?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

speshim podelitsya nashej radostyu iz restavracionnykh masterskikh vernulsya portret imperatora nikolaya ii raboty lva baksta posle revolyucii 1917 goda portret nakhodilsya v fondakh muzeya v sentyabre portret vpervye budet predstavlen na vystavke posvyashhyonnoj nikolayu ii i ego seme
Парадный портрет императора Николая Александровича кисти Леона (Льва) Бакста прежде не экспонировался  и был специально извлечен из запасников и отреставрирован, чтобы впервые предстать перед публикой на выставке "Николай II. Семья и престол", которая проходит сейчас в Историческом музее.
Это было главной интригой выставки - зная творческую манеру Бакста, трудно предположить, каким получился портрет его кисти.
Но в сущности, он не так уж отличается от череды парадных портретов Николая II, написанных другими живописцами:
speshim podelitsya nashej radostyu iz restavracionnykh masterskikh vernulsya portret imperatora nikolaya ii raboty lva baksta posle revolyucii 1917 goda portret nakhodilsya v fondakh muzeya v sentyabre portret vpervye budet predstavlen na vystavke posvyashhyonnoj nikolayu ii i ego seme
Леон Бакст, 1895
фото отсюда

Портрет в экспозиции выставки:


И для сравнения несколько других работ:

Эрнст Липгардт, 1896


Николай Богданов-Бельский, 1908.

Шабунин. Портрет Николая II. 1902-1903
Николай Шабунин, 1902-1903.

Это далеко не все парадные императорские портреты, их гораздо больше, но портрет Бакста вполне вписывается в общий ряд отсутствием индивидуальной изюминки...
Знаменитый портрет кисти Серова не вспоминаю сознательно, это не парадное помпезное изображение, а камерный психологический портрет усталого от непосильной ноши человека...

Из ряда парадных портретов государя всегда выделялись работы Ильи Репина. Он писал Николая Александровича много (видимо, государю эти портреты нравились, и он часто приглашал для работы именно Репина).
В них нет никакой помпезности, никак не подчеркнуто монаршее величие венценосносной особы. Перед нами молодой офицер в форме, отпустивший бородку для солидности, но еще сохраняющий свой юный и несколько наивный взгляд. И окружающая обстановка с книгами и керосиновой лампой на плюшевой скатерти с помпончиками или красной геранью у деревянного дачного крыльца соответсвует...





Даже когда Репин изображает Николая в парадных дворцовых покоях и вдалеке виден царский трон, увенчанный державным орлом, ощущаешь некую чужеродность одинокого офицерика этой обстановке. На крылечке среди клумб ему было явно уютнее...

А ведь все эти портреты были написаны Репиным в 1895-1896 годах. Примерно тогда же писал Николая и Бакст, подчеркнуто изображавший именно монарха - в орденах, звездах, муаровых лентах и мехах, в белом мундире с обильным золотым шитьем, среди пышных бархатных драпировок и каменных сводов...
Как будто на портретах разные люди с похожими лицами...

Posts from This Journal by “портреты” Tag

promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1109
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
fontyler
Mar. 28th, 2019 07:33 pm (UTC)
Леночка, спасибо, что познакомила с этими полотнами.
Кисть Бакста не передала живость лица, к сожалению.
Портреты Репина мне понравились много больше.
eho_2013
Mar. 28th, 2019 07:40 pm (UTC)
Да, при том, что на рубеже 19 и 20 веков у Репина было много довольно тяжеловесных работ, император ему явно удался.
fontyler
Mar. 29th, 2019 06:15 am (UTC)
Признаться, портреты Императора кисти Репина я встречаю впервые, скорее всего, и русскую историю видишь в новом свете. Земной тебе поклон за то, что ты ведёшь эту просветительскую работу, Леночка.
eho_2013
Mar. 29th, 2019 06:31 am (UTC)
Репинские портреты Николая в основном в Русском музее в Питере, только Николай на крыльце - у нас, в Историческом.
Поэтому москвичи знают их хуже - приезжая в турпоездку и галопом бегая по музеям, легко проскочить мимо даже самых интересных экспонатов.
В Историческом музее в нашем школьном детстве Николая не выставляли, а ныне мы смотрим чаще выставки, а не полную экспозицию. Но выставки не обязательно посвящены именно Дому Романовых - может быть, археологическим находкам из древних городищ или Русско-турецкой войне...
fontyler
Mar. 29th, 2019 06:36 am (UTC)
Да, много, что помню в Русском музее, но этих портретов почему-то не помню. Наверное, тогда ещё не доросла...
eho_2013
Mar. 29th, 2019 06:36 am (UTC)
Вот, кстати, венчание Николая и Александры, тоже кисти Репина:

fontyler
Mar. 29th, 2019 06:40 am (UTC)
Боже, как красиво.
Россия, которую мы потеряли.
virginian
Mar. 28th, 2019 07:35 pm (UTC)
У Репина очень хорошие и добротные портреты.

Про портрет работы Бакста я уже высказывался, очень любопытно было бы узнать что Бенуа говорил про его шедевр. Хотя, может просто промолчал по дружески..
eho_2013
Mar. 28th, 2019 07:38 pm (UTC)
Скорее всего, промолчал. Вообще, тот портрет все как-то предпочли не заметить.
mashashnaider
Mar. 28th, 2019 08:34 pm (UTC)
Это интересная особенность, что человек один, а портреты разные)
Тоже самое бывает и с фотографией)
eho_2013
Mar. 28th, 2019 09:46 pm (UTC)
Ну, а тут еще и индивидуальность художника сказывается - он так видит, и так воспроизводит увиденное. А другой художник видит иначе...
mashashnaider
Mar. 29th, 2019 07:48 am (UTC)
Да!)
tanafi
Mar. 28th, 2019 09:04 pm (UTC)
У Репина лиричности и психологизма больше...
eho_2013
Mar. 28th, 2019 09:47 pm (UTC)
Без сомнения)
alkopona
Mar. 29th, 2019 03:59 pm (UTC)
Тут еще от взгляда художника многое зависит.
eho_2013
Mar. 30th, 2019 06:30 pm (UTC)
Конечно. У каждого художника свое видение.
pravoslavnaa
Apr. 1st, 2019 04:37 pm (UTC)
Сейчас и иконы царской семьи далеко не все можно считать удачными .Поэтому не стоит так строго судить художников за неудачные портреты царя .Не все художники могут в совершенстве изображать исторических персонажей
carina_marina
Mar. 29th, 2019 10:01 pm (UTC)
Серовский портрет Николая - это почти пророчество((
А вот репинские - добротные работы, живописные.
Но знаете, работа Бакста - это действительно ПАРАДНЫЙ портрет, не требующий психологизма, он тут неуместен.
Я не видела.
Спасибо.
Мне понравился, особенно пурпурная драпировка. Получилось символично - царство сползло с его плеч...
eho_2013
Mar. 30th, 2019 06:29 pm (UTC)
Насчет серовского портрета согласна.
А от Бакста все же ждала "чего-нибудь особенного". Конечно, портрет парадный, без души, но довольно заурядно смотрится.
aborigenarbata
Mar. 30th, 2019 06:19 pm (UTC)
Государь был очень пропорционален и писать ростовой портрет было в удовольствие.
eho_2013
Mar. 30th, 2019 06:27 pm (UTC)
Их матушка приучила с детства мало и просто есть. И много заниматься спортом. Ни у кого из детей Марии Фед. не было склонности к полноте, у всех точные фигуры.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com