Парадный портрет императора Николая Александровича кисти Леона (Льва) Бакста прежде не экспонировался и был специально извлечен из запасников и отреставрирован, чтобы впервые предстать перед публикой на выставке "Николай II. Семья и престол", которая проходит сейчас в Историческом музее.
Это было главной интригой выставки - зная творческую манеру Бакста, трудно предположить, каким получился портрет его кисти.
Но в сущности, он не так уж отличается от череды парадных портретов Николая II, написанных другими живописцами:
Леон Бакст, 1895
фото отсюда
Портрет в экспозиции выставки:
И для сравнения несколько других работ:
Эрнст Липгардт, 1896
Николай Богданов-Бельский, 1908.
Николай Шабунин, 1902-1903.
Это далеко не все парадные императорские портреты, их гораздо больше, но портрет Бакста вполне вписывается в общий ряд отсутствием индивидуальной изюминки...
Знаменитый портрет кисти Серова не вспоминаю сознательно, это не парадное помпезное изображение, а камерный психологический портрет усталого от непосильной ноши человека...
Из ряда парадных портретов государя всегда выделялись работы Ильи Репина. Он писал Николая Александровича много (видимо, государю эти портреты нравились, и он часто приглашал для работы именно Репина).
В них нет никакой помпезности, никак не подчеркнуто монаршее величие венценосносной особы. Перед нами молодой офицер в форме, отпустивший бородку для солидности, но еще сохраняющий свой юный и несколько наивный взгляд. И окружающая обстановка с книгами и керосиновой лампой на плюшевой скатерти с помпончиками или красной геранью у деревянного дачного крыльца соответсвует...
Даже когда Репин изображает Николая в парадных дворцовых покоях и вдалеке виден царский трон, увенчанный державным орлом, ощущаешь некую чужеродность одинокого офицерика этой обстановке. На крылечке среди клумб ему было явно уютнее...
А ведь все эти портреты были написаны Репиным в 1895-1896 годах. Примерно тогда же писал Николая и Бакст, подчеркнуто изображавший именно монарха - в орденах, звездах, муаровых лентах и мехах, в белом мундире с обильным золотым шитьем, среди пышных бархатных драпировок и каменных сводов...
Как будто на портретах разные люди с похожими лицами...
Journal information