eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Клады. 12 стульев от Гамбса

Оригинал взят у kazanocheka в Клады. Часть 2. 12 стульев от Гамбса
«Двенадцать стульев» — роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и являющийся первой совместной работой соавторов. В 1928 году опубликован в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1—7); в том же году издан отдельной книгой.
В основе сюжета — поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой.


12_стульев_1_издание_1928.jpg
Разворот первого журнального издания, художник М. Черемных



История, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи». Но поиск мифических (или реальных?) бриллиантов затянулся вот уже почти на 90 лет. И хотя сюжет, да и сам текст практически выучен на зубок, однако же оскомины роман не набил, и читатели, вслед за бывшим уездным предводителем дворянства, а теперь просто Кисой Воробъяниновым и самим Остапом Бендером, сбились в поисках клада,так опрометчиво спрятанного в стуле.
Да не простом, а в комплекте из 12 гамбсовких, дворцовых стульев.

— Ипполит, — повторила теща, — помните вы наш гостиный гарнитюр?

— Какой? — спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.
— Тот... Обитый английским ситцем в цветочек...

— Ах, это в моем доме?

— Да, в Старгороде...

— Помню, я-то отлично помню... Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская... А почему вы вспомнили?

Но Клавдия Ивановна не смогла ответить. Лицо ее медленно стало покрываться купоросным цветом. Захватило почему-то дух и у Ипполита Матвеевича. Он отчетливо вспомнил гостиную в своем особняке, симметрично расставленную ореховую мебель с гнутыми ножками, начищенный восковой пол, старинный коричневый рояль и овальные черные рамочки с дагерротипами сановных родственников на стенах.

Тут Клавдия Ивановна деревянным, равнодушным голосом сказала:

— В сиденье стула я зашила свои бриллианты.


Опочивальня-860x442.jpg
Гостиный гарнитур, состоящий из девяти предметов мебели Г. Гамбса и два кресла, мебель находилась в гостиной императрицы Марии Александровны в старом Ливадийском дворце.


Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова вышли из мастерской братьев Гамбс. Это была лучшая мебель в то время, а следовательно и ужасно дорогая. Компания Генриха Гамбса занималась меблировкой комнат в Царском Селе, выполняла заказы Павла Первого, реставрировала мебельные гарнитуры в Эрмитаже. Многие из работ Гамбса того времени, выполненные по рисункам В. Бренны и А. Воронихина, украшали царские дворцы _ и до сих пор их можно видеть, например, в Павловске. Это подлинные шедевры мебельного искусства.


Стулья и кресла от Гамбса
926ac3f8c5df84312d69cdec4f63584d.jpg

5352v682f21.jpg

5352vfe3a0f.jpg

WOA_IMAGE_1.jpg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0Dej7QrhmRK4GZa--Zswo8bqMGnZE-RQsksmb68h_xOHcO9tSJy5seSE3_Oi_FhJBYw1nKOQDTgh_xYL1dFx3nlbFg.jpeg

Стулья в стилем «жакоб», очень характерном для Гамбса — мебель из красного дерева с латунными накладками.

natalia_ugleva_interview_gambsova_mebel_musei_design_berlogos_21.jpg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejZw3mRcnnFZHDQAU_so0MUBYlO4o1u71rTMOUpHEw1mNeLyeXxMEk9ffzpuS0OnSmgC069vZ0W2hz8eG_Bx6cvA.jpeg
Кресло вольтеровского типа относится к одной из разновидностей трансформируемой мебели

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejiviBlQmUdnjwfVh1KpQo_j2TxTeEwm7rPk9YVbBxNPM_NVmyoHpr35rXvsrqrvbNv5HFRCC0o7ET9dufxzuO1w.jpeg
Канапе «тет-а-тет». Мастерская братьев Гамбс. Санкт-Петербург. Конец 1830-х гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, бархат, латунь; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка.




Генрих Даниэль Гамбс (1764 _ 1831) приехал в Петербург из прусского городка Нейвид в 1795 году _ вероятно, наслышавшись о пышном дворе императрицы Екатерины II. Явился он с весьма ограниченными средствами, а посему не стал терять времени и оповестил горожан через "Санкт-Петербургские ведомости" о своих планах: "Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давыда Рентхена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он откроет сего Ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме господ Еропкиных под # 297 магазин для продажи всяких мебелей. В рассуждении потребы знатного капитала, как для сего заведения так и для содержания фабрики, имеет он производить продажу не иначе как за наличные деньги, напротив же того обещает продавать все за самые сходные цены".


4c0b1fcd30f909c246143363a982e337.jpg



На Итальянской улице уже успели воздвигнуть Монумент, изображающий Остапа Бендера рядом с объектом его вожделений - гамбсовским полукреслом. Изделие мастера Гамбса действительно могло появиться на свет на этой петербургской улице - только не в здании, возле которого поставили монумент, а немного дальше, в доме # 17. Именно здесь некогда размещались фабрика и магазин знаменитого мебельщика, а впоследствии и его сына.


imgB.jpeg
Стол в Павловском дворце

Chenevire432007T153057.jpg

476be0c6ad8c.jpg



Спустя полтора десятка лет слава мастера достигла расцвета: он удостоился звания придворного механика, и ему разрешено было разыгрывать изделия своего ремесла в лотерею. Вот одно из газетных объявлений тех лет: "С дозволения правительства разыгрываться будет большая лотерея, изо 100 выигрышей состоящая и во 100 тысяч рублей оцененная.

Выигрыши можно видеть ежедневно ...с 9.00 утра до 6.00 вечера, а равно и билеты по 5 р. получать на фабрике Придворного Механика Гейнриха Гамбса... Сии выигрыши ...состоят из собрания прекраснейших вещей и великолепнейших мебелей. Главный выигрыш _ Архитектоническо-Механическое музыкальное бюро с позолоченною бронзою".

Помимо мебели магазин Гамбса торговал также "электрическими машинами", воздушными насосами и прочими вещами, свидетельствовавшими о разносторонних талантах их изготовителя. Он недаром называл себя механиком: применение этой стороне гамбсовского таланта нашлось в разнообразных тайниках, оснащавших его бюро и секретеры; в свое время в них было укрыто немало драгоценностей. Тайников не было только в стульях...


5726be25-2c54-40e4-abe2-eb5ba05deb3e.jpg

1b2cffd0e2fc37b5ee02a4830b42d185.jpg

Foto 617.jpg

160324155046c2d5a1193d7c3beed55df9475be2cd6f.jpeg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejOzEbJ2MxMO_oDGC2spO3h88MGy789DX1a8GTGLKzMkVIuzr2Eq29bnLxNv1ME9trGwJsNfptSsA_tAbAvaCYJQ.jpeg



Мебель Гамбса отличалась «эгломизе» (eglomise) — расписными вставками из стекла с амальгамой (сплав ртути с другими металлами) — для бюро, столиков и часов. Эта техника изобретена во Франции, но использовалась только для вставок в табакерки, шкатулки и прочие мелкие вещи;


hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0Dej09Mrih7JDqIjFU97Z1fRv34sJ_HXVFGPFk_S3KnSYRiXM2KBQrmri2o4yqxw_9eXhfSfg8-JmjslDEjAEz7_OA.jpeg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0Dejd_LAvEBNVlDxj_UQdNe40LKZ2tK6QeKNj9eFKqnq5F8mlAOHuQOtmkJS8bzp1QQ_5kW--gyWgnWM40y-3Y53KA.jpeg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejD35s6B0-IipeauHTCEfiOvhs-dsz1S7VGETNJE66twF_DoqIGzTAFyRIi61p2zKfX_OTuB_qisGnGA6ph0ac0g.jpeg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejODaFP3TySzYDrFvxL8Sy91XueOoSEHxS10bTi2E71NyTROtaAmJTKaCerh37deXcKlraoYKYzmwB9weNe3QAdg.jpeg

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejnnYssPQLLc19LZ0Nu8m61ftXk6mc3F-D8mJ1YhjC6D2RjTC8FkT_XoTtLA1ofvLiFXqsyJdyW1W312XaPYWz3w.jpeg
Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejSpVQpK3m1BzKwz8vk_GSIMFhpauvqU77xnTNQBygOe5pNi4KNcfbQSFuRGzx-4w7TQVfVk_qYRge14VhZgA34g.jpeg
Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.

hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejUZV1RBYR8lL8WYcuxruifSlwTGKnOChUMvz4wkRaeEjNO_05dr7JlJIkb23mT4usaq328MLv9l9oOaJS4yh-yQ.jpeg




После смерти Генриха мебельное производство унаследовали сыновья: Петр руководил компанией с 1828 года, а Эрнест с 1830 года. До середины 19 века фирма Гамбсов была ведущей на рынке мебели в Санкт-Петербурге.

А в том, что она была таковой, лишний раз убеждают слова И. Пушкарева, автора книги "Описание Санкт-Петербурга", вышедшей через несколько лет после смерти мастера. В главе о мелкой промышленности он пишет: "Из множества мебельных мастеров прежде первенствовал над всеми покойный Гамбс, ...отличный художник в этом роде, и мебели его славились красотою и прочностию".

Увы, Петеру не удалось поддержать былое реноме. Уже через пару десятилетий фабрика Гамбса, очевидно, не выдержав растущей конкуренции, прекратила существование. Подробностей об этом времени сохранилось немного; известно лишь, что именно в те годы дом на Итальянской был перестроен _ по проекту начинающего архитектора Г. Боссе. Возведенное тогда зодчим двухэтажное здание на высоких подвалах (третий этаж надстроили в конце ХIХ века) во многом сохранил свой наружный облик до наших дней.


28435682125_f9a621f220_o.jpg



...Ну а медная дощечка, которую обнаружили Остап Бендер и Киса Воробьянинов в недрах одного из 12 стульев ("Этим полукреслом мастер Гамбс начинает новую партию мебели, 1865 г. Санкт-Петербург") является чистейшим анахронизмом: до 1865 года предприятие Гамбса просто не дожило. Впрочем, это ничуть не вредит художественным достоинствам романа: писатели имеют право на вымысел!

Интерес публики к экспонатам музея мебельного мастерства, куда компаньоны приходят в поисках стульев, был одной из социальных примет 1920-х годов: в этот период многие бывшие дворянские усадьбы преобразовались в постоянно действующие выставки. Первый мебельный музей, коллекция которого была представлена в том числе и работами Гамбса, размещался в Александрийском дворце.


hlwmYNx6HocRGYV_1J5zkGvXQSdBTI7YHMeeaXBkyBX8nhNsDaadFoI3TynM0DejupK6ulbkTWN3p1Di2gSv4J2EQHSNdzHrsfUCI4tD4ZXvUvt5BZ2M8MgwEAeYnCej55FmZzaF7bolw2wxhdwSCQ.jpeg
выставка «Гамбсова мебель» в Государственном Историческом музее



И в наше время предметы легендарной гамбссовской мебели являются музейными экспонатами, ведь продукция фирмы Генриха Даниеля Гамбсса тала не только общепризнанным примером отличного качества и высокого вкуса, но и в определенной степени частью русской культуры и повседневной жизни


c3bfa466b6f72fd733c9086b06d93f0d.jpg
Санкт-Петербург. Мастерская Г. Гамбса. По проекту К. И. Росси. 1820-е. Царское село

e1a4e39abd4e107acc17176bd440f0ef.jpg

6e1f983d83551d95a48b106c6760c5b0.jpeg
Кресло, Г. Гамбс, фрагмент.

1907130001_9.jpg



https://vespig.wordpress.com/2011/09/09/история-российской-мебели-творцы-и-ре/
http://mayak-parnasa.livejournal.com/821344.html
http://eho-2013.livejournal.com/859340.html
http://diletant.media/blogs/60920/685/
http://www.pressa.spb.ru/newspapers/spbved/2001/arts/spbved-2479-art-26.html
http://asgard-mebel.ru/recomendation/2842/
http://www.pressa.spb.ru/newspapers/spbved/2001/arts/spbved-2479-art-26.html
http://worontsovpalace.org/?p=2239
Санкт-Петербургские Ведомости No 89(2479), 19 мая 2001


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Tags: былое, бытовые подробности, выставки, история России, литература, мебель, музеи, прикладное искусство
Subscribe

Posts from This Journal “прикладное искусство” Tag

promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments