Наших современников, хорошо изучивших методы пропаганды и контрпропаганды, зачастую удивляют некоторые сюжеты художницы. Строго говоря, на них изображены пьющие дети. Не является ли это пропагандой детского пьянства? На одном из форумов в сети даже обсуждалось предположение. что художница сама была алкоголичкой, отсюда и такая тематика.
Но Елизавета Меркурьевна алкоголичкой не была. отнюдь, Да и окружение у нее было вполне приличным. Более того, современники не воспринимали ее работы, как пропаганду пьянства. Ни самые строгие моралисты вроде Льва Толстого (дружившего с Бём), ни суровые императорские цензоры, ни общественные организации вроде Общества народной трезвости никогда не предъявляли ей подобных претензий. Никому тогда не приходила в голову, что открытки художницы распространяют порок, а их коллекционирование может заставить кого-то спиться.
Надо учитывать еще и творческий прием художницы - перенос реалий взрослой жизни в приключения неких пупсиков, что добавляло работам шарма. Все понимали эту грань условности - были открытки для взрослых (не в современном понимании понимании этого выражения), что-то сродни сцен из пьес классического репертуара в исполнении детского театра, и были открытки для детей - с игрой в куклы, катанием на санках и освоением грамоты и первых хозяйственных обязанностей.
Княгинюшка (т.е. замужняя женщина, жена князя) слишком молода для своей роли...
Жених и невеста тоже далеко не брачного возраста...
Здесь речь должна идти явно о супружеской паре...
Вот парные открытки, обыгрывающие такое уникальное явление русской жизни 19 столетия, как московская "ярмарка" невест:
Питер женится...
Москва замуж идет!
Используя народные пословицы и поговорки, в которых речь идет о зрелых людях ("Дедушка Елизар все пальцы облизал", "Бабушка Аксинья ела да хвалила" и др.), Бём все равно изображала детей.
Тетка Маланья тоже еще не тетка, а маленькая девочка...
В детском обличии изображались и персонажи фольклора, которых мы традиционно представляем могучими богатырями.
Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алеша Попович
Ну и конечно, князь Киевский Владимир (не будем проецировать эту картинку на реальные факты биографии князя)
Так же Бём относилась ко многим историческим личностям.
Наполеон
Наполеоновский солдат
И даже герои, ставившие в конце 19 - начале 20 веков опыты по освоению воздушного пространства, на рисунках художницах смешными малышами. Но при этом, какому-нибудь юному авиатору или любителю путешествий на воздушном шаре такая открытка могла принести много радости.
Досталось от Бём и депутатам Первой Государственной Думы, открывшейся в 1906 году.
Открытка носит явно критический характер.
Даже на портретах, украшавших плакат к открытию выставки "Детский мир", великие люди изображались совсем юными. И зрителю, привыкшему видеть писателя Толстого или художника Верещагина седобородыми старцами, пришлось с удивлением искать их черты в облике юношей.
Елизавета Меркурьевна Бём в старости
Умерла художница в 1914 году. Многие источники называют дату - 25 июля, то есть, накануне Первой мировой войны. Но при этом есть сведения, что Елизавета Меркурьевна дожила до объявления войны, успела проводить на фронт внуков, уходивших добровольцами, и выпустила несколько открыток патриотической тематики. Так что дату смерти необходимо уточнить. Ушла она в 1914 году тихо и незаметно - военные события, фронтовые новости, множество смертей и ранений в боях заслонили смерть пожилой художницы, десятилетиями дарившей людям улыбки в благополучные мирные времена.
Бог в помощь! (Сестры милосердия Первой мировой войны)
После 1917 года творчество Елизаветы Бём было объявлено буржуазным и попало под запрет. Много десятилетий ее произведения не переиздавались. Однако, их не забыли - они жили своей жизнью в альбомчиках с бабушкиными коллекциями гимназических времен, в книгах на полках букинистических магазинов, на стенах деревенских изб в российской глубинке, на развалах блошиных рынков. Легко заметить влияние работ Бём на стилистику советских поздравительных открыток, особенно в 1950-1970 годы, когда с приходом "оттепели" они стали менее идеологизированными.
И только в наши дни о Бём по-настоящему вспомнили и стали широко переиздавать ее работы. Можно сказать, что они прошли испытание временем.
Journal information