?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у astori_18 в Русские фильмы, которые рекомендует Гарвард
Гарвардский университет опубликовал список важнейших для истории кинофильмов, в который вошли 20 отечественных картин

Гарвард рекомендует к просмотру

Всем, кто претендует на кандидатскую степень в киноведении, их нужно обязательно посмотреть. Кинокритик Дмитрий Карпюк и интернет-издание «Мел» объяснил, чем так хороши эти картины и почему их столь высоко оценили в Гарварде.


«Киноглаз» (1924 год) и «Человек с киноаппаратом» (1928 год), режиссер — Дзига Вертов

Гарвард рекомендует к просмотру

Не совсем понятно, как их можно рассматривать отдельно. Оба фильма подобны бездонному цилиндру фокусника — все возможные кунштюки и технические трюки были придуманы еще в 20-е годы Вертовым, а современные режиссеры восхищаются и заимствуют их до сих пор.

«Броненосец “Потемкин”», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1925)

Гарвард рекомендует к просмотру

Один из лучших, если не лучший фильм всех времен и народов по мнению многих авторитетных критиков, режиссеров и простых зрителей. Киноведам, безусловно, будет интересен новаторский монтаж и расхватанная на цитаты сцена расстрела на одесской лестнице, но один из самых ярких и болезненных образов в фильме — пробуждение матросов броненосца от рабского сна после того, как их попытались накормить червивым мясом. После такого угощения они словно прозревают самую суть своего существования и вырываются из кокона апатии и послушания. Все остальное уже история, в том числе и история кино.

«По закону», режиссер — Лев Кулешов (1926)

Гарвард рекомендует к просмотру

В этой экранизации рассказа Джека Лондона «Неожиданное» Кулешов построил Юкон на Москве-реке. В первую очередь фильм знаменателен сочетанием рваного монтажа и длинных планов, но даже если отвлечься от технических нюансов, он до сих пор смотрится как минимум с интересом из-за моральной дилеммы — устроить над убийцей самосуд или отдать его в руки закона.

«Мать» (1926 год) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927 год), режиссер — Всеволод Пудовкин

Гарвард рекомендует к просмотру

Первый фильм — экранизация Максима Горького и одно из самых больших достижений советского кино. Пронзительная история про семью из отца-черносотенца, сына-революционера и любящей матери, гибнущей с красным стягом в руках под копытами конных жандармов. Второй — тоже политический фильм про борьбу большевиков с миром капитала, крах империи через трагедию маленького человека. Роднит их не только отсутствие звука, призыв «пой, революция!» и завораживающее использование мультиэкспозиции, но и актер Александр Чистяков. В одном фильме он сыграл отца-тирана с бородой Пана, а в другом — рабочего, руководящего штурмом Зимнего дворца.

«Турксиб», режиссер — Виктор Турин (1929)

Гарвард рекомендует к просмотру

Немая, динамичная и полная энергии документалка в пяти частях и с хронометражем меньше часа о строительстве хлопкового пути СССР — Туркестано-Сибирской магистрали. Любопытно, что режиссер Виктор Турин в революционные годы посещал университет в Массачусетсе и вернулся только в 1922 году, пропустив самое важное для страны время.

«Андрей Рублев», режиссер — Андрей Тарковский (1966)

Гарвард рекомендует к просмотру

Бытописание великого иконописца представляет собой по сути альманах связанных сквозной сюжетной линией притч, где можно увидеть и христианские мотивы, и тему взаимоотношения власти и искусства. Однако прежде всего это кино, показывающее, из какой грязи и крови рождается искусство. Горящая корова, ослепленные мастера, разбредшиеся по лесу, Никулин, захлебывающийся кипящей смолой, — все обернется чередой икон в цветном финале черно-белого фильма. Каждую из них можно долго рассматривать и находить в ней фрагмент из только что просмотренной картины.

«Король Лир», режиссер — Григорий Козинцев (1970)

Гарвард рекомендует к просмотру

«В смутные года идет всегда слепец за сумасшедшим…» Ни грамма фальши в актерской игре (Юрий Ярвет, озвученный Зиновием Гердтом, особенно прекрасен), ни одного слабого кадра — последний фильм Козинцева, снявшего, кстати, перед этим отменного «Гамлета», не зря попал в этот список. В прихотливых ракурсах и в сочетании света и тени при желании можно увидеть отголоски Ингмара Бергмана с Орсоном Уэлсом и очевидную схожесть с «Андреем Рублевым», но прежде всего это лучшая экранизация Шекспира в истории русского кино.

«Земля», режиссер — Александр Довженко (1930)

Гарвард рекомендует к просмотру

Немое кино про то, как в период коллективизации в деревню привезли трактор, кулакам это не понравилось, и они убили молодого коммуниста Василя. В пересказе звучит не очень увлекательно, но чего стоит один только танец подгулявшего Василя на ночной дороге, словно попавший в картину из «Заколдованного места». А монтаж сцены работы крестьян в поле? А похороны Василя, которые превращаются в митинг, «без попов и без дьяков», с «новыми песнями про новую жизнь»? А исступленный кулацкий танец на фоне торчащих из земли крестов? Пробирающий до кости сплав поэзии и реализма, Платонова и Гоголя, лирический взгляд на слом старого уклада и приход нового времени.

«Летят журавли» (1957 год) и «Баллада о солдате» (1959 год), режиссеры — Михаил Калатозов и Григорий Чухрай

Гарвард рекомендует к просмотру

Два красивейших фильма о любви и войне, один — поэма в прозе, второй — баллада, как и сказано в названии. В заслуженно получивших «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах «Журавлях» можно бесконечно восхищаться операторской работой Сергея Урусевского и любоваться на лицо Татьяны Самойловой. Фильм полон лиризма шестидесятых, романтики, входящей в клинч с эстетикой итальянского неореализма. Однако скромная, нежная и полная гуманизма картина Чухрая про путешествие солдата, который отправился в увольнительную повидать мать и по дороге влюбился, ранит больнее и остается в сердце зрителя дольше. Впрочем, тут все субъективно.

«Тени забытых предков» (1964 год) и «Цвет граната» (1969 год), режиссер — Сергей Параджанов

Гарвард рекомендует к просмотру

«Тени забытых предков» — пронзительная история любви, которая сильнее смерти, по новелле украинского писателя Михаила Коцюбинского. Можно долго говорить о столкновении в фильме языческого и христианского мировоззрений и о фольклорных мотивах. Но, чтобы проникнуться, достаточно посмотреть на маски, на финал с похоронами, на потрясающую сцену убийства, когда кровь заливает объектив камеры великого оператора Юрия Ильенко.

«Цвет граната» — фантасмагория, ожившая палитра красок, взгляд на внутренний мир средневекового армянского поэта Саят-Новы. Здесь сюжет отступает перед формой на задний план, но это никак не мешает передаче настроения. У Параджанова, как ни у кого другого, получалось сочинять поэзию в кино.

«Александр Невский», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1938)

Гарвард рекомендует к просмотру

Да, агитационный фильм, зато какой! Внушительные сцены сечи, «фирменный» эйзенштейновский монтаж, симбиоз картинки и гениальной музыки Сергея Прокофьева. Чего стоит момент, когда на горизонте появляется лавина тевтонских рыцарей и звуки бубнов и дудок сменяются мрачно—величественной, почти церковной музыкальной темой. Но волноваться, конечно, не стоит — сама природа на нашей стороне, и все немцы уйдут под лед.

«Иван Грозный», режиссер — Сергей Эйзенштейн (1944)

Гарвард рекомендует к просмотру

Здесь прекрасно все — от сильнейшего образа и игры Николая Черкасова, костюмов и декораций до снятого в цвете танца опричников во второй, не понравившейся Сталину и запрещенной к показу части фильма (странно, что в список попала только первая серия фильма). Сейчас некоторые нюансы актерской игры могут казаться слегка комичными, но перед ощутимой, нешуточной мощью картины отпадают любые вопросы.

«Обыкновенный фашизм», режиссер — Михаил Ромм (1967)

Гарвард рекомендует к просмотру

Шедевр Ромма рекомендуется для просмотра не только документалистам и киноведам — сочетание жутких кадров, едкого закадрового комментария и бравурной музыки до сих оказывает очень сильный эффект.

«Война и мир», режиссер — Сергей Бондарчук (1967)

Гарвард рекомендует к просмотру

Масштабнейший советский фильм и, как к нему ни относись, безусловно смелая попытка Бондарчука экранизировать неподъемный роман русского классика.

«Восхождение», режиссер — Лариса Шепитько (1976)

Гарвард рекомендует к просмотру
Военное кино по повести Василя Быкова «Сотников» поднимает важнейшие моральные вопросы и в какой-то момент превращается в библейскую притчу. Музыка Альфреда Шнитке, игра Гостюхина, Плотникова и Солоницына и режиссура гениальной Ларисы Шепитько в буквальном смысле вынимают душу.

«Ностальгия», режиссер — Андрей Тарковский (1983)

Гарвард рекомендует к просмотру

«Итальянский» фильм Тарковского по сценарию Тонино Гуэрра с Олегом Янковским в главной роли полон классической музыки, обрывков из стихов, многозначительности и тумана в прямом и переносном смысле. Его можно любить или не любить (в конце концов, именно отсюда родилась «тарковщина», испортившая многих начинающих режиссеров), но в данном случае это настоящее искусство, без всяких кавычек.

«Русский ковчег», режиссер — Александр Сокуров (2002)

Гарвард рекомендует к просмотру

Фильм безусловно заслуживает внимания из-за технического приема, который Сокуров делает краеугольным камнем всей конструкции. Да, фильм снят одним планом, без монтажных склеек — в течение полутора часов камера путешествует по Зимнему дворцу, «культурному ковчегу» России, и это как минимум красиво.


via

Posts from This Journal by “кино” Tag

promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1039
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
aborigenarbata
Oct. 3rd, 2017 07:39 pm (UTC)
Из перечисленного не смотрел: «Мать» , «Конец Санкт-Петербурга», «Турксиб», «Цвет граната», "Русский ковчег" и «Земля».
eho_2013
Oct. 3rd, 2017 07:46 pm (UTC)
А "Летят журавли"??? Один из самых наших знаменитых фильмов. А "Броненосец "Потемкин"??? Он вообще был на Западе включен в число лучших фильмов всех времен и народов.
(no subject) - aborigenarbata - Oct. 3rd, 2017 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Oct. 3rd, 2017 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aborigenarbata - Oct. 4th, 2017 06:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Oct. 4th, 2017 03:33 pm (UTC) - Expand
tanafi
Oct. 3rd, 2017 08:15 pm (UTC)
Это фильмы для специалистов...
Массовый зритель только "Летят журавли" и "Баллада о солдате" посмотрит)
eho_2013
Oct. 3rd, 2017 08:32 pm (UTC)
А "Войну и мир"? Ее все смотрели... А "Андрея Рублева"? А "Ивана Грозного"? Киноклассика же)
tanafi
Oct. 3rd, 2017 08:39 pm (UTC)
Точно,про них забыла)
alise84
Oct. 4th, 2017 06:11 am (UTC)
Так и написано: для тех, кто хочет получить степень)
eho_2013
Oct. 4th, 2017 03:34 pm (UTC)
Какие, однако, нынче несложные требования к соискателям)))
(no subject) - alise84 - Oct. 4th, 2017 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Oct. 4th, 2017 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Oct. 4th, 2017 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Oct. 4th, 2017 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Oct. 4th, 2017 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Oct. 4th, 2017 06:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alise84 - Oct. 4th, 2017 07:09 pm (UTC) - Expand
pravoslavnaa
Oct. 3rd, 2017 10:37 pm (UTC)
дав
Из перечисленных фильмов смотрела только два фильма Летят журавли и Баллада о солдате.

Edited at 2017-10-03 10:38 pm (UTC)
eho_2013
Oct. 4th, 2017 03:36 pm (UTC)
Re: дав
"Андрея Рублева" хотя бы надо еще обязательно посмотреть. Без него просто никак нельзя...
virginian
Oct. 5th, 2017 01:35 am (UTC)

Такое впечатление, что список кто-то из русских эмигрантов составлял, он полностью совпадает с неофициальным рейтингом, который можно составить по публикациям советской кинокритики 60-ых и 70-ых годов.

Я вот подумываю, не составить ли свой собственный список фильмов всех времён и народов, это давно уже стало модным в ЖЖ, сделаю это скорее для себя.

Четыре фильма "навскидку":

1. Метрополис.

2. На берегу

3. "М".

4. Любовь.

eho_2013
Oct. 5th, 2017 10:14 am (UTC)
Может быть, и эмигранты руку приложили, но все эти фильмы имели успех а рубежом и собирали там награды. Я когда-то смотрела фильм из жизни молодых итальянских кинематографистов периода правления Дуче. Видимо, из них же лет через 15 получились режиссеры "новой волны". Но там была замечательная сцена - они еще студенты ин-та кинематографии, и один из них распространяет в институте какие-то фотографии среди своих. Что-то тайно показывает из-под полы, вызывая огромный ажиотаж, тайно передает, и сначала кажется, что это порнографические открытки. А оказывается - кадры из "Броненосца Потемкин", запрещенного в фашистской Италии.
А составить список - хорошая идея. Только не на 4 названия, побольше)))
Метрополис, конечно, новаторский фильм для своего времени и многое заложил на будущее. Но я бы его в числе своих "лучших фильмов всех времен" не назвала бы. В рамках изучения истории кинематографа можно рекомендовать.
virginian
Oct. 5th, 2017 12:21 pm (UTC)
У меня критерий не столько "лучший", сколько оригинальный, рождающий новое направление.

Многие известные режиссеры снимали свои первые фильмы во время войны. Куроссва, например, снял фильм о трудной работе девушек на заводе стереотруб. Список если и будет, то с налетом паутины, последние несколько лет за фильмами совсем не слежу, хотя фестивали по прежнему проходят регулярно, и в Каннах и в Берлине.

P.S. Не к ночи будет сказано, "Оскара" забыл!
(no subject) - eho_2013 - Oct. 5th, 2017 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - virginian - Oct. 5th, 2017 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Oct. 5th, 2017 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - virginian - Oct. 6th, 2017 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - eho_2013 - Oct. 6th, 2017 03:11 pm (UTC) - Expand
prmarina
Oct. 6th, 2017 03:34 pm (UTC)
Из киноклассики я бы отметила "41-й". И еще недавно посмотрела фильм "обломок империи" (Человек, который потерял память") фильм впечатляет. Немного о нем написала https://prmarina.livejournal.com/468351.html
eho_2013
Oct. 6th, 2017 04:57 pm (UTC)
А "41-й" 1926 года (протазановский с Адой Войцик)? Или 1956 года (Чухрая с Извицкой)?

"Обломок империи" когда-то в юности произвел на меня сильное впечатление, хотя там были неприятные натуралистические сцены...
Кстати, Федор Никитин, который исполнял там главную роль, дожил до 1988 года, и в перестройку о нем стали выпускать программы, брать интервью, и "Обломок империи" транслировать. Он еще и в 1970-80-х много снимался в знаковых фильмах ("Дни Турбиных", "Открытая книга", "Собака на сене" и т.д.) Роли небольшие, но запоминающиеся.
Пойду Вашу рецензию почитаю)
prmarina
Oct. 6th, 2017 09:20 pm (UTC)
41-й Чухрая. 1926 года, кажется, немой. Я его смотрела, он тоже сильный. Но 56-го года мне ближе, так как хронологически я его первым смотрела. Фильм очень красив. И много пластов там психологических. Сейчас у нас был такой накал страстей, что и ситуативно сюжет вполне реальный, примеряемый на себя. На мой взгляд фильм просто шедевр.

По фильмам 70-х, 80-х совсем не помню актера. Нужно будет мельком посмотреть "дни Турбиных".

И еще вспомнила свой любимый фильм "Не горюй".

Да, название рейтинга не совсем корректное. Тут скорее "советские фильмы". Творчество Довженко - все-таки украинское кино.

"Не горюй" наверное грузинский фильм.

Edited at 2017-10-06 09:25 pm (UTC)
(no subject) - eho_2013 - Oct. 7th, 2017 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - prmarina - Oct. 7th, 2017 08:55 am (UTC) - Expand
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com