В лагере Дмитрия Консовского поначалу долго использовали на тяжелых физических работах - на лесоповале, в асфальтовых рудниках... Каждые четыре месяца заключенных полагалось перебрасывать в новое место, в "командировку", не давая обжиться в одном бараке. Вероятно, труд помогал Дмитрию справиться с душевной болью. В личном деле появлялись записи, что заключенный Консовский работает с охотой, дает норму. В конце концов его, профессионального актера, чей талант высоко оценивали Мейерхольд, Пудовкин, Роом, все же откомандировали в лагерный театр. Труппа была небольшой, всего 12 человек, и не все профессиональные артисты. Здесь тоже существовали нормы - работать полагалось по 10 часов в день, и каждые 2 недели "выдавать на гора" премьеру нового спектакля (отводилось на ее подготовку ровно 100 рабочих часов). Постановки показывали и "контингенту" заключенных, но главными зрителями были лагерные начальники и члены их семей.
Дмитрий Консовский, пробы к фильму "Восстание рыбаков"
В лагерном театре вместе с Консовским оказался еще один молодой московский артист - Михаил Названов из МХТ. Он рано, в 17 лет, пришел на сцену Художественного театра и в 21 год уже оказался в лагере по доносу коллеги. Осужден он был по все по той же статье 58. 10, как и Дмитрий Консовский, что позволило им подружиться. Михаилу Названову удалось выжить в лагере, в 1940 году он вышел на свободу и в военное время даже начал сниматься в кино. Именно он рассказал позже родственникам Консовского о последних годах Дмитрия в лагере.
Михаил Названов в фильме "Жди меня", 1943
Названову еще суждено было сыграть знаменитые роли, стать заслуженным артистом РСФСР, получить престижные премии и орден "Знак почета"... Ему часто предлагали роли монарших особ - Николая I, Александра I и даже короля Клавдия в "Гамлете". Актерская судьба все же сложилась. Вот только здоровье было подорвано, и из жизни он ушел рано - в 50 лет, в 1964 году. За две недели до смерти Названов начал писать воспоминания, но успел рассказать так немного...
Михаил Названов в роли Курбского в фильме "Иван Грозный"
Себя в своих письмах он называл Мхатовцем, Дмитрия Консовского - Вахтанговцем, признавая, что Вахтанговец опытнее и талантливее (может быть, по скромности). Вместе они ставили спектакли в бревенчатом клубе им. товарища Косолапкина, построенном на берегу Ухты в лагере Чибью. И старались, чтобы это были не постановками любительского кружка, а подлинное театральное искусство. Художественным руководителем этого театра стал выдающийся театральный деятель Украины И.И. Гирняк, также оказавшийся в лагере. Созданный ими в таких тяжелых условиях театр уцелел, ныне это Ухтинский филиал Республиканского драматического театра.
"10 февраля... был назначен пушкинский вечер, но его отложили: ночью было 54 градуса, а днем 35 с ужасным ветром", - писал Названов матери в 1937 году.
У Дмитрия Консовского настроение становилось все более отчаянным - его родителей после ареста сына выслали из Москвы в ссылку, жена не приезжала на свидания, он чувствовал себя одиноким, вырванным из жизни. Но проявлялось это зачастую в полном пренебрежении к опасности, нежелании гнуться перед лагерным начальством, в независимости суждений, несмотря на условия. Среди актеров труппы, конечно же, был штатный стукач - Эдуард Евгеньевич Понс (осужденный по статье 58. 6), чьи доносы регулярно ложились в дело Консовского.
"Кроме того, Консовский крайне озлоблен, невоздержан, мстителен. Это может подтвердить буквально каждый. В присутствии актеров не раз высказывал резкие замечания в адрес работников
Дмитрий Консовский (справа) в фильме "Манометр-1" А. Роома
За попытки перечить начальству и строптивость в январе 1937 года Консовского отлучили от лагерного театра и отправили на асфальтовый рудник. Понс донес, что заключенный Консовский высказался о лагере: "Фабрика мертвецов! С какой бы радостью расстрелял я всех этих... называется еще гуманное правительство".
В 1937 году, печально знаменитом в нашей истории, в лагерях начался массовый пересмотр дел заключенных в сторону усугубления наказания (преимущественно, в пользу высшей меры). Благодаря доносам Понса Консовский был обречен. Для приговора хватило одного допроса в декабре 1937 года, на котором артист показал:
"Вопрос: Говорили ли Вы в присутствии з/к, что Вас в лагерь пригнали для физического истребления, доказательство тому, Вы считали, что Вам не дают работать по специальности?
Ответ: Нет. Не говорил.
Вопрос: Призывали ли Вы з/к, что почему вы все молчите, ну ладно, придет время, мы еще молодые, возьмем свое?
Ответ: В отдельности з/к я никогда не призывал, но возможно, вопрос шел о бытовых условиях, о работе. Да, такие разговоры вел. Я говорил, что не надо молчать, а надо говорить и не надо бояться и шушукаться по углам.
Вопрос: Говорили ли Вы, что в НКВД сидят кровожадные, желающие хорошей жизни и это охлократия господства худших хотят перевоспитать интеллигенцию?
Ответ: Отказываюсь отвечать".
5 января 1938 года заседание "тройки" вынесло Дмитрию Консовскому смертный приговор. Это было формальным актом - в эти дни за 18 заседаний "тройка" вынесла 2633 смертных приговора, буквально штампуя их. Тогда же был приговорен к высшей мере и другой заключенный - поэт, художник, авиатор Первой мировой войны, священник и профессор Николай Бруни (о его судьбе - http://eho-2013.livejournal.com/85735.html), создавший в лагере дивный скульптурный памятник Пушкину, да и многие другие известные люди, оказавшиеся в Ухтпечлаге. Были среди них и загадочные заключенные, приговор которым был составлен на имена Бесфамильный №1 и Бесфамильный №2 (кто были эти люди?), и сын рабочего Н.А. Емельянова, укрывавшего Ленина в Разливе; инженер К.Н. Емельянов был виноват прежде всего в собственных "неканонических" воспоминаниях о вожде...
Крест на Нижней Ухтарке в память о жертвах расстрелов в Ухтпечлаге
Дмитрий Консовский, уже приговоренный к смерти, умер за 12 дней до исполнения приговора. Это случилось 15 февраля 1938 года. Тем не менее, его мать, которая в 1938 году уже вернулась в Москву, зачем-то вызвали в отделение милиции и сообщили, что сын будет проездом в Москве, что ему разрешено задержаться на несколько дней в гостях у родственников, и когда он появится, она должна будет придти в милицию и поставить сотрудников отделения об этом в известность. Но сын так и не появился - он к тому времени уже сгинул в лагере... Мать, уверенная, что Дмитрий жив, принялась рассылать запросы в лагерь, и в "компетентные органы", чтобы узнать, что случилось, ведь письма от него не поступали с осени 1937 года. Только в 1939 году ее вызвали в ЗАГС и вручили свидетельство о смерти сына, где была проставлена дата -15 февраля 1938.
Дмитрий Консовский (стоит в верхнем ряду справа) со съемочной группой фильма "Земля жаждет"
В 1955 году родственники стали добиваться пересмотра дела и реабилитации Дмитрия Консовского. Мать, Елена Павловна Консовская, вскоре умерла, не дождавшись реабилитации. Она до последнего дня не верила, что Дмитрия больше нет, и пыталась его разыскать. Реабилитирован Дмитрий Консовский после пересмотра дела Прокуратурой СССР был только в 1989 году.
Тексты документов цитируются по публикации Николая Вершинина-Консовского и Анны Булгаковой "Волшебный комсомолец" - http://seance.ru/blog/dmytriy_konsovsky#text-26
Journal information