О.Л. Делла-Вос-Кардовская. Автопортрет
Родилась Ольга с семье обрусевших испанцев (ряд источников ошибочно называет их итальянцами). Ее дед Карл Делла-Вос эмигрировал в Россию в начале 19 века и обосновался в Одессе. Его сыновья получили образование и добились определенного положения. Дядя Ольги Виктор Делла-Вос стал первым директором Московского Императорского технического училища (ныне Московский Технический университет имени Баумана). Отец Ольги был чиновником на государственной службе и служил в крупных украинских городах, где и прошло детство будущей художницы. Родилась она в Чернигове в 1877 году, а училась в Харькове, где еще гимназисткой брала уроки живописи у пейзажиста Е. Шрейдера, перебравшегося в Харьков из Парижа.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенняя песня
Ольга Делла-Вос, подрастая, увлекалась живописью все больше. В 1894 году она отправилась в Петербург, мечтая поступить в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Абитуриентов собралось более 100 человек, и среди них было 25 девушек. Тяга представительниц прекрасного пола к образованию многим тогда казалась смешной. Каждую претендентку на место в училище абитуриенты-юноши встречали смехом и шуточками, а уж когда в студии на экзамене появились старшекурсники, бесцеремонно оценивающие работы новичков, Ольга услышала за своей спиной: "И эта пигалица мечтает поступить в Академию!", после чего послышался взрыв хохота, очень обидный для девушки. Но когда в студию пришел ректор Академии Репин, его заинтересовала именно работа Ольги. И она единственная из всех девушек-абитуриенток смогла тогда поступить в училище при Академии.
Пастораль
В студии Репина Ольга познакомилась с Дмитрием Кардовским, художником, который посещал занятия в качестве вольнослушателя. Это была, что называется, любовь на всю жизнь.
Илья Ефимович Репин. Портрет художника Д.Н. Кардовского (1897)
В 1899 году влюбленные обвенчались, и вскоре Ольга оставила занятия, проучившись почти пять лет и лишь немного не дойдя до официального окончания обучения. Но она к тому времени была уже вполне сложившимся художником с собственным стилем.
О.Л. Делла-Вос-Кардовская. Портрет мужа Дмитрия Кардовского (1913)
Дмитрий Кардовский. Портрет жены
Молодые супруги уехали в Европу и почти два года провели в Германии (где у них в 1900 году родилась дочь), потом еще на два года обосновались в Крыму, и наконец вернулись в Петербург. У Ольги начался самый яркий творческий период - за полтора десятилетия были созданы ее лучшие и самые известные работы.
Тогда было время творческих объединений и союзов. Ольга Делла-Вос Кардовская в 1903 году становится одним из основателей Нового общества художников, принимая участие во всех его выставках вплоть до 1917 года. Она открывает собственную художественную школу-студию в Царском Селе, где преподает ученикам. Вращаясь в богемных кругах, Ольга обладает множеством интересных знакомств, что позволяет ей оставить для потомков портреты выдающихся творцов Серебряного века.
Анна Ахматова (1914)
Художница признавалась, работая над портретом Ахматовой: "обаяние модели царит надо мной"... Дочь Ольги Делла-Вос-Кардовской Екатерина Дмиртиевна, признавая необыкновенное сходство портрета с оригиналом, все же говорила, что "это была смягченная, идеализированная Ахматова, более женственная, мягкая, без той сложности, изломанности и надрывности, которые чувствуются во многих стихотворениях ее «Четок».
Но сама Ахматова, которая переживала тогда непростой период в жизни, была довольна портретом и написала на его обороте:
О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.
Взлетевших рук излом больной,
В глазах улыбка исступленья,
Я не могла бы стать иной
Пред горьким часом наслажденья.
Он так хотел, он так велел
Словами мертвыми и злыми.
Мой рот тревожно заалел,
И щеки стали снеговыми.
И нет греха в его вине,
Ушел, глядит в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии.
За несколько лет до того художница выполнила и портрет Николая Гумилева.
Николай Гумилев (1909)
Гумилев тоже оставил поэтические строки, посвященные Ольге:
Мне на Ваших картинах ярких
Так таинственно слышна
Царскосельских столетних парков
Убаюкивающая тишина
Разве можно желать чужого,
Разве можно жить не своим...
Но и краски ведь тоже слово,
И узоры линий - ритм.
Корней Чуковский (1916)
Особое место в творчестве Делла-Вос-Кардовской занимали портреты любимой дочери Кати. И знатоки живописи оценивали их высоко.
Девочка с васильками. Портрет дочери Кати (репродукция на открытке)
За книгой
Маленькая женщина. Портрет дочери Кати
Эта работа, представляющая портрет десятилетней Кати, была выставлена художницей на вернисаже Нового общества художников в 1910 году и сразу же приобретена Музеем им. Александра III (Русским музеем).
Николай Гумилев, подружившийся с маленькой Катей, в 1909 году посвятил ей шуточный акростих:
Когда вы будете большою,
А я — негодным стариком,
Тогда, согбенный над клюкою,
Я вновь увижу Ваш альбом,
Который рифмами всех вкусов,
Автографами всех имен —
Ремизов, Бальмонт, Блок и Брюсов —
Давно уж будет освящен.
О, счастлив буду я напомнить
Вам время давнее, когда
Стихами я помог наполнить
Картон, нетронутый тогда.
А вы, вы скажете мне бойко:
«Я в детстве помню только Бойку!»
Если сложить первые буквы каждой строки, получается: Катя Кардовская.
Женские портреты Делла-Вос-Кардовской пользовались особым успехом.
Дама под зонтиком
Дама в шляпе
Работы художницы использовали для производства открыток (и иногда при этом "подправляли" в сторону "красивости").
Открытка "по мотивам" женского портрета О.Л. Делла-Вос-Кардовской.
Пейзажная живопись Делла-Вос-Кардовской тоже была популярна, особенно работы, написанные на натуре в Царском Селе и Павловске . Эти полотна были очень лиричными - прекрасные виды петербургских пригородов приобретали особый шарм под кистью художницы.
Весенний день. В Царскосельском парке
Осень в Царскосельском парке
Павловск (1914)
Большой интерес вызывали и жанровые работы - из крестьянской жизни или семейно-бытовые сценки, в которых играл свою роль и пейзаж.
Прачка
Дача в Крыму
Делла-Вос Кардовская вела активную выставочную деятельность, экспонируя свои работы и на вернисажах творческих объединений, и в Академии художеств. В 1911 году она с большим успехом принимала участие во Всемирной выставке в Риме. В 1912-13 годах художница путешествовала по Швейцарии и Италии, посетив Флоренцию и Рим.
Это тоже оставило след в ее творчестве.
Мост в Швейцарии
В 1913 году Ольга Людвиговна была избрана профессором живописи Школы поощрения искусств. В 1914 году ее избрали членом Интернационального института живописи и литературы в Париже и попросили прислать картины для Парижской выставки. Но начавшаяся мировая война помешала этим планам...
Продолжение следует.
Картины художницы подобраны на разных сайтах Интернета; несколько работ из ЖЖ kykolnik http://kykolnik.livejournal.com/723808.html , они подписаны.
Journal information