Боюсь немного... Пожалуй, лишь несколько плакатов его авторства до сих пор помнят в России.
Между тем, 100 лет назад его работы были очень популярны. Но художник часто и радикально менял свою жизнь, и в результате нигде и ни для кого не стал своим.
Александр Апсит (Апситис) родился в 1880 г. в Риге в рабочей семье. Его отец был простым кузнецом. Когда мальчику было 14 лет, семья переехала в Санкт-Петербург.
Александр получил неплохое художественное образование. Вопреки мифам, что в дореволюционной России образование было недоступно детям из рабочих семей. Надо сказать, что Апсит учился не в Академии художеств, где талантливых молодых людей с недостаточными средствами могли освободить от платы за образование и даже назначить стипендию, а в частной студии Дмитриева-Кавказского, где скидок не было.
По окончании учебы молодой художник уехал в Новый Афон, где увлекся православной живописью, выполнял храмовые росписи, иллюстрировал книги о Новом Афоне.
Однако, через несколько лет фрески утомили Апсита, он вернулся в Петербург и занялся совершенно светской коммерческой живописью - рекламными плакатами, дизайном промышленной упаковки, афишами для синематографа, набиравшего все большую популярность. Кроме того, он подвизался в иллюстрированных журналах "Нива", "Родина" и др., делал рисунки для открыток. Открытки нередко были шуточными, с самым незатейливым юмором, но успехом пользовались и давали художнику неплохие средства для жизни.
Открытки из "алкогольной" серии Апсита:
Реклама сапожной ваксы:
Разбойники, в восторге от подаренной им сапожной ваксы, не стали грабить мелкого торговца-коробейника...
Красавица Наташа выбирает жениха с ваксой, отвергая других кавалеров...
Упаковка для конфет шоколадной фабрики Эйнем:
Афиша модной "фильмы":
В революционном 1905 году художник переезжает в Москву (странное решение - Москва бурлила, стачки, шествия, драки с городовыми, а потом и баррикады со стрельбой были в городе "прозой жизни"). Здесь Апсит поднимается на новую ступень в своем творчестве и добивается успеха как книжный иллюстратор. Он сотрудничал с издательствами Сытина и Ступина, оформляя издания книг выдающихся писателей - Толстого, Лескова, Чехова, Горького... Подарочное издание "Войны и мира", приуроченное к 100-летию войны 1812 года, вышло с иллюстрациями Апсита.
Сцена в доме умирающего графа Безухова
Сцена бала
Тема 1812 года очень увлекла художника, а в книгу вошли не все его работы. Вскоре Апсит подготовил большую серию открыток с "картинами войны". Начавшая вскоре Первая мировая война сделала их особо популярными, как напоминание о победах русского оружия.
Большим успехом пользовались также серии открыток Апсита на сказочную и русскую народную темы. Работал художник очень много и часто подписывал свои работы разными именами: Петров, Аспид, Осинин, Скиф... Публика часто даже не догадывалась, что все это принадлежит кисти одного человека...
Работы военного времени отличались большим патриотизмом - фронтовые открытки, как "привет из окопов", благотворительные открытки с целью сбора помощи фронту, и даже альбомы военных зарисовок... Художник выезжал на позиции, чтобы запечатлеть армию в боевой обстановке, а потом эти работы в сопровождении стихов и рассказов выходили в виде альбомов "В дни войны" в издательстве "Зарево".
То, что патриотичный и преданный идеалам Российской империи Апсит принял революцию 1917 года, многих удивило. Латыши, оказавшиеся в России, вообще много сделали для победы большевиков. Но если латышские стрелки утверждали революцию пулей и штыком, то художник Апсит - карандашом и кистью. Люди его круга не могли понять, как человек, жизнь которого так замечательно сложилась на новой Родине, решил бороться за ее погибель.
Но именно Апсит оказался одним из основоположников советского агитационно-политического плаката... Работал он по заданию ВЦИК, будучи обласкан новой властью. У Апсита была замечательная анкета, происхождение - из рабочей семьи, сын кузнеца, трудовой интеллигент в первом поколении...
Наглядность и доступность его агитационных материалов была в стиле того времени.
Несколько его плакатов навсегда остались в истории, правда в учебниках их порой воспроводили с фамилией автора "Петров".
Политическая карикатура:
Однако, в 1921 году Апсит неожиданно вспомнил, что он этнический латыш, и... репатриировался на родину, в буржуазную Латвию. Плакаты с большевистскими лозунгами "Мы победим!" оказались забыты.
В Латвии художник вернулся к прежним направлениям работы - рекламе, открыткам. Вместо рабочих и крестьян, плечом к плечу идущих к революционным свершениям, он изображал теперь пасторальные пасхальные радости латышей в национальных одеждах.
В 1939 году Латвия была присоединена к СССР, но Александр Апсит совершенно не желал снова пожить при советской власти, становлению которой сам поспособствовал. Он предпочел уехать в гитлеровскую Германию.
Но в Германии была прекрасно развита культура иллюстрации, рекламы, дизайна и всего того, что умел делать художник. Новичка там никто не ждал, да и поздно было начинать карьеру заново.
В 1944 году, когда Вторая мировая война уже шла к завершению, Александр Апсит скончался в маленьком немецком городке Людвигслюст...
Источник иллюстраций: http://forum.vgd.ru/614/31748/890.htm?a=stdforum_view&o=
Journal information