
Лев Толстой с детьми

Портрет А.Г. Рубинштейна за роялем (сам Рубинштейн считал, что это - лучший из его портретов)
Но главным в творчестве Елизаветы Бём все же оставались открытки. Иногда они носили познавательный характер, как. например, серия, изображающая представителей различных народов Российской империи в национальных костюмах.


(Вот финны как раз не особенно хотели считать себя "российским" народом)
И все же наибольшей популярностью пользовались поздравительные открытки к праздникам. Елизавета Бём разработала более 300 открыток, которые издавали и переиздавались многотысячными тиражами.




При такой популярности у художницы было много подражателей. Причем даже известные художники с собственной творческой манерой, принимая заказ на открытки, вольно или невольно начинали подражать Елизавете Бём.

Вот открытка Ивана Билибина, выполненная в стиле Елизаветы Бём.

А это работа безвестного подражателя...
От оригинальных открыток Бём она отличается сильно.
Работы художницы, может быть. и не представляли из себя живописные шедевры, но они вызывали у людей радость.
В 1885 журнал «Художественные новости» писал: «Силуэты Е. М. Бём понятны как взрослым, так и детям. У первых они вызывают отрадную улыбку, вторых заставляют радостно смеяться. Так действовать на два разных возраста может не всякий, а лишь истинный талант».
Император Александр III, большой ценитель творчества Бём, заказал художнице праздничные расписные веера к свадьбе старшей дочери Ксении. Его брат великий князь Сергей Александрович тоже заказывал у Елизаветы Бём работы для своих художественных коллекций. В числе постоянных заказчиков был и такой тонкий ценитель искусства как граф С.Д. Шереметев.
Экслибрис графа Шереметева, выполненный Елизаветой Бём (к сожалению, этот скан не передает яркости красок)
Поэт Аполлон Майков посвятил ей стихотворение:
Ваш карандаш – моя обида,
Зачем не мне он Богом дан?
Я не показываю вида,
А в сердце целый ураган!

"Я прямо отдыхаю на ее рисунках", - говорил муж художницы Людвиг Бём. Венгр по национальности, он был виртуозным скрипачом, к тому же - обладателем скрипки Страдивари. В гостеприимном доме Бёмов на Васильевском острове в Санкт-Петербурге часто собирались гости, звучала музыка, устраивались маленькие домашние спектакли, розыгрыши, костюмированные игры в шарады. В своей просторной мастерской, прямо среди мольбертов хозяйка устраивала елку с подарками и хороводами - сперва для детей, потом для внуков.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто! (Реклама швейных машинок "Зингер")
Окончание следует.
Journal information