некогда размещались фабрика и магазин знаменитого мебельщика, а впоследствии и его сына.


imgB.jpeg
Стол в Павловском дворце

Chenevire432007T153057.jpg

476be0c6ad8c.jpg



Спустя полтора десятка лет слава мастера достигла расцвета: он удостоился звания придворного механика, и ему разрешено было разыгрывать изделия своего ремесла в лотерею. Вот одно из газетных объявлений тех лет: "С дозволения правительства разыгрываться будет большая лотерея, изо 100 выигрышей состоящая и во 100 тысяч рублей оцененная.

Выигрыши можно видеть ежедневно ...с 9.00 утра до 6.00 вечера, а равно и билеты по 5 р. получать на фабрике Придворного Механика Гейнриха Гамбса... Сии выигрыши ...состоят из собрания прекраснейших вещей и великолепнейших мебелей. Главный выигрыш _ Архитектоническо-Механическое музыкальное бюро с позолоченною бронзою".

Помимо мебели магазин Гамбса торговал также "электрическими машинами", воздушными насосами и прочими вещами, свидетельствовавшими о разносторонних талантах их изготовителя. Он недаром называл себя механиком: применение этой стороне гамбсовского таланта нашлось в разнообразных тайниках, оснащавших его бюро и секретеры; в свое время в них было укрыто немало драгоценностей. Тайников не было только в стульях...


5726be25-2c54-40e4-abe2-eb5ba05deb3e.jpg

1b2cffd0e2fc37b5ee02a4830b42d185.jpg

Foto 617.jpg

160324155046c2d5a1193d7c3beed55df9475be2cd6f.jpeg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejOzEbJ2MxMO_oDGC2spO3h88MGy789DX1a8GTGLKzMkVIuzr2Eq29bnLxNv1ME9trGwJsNfptSsA_tAbAvaCYJQ.jpeg



Мебель Гамбса отличалась «эгломизе» (eglomise) — расписными вставками из стекла с амальгамой (сплав ртути с другими металлами) — для бюро, столиков и часов. Эта техника изобретена во Франции, но использовалась только для вставок в табакерки, шкатулки и прочие мелкие вещи;


hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0Dej09Mrih7JDqIjFU97Z1fRv34sJ_HXVFGPFk_S3KnSYRiXM2KBQrmri2o4yqxw_9eXhfSfg8-JmjslDEjAEz7_OA.jpeg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0Dejd_LAvEBNVlDxj_UQdNe40LKZ2tK6QeKNj9eFKqnq5F8mlAOHuQOtmkJS8bzp1QQ_5kW--gyWgnWM40y-3Y53KA.jpeg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejD35s6B0-IipeauHTCEfiOvhs-dsz1S7VGETNJE66twF_DoqIGzTAFyRIi61p2zKfX_OTuB_qisGnGA6ph0ac0g.jpeg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejODaFP3TySzYDrFvxL8Sy91XueOoSEHxS10bTi2E71NyTROtaAmJTKaCerh37deXcKlraoYKYzmwB9weNe3QAdg.jpeg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejnnYssPQLLc19LZ0Nu8m61ftXk6mc3F-D8mJ1YhjC6D2RjTC8FkT_XoTtLA1ofvLiFXqsyJdyW1W312XaPYWz3w.jpeg
Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejSpVQpK3m1BzKwz8vk_GSIMFhpauvqU77xnTNQBygOe5pNi4KNcfbQSFuRGzx-4w7TQVfVk_qYRge14VhZgA34g.jpeg
Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejUZV1RBYR8lL8WYcuxruifSlwTGKnOChUMvz4wkRaeEjNO_05dr7JlJIkb23mT4usaq328MLv9l9oOaJS4yh-yQ.jpeg




После смерти Генриха мебельное производство унаследовали сыновья: Петр руководил компанией с 1828 года, а Эрнест с 1830 года. До середины 19 века фирма Гамбсов была ведущей на рынке мебели в Санкт-Петербурге.

А в том, что она была таковой, лишний раз убеждают слова И. Пушкарева, автора книги "Описание Санкт-Петербурга", вышедшей через несколько лет после смерти мастера. В главе о мелкой промышленности он пишет: "Из множества мебельных мастеров прежде первенствовал над всеми покойный Гамбс, ...отличный художник в этом роде, и мебели его славились красотою и прочностию".

Увы, Петеру не удалось поддержать былое реноме. Уже через пару десятилетий фабрика Гамбса, очевидно, не выдержав растущей конкуренции, прекратила существование. Подробностей об этом времени сохранилось немного; известно лишь, что именно в те годы дом на Итальянской был перестроен _ по проекту начинающего архитектора Г. Боссе. Возведенное тогда зодчим двухэтажное здание на высоких подвалах (третий этаж надстроили в конце ХIХ века) во многом сохранил свой наружный облик до наших дней.


28435682125_f9a621f220_o.jpg



...Ну а медная дощечка, которую обнаружили Остап Бендер и Киса Воробьянинов в недрах одного из 12 стульев ("Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели, 1865 г. Санкт-Петербург") является чистейшим анахронизмом: до 1865 года предприятие Гамбса просто не дожило. Впрочем, это ничуть не вредит художественным достоинствам романа: писатели имеют право на вымысел!

Интерес публики к экспонатам музея мебельного мастерства, куда компаньоны приходят в поисках стульев, был одной из социальных примет 1920-х годов: в этот период многие бывшие дворянские усадьбы преобразовались в постоянно действующие выставки. Первый мебельный музей, коллекция которого была представлена в том числе и работами Гамбса, размещался в Александрийском дворце.


hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejupK6ulbkTWN3p1Di2gSv4J2EQHSNdzHrsfUCI4tD4ZXvUvt5BZ2M8MgwEAeYnCej55FmZzaF7bolw2wxhdwSCQ.jpeg
выставка «Гамбсова мебель» в Государственном Историческом музее



И в наше время предметы легендарной гамбссовской мебели являются музейными экспонатами, ведь продукция фирмы Генриха Даниеля Гамбсса тала не только общепризнанным примером отличного качества и высокого вкуса, но и в определенной степени частью русской культуры и повседневной жизни


c3bfa466b6f72fd733c9086b06d93f0d.jpg
Санкт-Петербург. Мастерская Г. Гамбса. По проекту К. И. Росси. 1820-е. Царское село

e1a4e39abd4e107acc17176bd440f0ef.jpg

6e1f983d83551d95a48b106c6760c5b0.jpeg
Кресло, Г. Гамбс, фрагмент.

1907130001_9.jpg



https://vespig.wordpress.com/2011/09/09/история-российской-мебели-творцы-и-ре/
http://mayak-parnasa.livejournal.com/821344.html
http://eho-2013.livejournal.com/859340.html
http://diletant.media/blogs/60920/685/
http://www.pressa.spb.ru/newspapers/spbved/2001/arts/spbved-2479-art-26.html
http://asgard-mebel.ru/recomendation/2842/
http://www.pressa.spb.ru/newspapers/spbved/2001/arts/spbved-2479-art-26.html
http://worontsovpalace.org/?p=2239
Санкт-Петербургские Ведомости No 89(2479), 19 мая 2001


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Posts from This Journal by “прикладное искусство” Tag

promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1067
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
aborigenarbata
Sep. 5th, 2017 09:59 am (UTC)
Интересный и познавательный пост. Получается, что, когда Бендер и Киса рубили топорами стулья, они уничтожали произведения искусства. И вот поясните, пожалуйста, это, связанное с анахронизмом - писатели имеют право на вымысел! Может быть писатели просто не знают этого исторического факта, как А.И.Куприн, описывая старинный гранатовый браслет с демантоидом, наверное, не догадывался, что этот зеленый камень открыт сравнительно недавно и не мог принадлежать прабабке Желткова.
eho_2013
Sep. 6th, 2017 08:50 am (UTC)
В те времена, когда Ильф и Петров писали свой роман, многие ценные вещи предметами искусства не считались. Антиквариат стоил гроши, многое не сохранилось. Ценной мебели было так много, что только на конфискованные гарнитуры Гамбса в маленьком провинциальном Старгороде была составлена огромная картотека, как помните. Причем - подпольно, ибо разбазаривали все просто так. Да и не только к мебели подобным образом относились.
Какие бои сейчас идут в Питере из-за Исаакиевского собора? Главный аргумент - если там будут проходить церковные службы, это плохо скажется на мозаиках работы фон Неффа! А они бесценны!
А когда взрывали Храм Христа Спасителя, огромный резной беломраморный иконостас с иконами работы фон Неффа посчитали не представляющим художественной ценности и взорвали вместе с храмом.

А что касается творчества писателей - да, вымысел не есть реальная жизнь, даже правдоподобный вымысел.
pravoslavnaa
Sep. 5th, 2017 12:01 pm (UTC)
Очень познавательный пост если честно не знала ,что мебель из знаменитого произведения шедевр искусства .И сделана знаменитым автором
eho_2013
Sep. 6th, 2017 08:52 am (UTC)
Когда шла работа над романом, к мебели Гамбса относились с почтением, но не до такой степени. По-настоящему ценить ее стали позже.
livejournal
Sep. 5th, 2017 04:01 pm (UTC)
Клады. 12 стульев от Гамбса
Пользователь amarok_man сослался на вашу запись в своей записи «Клады. 12 стульев от Гамбса» в контексте: [...] етербургские Ведомости No 89(2479), 19 мая 2001 Оригинал взят у в Клады. 12 стульев от Гамбса [...]
tanafi
Sep. 5th, 2017 10:17 pm (UTC)
Мастер он был,это видно)
eho_2013
Sep. 6th, 2017 08:52 am (UTC)
Да, в прямом смысле "мебель из дворца")
livejournal
Sep. 12th, 2017 09:15 am (UTC)
Клады. 12 стульев от Гамбса
Пользователь karhu53 сослался на вашу запись в своей записи «Клады. 12 стульев от Гамбса» в контексте: [...] Санкт-Петербургские Ведомости No 89(2479), 19 мая 2001 Клады. 12 стульев от Гамбса [...]
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com