Среди Глебовых было немало необыкновенных людей, достойных, чтобы о них помнили. Например, тетка Петра Глебова Софья Владимировна Глебова, в замужестве графиня Олсуфьева.
Это та самая дама с портрета Серова, обращавшая на себя всеобщее внимание на знаменитой выставке художника в Третьяковской галерее.
Софья Владимировна принадлежала к одному из знатных родов столбового дворянства России Глебовых-Стрешневых и в юности находилась при Дворе в числе фрейлин из свиты императрицы Александры Федоровны.
Герб рода Глебовых-Стрешневых (объединив два знатных рода, Глебовы имели право именоваться двойной фамилией, но делали это крайне редко)
В 18 лет Софья вышла замуж за студента университета Юрия Олсуфьева, сына генерал-адъютанта, гофмаршала Александра Васильевича Олсуфьева, начальника канцелярии Императорской Главной квартиры.
Фрейлинами служили только незамужние барышни. Выйдя замуж, фрейлина могла продолжить карьеру в качестве придворной дамы, но Софья предпочла семью. Да и ее супруг, проведший детство при Дворе (и бывший товарищем в играх наследника престола), знал придворную жизнь не понаслышке и тяги к ней не испытывал. Несмотря на высокое положение отца, "особы, приближенной к императору", Юрий пойти по его стопам не захотел.
Генерал-адъютант А.В. Олсуфьев, свекор Софьи Глебовой
По словам Юрия Александровича Олсуфьева, Лев Толстой в романе "Воскресенье" удачно изобразил графа Олсуфьева-старшего в образе Богатырева.
Герб графов Олсуфьевых
Юрий Олсуфьев поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, а по окончании еще два года слушал курсы дисциплин на филологическом факультете.
Тем не менее, ни юристом, ни филологом он не стал - его интересовали история, археология, музейное дело, искусствоведение и реставрация. Своими увлечениями он "заразил" и юную жену.
Граф Юрий Олсуфьев в студенческие годы
У Софьи был большой талант к живописи, и она, поддерживая мужа в его начнаниях, с энтузиазмом освоила приемы реставрации и занялась восстановлением предметов старины и церковных росписей.
Поселились молодые в тульском фамильном имении Олсуфьевых Красные Буйцы, которое вскоре, по словам знакомых, стало похоже на музей - везде были разложены старинные артефакты, молодые супруги их собирали и бережно реставрировали. Особенно много было оружия - крестьяне, пахавшие землю на Куликовом поле, часто находили древнее оружие и приносили его молодому графу. А тот с воодушевлением восстанавливал.
Сергей Петрович Раевский, друживший с Юрием Олсуфьевым, вспоминал:
«Мы любили ездить в Буйцы и ходить по дому Олсуфьевых, представлявшему собой настоящий музей древнего оружия. Я помню, как мы с братом Михаилом подолгу гуляли по коридору, где по стенам были развешаны сабли, кинжалы, пистолеты…"
Юрий Александрович был членом Общества сохранения памятников искусства в России, председателем Тульского отделения общества, а также членом научного сообщества Московского арехеологического института.
Юрий и Софья Олсуфьевы
Юрий Александрович много сил отдавал научной деятельности. Он подготовил и в 1912 - 1914 годах издал фундаментальнейший труд "Памятники искусства и старины Тульской губернии" в 6-ти томах. Софья во всем помогала мужу, но еще и охотно занималась благотворительностью. Она основала в Красных Буйцах детский приют со школой для сорока девочек-сирот. Помимо общеобразовательных дисциплин девочек учили рукоделию - шитью, вышивке, чтобы в будущем они смогли бы сами себя содержать.
В настоящее время стоимость труда Ю.А. Олсуфьева в оригинальном издании на художественных аукционах доходит до полумиллиона рублей...
Имение Олсуфьевых Красные Буйцы (Красное-на-Буйце) в Тульской губернии находилось рядом со знаменитым Куликовым полем. И у семьи была одна мечта - построить на Куликовом поле храм Сергия Радонежского в память павших там русских воинов. Родители Юрия выделили участок в 36 десятин из своих земель под строительтво храма, получили все необходимые документы, заказали проект архитектору Щусеву, успевшему прославиться в области церковного строительства... Граф А.В. Олсуфьев возглавлял "комитет" по строительству храма, но поскольку он был главным энтузиастом постройки, делать все приходилось ему самому. В 1907 году он скончался от сердечного приступа, и Юрий Александрович принял все хлопоты по строительству и устройству храма на себя.
Имение Олсуфьевых Красные Буйцы
Софья и Юрий Олсуфьевы с гостями на крыльце усадебного дома...
Софья Владимировна очень полюбила усадебную жизнь в Буйцах. Она с детства проводила много времени в имении Глебовых Тарасково вместе с родителями, братьями и сестрами. Но там жизнь была совсем иной - отец держал огромные псарни, где выводились глебовские гончие для охоты, конные заводы, вся семья увлекалась верховой ездой, охотой вместе с гостями, пикниками на природе после охоты... В доме Олсуфьевых жизнь шла по-другому: научные занятия, художественное творчество, долгие прогулки с разговорами об истории, религии, живописи, уютные вечера у самовара в кругу семьи или с приехавшими в гости родными...
Софья Владимировна мечтала о большой семье и детях. Но так сложилось, что у супругов родился только один сын Миша...
Софья с сыном, родившимся в 1903 году
Но хотя Бог и не дал Олсуфьевым множества своих детей, но Софья отдавала свою любовь девочкам-воспитанницам. Она также основала при храме Михаила Архангела в Красных Буйцах монашескую общину, а в своей усадьбе - рукодельные мастерские. Там не только учились рукоделию девочки из приюта, но также она сама и опытные мастерицы работали над созданием убранства для строящегося храма Сергия Радонежского на Куликовом поле - вышивали хоругви и плащаницу...
Когда здание храма было построено, Софья лично занялась внутренними росписями.
Софья Владимировна у реки Непрядвы...
Храм Михаила Архангела в Красных Буйцах, усыпальница графов Олсуфьевых (современное состояние)...
Когда-то храм Михаила Архангела выглядел так...
Юрий Александрович хорошо знал художников, работавших в жанре портрета, и их творчество. Когда он решил заказать портрет своей супруги, его выбор пал на одного из лучших портретистов России - Валентина Серова...
Фотографии собраны на Яндекс.Картинках
Продолжение следует... см.: https://eho-2013.livejournal.com/1261591.html
Journal information