
Фильм "Германия, год нулевой" - очень немецкий фильм, хотя снимал его один из отцов итальянского неореализма Роберто Росселлини. Но снимал в Германии, в разрушенном послевоенном Берлине, силами немецких кинематографистов и актеров, по большей части непрофессиональных. Часто в процессе съемок он уезжал в Италию, оставляя съемочный процесс на помощников режиссера, и они с немецкой добросовестностью воплощали его замысел. Нюансы бытовой жизни берлинцев в тот период немецкой истории переданы с документальной точностью.
Потому-то фильм особенно интересен - это взгляд на последствия войны не с нашей стороны, победителей и героев, а со стороны проигравших, раздавленных и поверженных...
В этой работе очень много от стилистики немецких фильмов конца 1930 - начала 1940-х годов, когда кинематограф Германии технически считался очень сильным. Но полюсы поменялись местами - вместо плюсов минусы, вместо могучего Третьего Рейха, триумфально идущего от победы к победе - проигравшая страна, лежащая в руинах и растерянные, деморализованные люди, копошащиеся на ее обломках.
Сюжет на первый взгляд несложен - сразу после войны, когда для выживших немцев время началось с нуля на руинах прошлого, в западном оккупационном секторе Берлина обитает семья, еще недавно, в другой жизни, вероятно считавшаяся благополучной. А теперь отец тяжело болен, матери уже нет в живых, но осталось трое детей, а дом разрушен... Их, как и еще несколько семей "разбомбленных", подселили в чужую уцевшую квартиру, хозяин которой ненавидит подселенцев, превративших его некогда большой и богатый дом в коммуналку. Семья выживает на грани голода - у них три иждивенческих карточки и нет денег, а попытки сына-подростка устроиться на любую работу, чтобы получать карточку рабочей категории терпят крах...
Старший сын, воевавший не только в Африке, но и в России, теперь скрывается, боится, что его как военного преступника "отправят в концлагерь". А это значит - жизнь без документов, без карточек, без каких-то доходов, на иждивении родных, которым очень трудно прокормить взрослого мужчину.
"Ты же был в армии, ты выполнял приказы, - объясняет он сыну, - за это не наказывают!" Просто нужно объявиться, получить документы, карточки, постараться найти работу... Но сын, вероятно зная за собой вину, прячется от людей, обезумев от страха, как загнанная крыса...
Какие-то осколки рухнувшего государства в Берлине еще функционируют - на улицах стоят полицейские, наблюдающие за внешнем порядком, отстояв громадную очередь можно отоварить карточки, контролеры от энергонадзора проверяют счетчик - лишние 50 квт, израсходованных жильцами перенаселенной квартиры, становятся большой проблемой...
Особую достоверность фильму придают подлинные "декорации", которые невозможно было бы воспроизвести на студии - лежащие в руинах улицы большого столичного города. Они не просто играют роль в фильме, они его важнейшая составляющая. Некое отстраненное, несентиментальное отношение авторов к трагическим событиям делает их еще страшнее.
Росселлини посвятил фильм памяти сына-подростка, которого потерял незадолго до начала съемок. Все заметили, что мальчика - исполнителя главной роли, режиссер подобрал очень похожего на своего покойного сына...
Фильм "Германия, год нулевой" гораздо меньше известен в России, чем другой фильм из антивоенной трилогии Росселлини - "Рим открытый город" с молодой Анной Маньяни.
Трагический взгляд Маньяни, игравшей реально существовавшую участницу итальянского сопротивления, запомнился многим. Как и сцена, когда ее героиня в отчаянии бежит за грузовиком, увозящим арестованного возлюбленного... Бежит навстречу гибели.
Афиша фильма "Рим открытый город"
А фильм "Германия, год нулевой" знаком в России разве что знатокам и любителям творчества Росселлини. Да и в Германии о нем вспоминают редко (прожив несколько лет в Берлине, я ни разу не видела шедевр Росселлини на экране немецкого ТВ). Видимо, немцам неприятно вспоминать о том периоде своей истории. Но фильм стоит того, чтобы о нем не забыли.
Journal information