?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Кузнецов Н.Д. Сергей Уточкин

Уроженец Одессы Сергей Уточкин происходил из купеческой семьи, но торговлей заниматься не хотел, и бросил Коммерческое училище, не завершив обучение. Его привлекал спорт - фехтовальщик, боксер, борец, пловец, яхтсмен, футболист, велосипедист, участник мото- и автогонок - Уточкин везде добивался успеха. Рано потеряв родителей, он вместе с двумя братьями унаследовал отцовское состояние, но деньги тратил на спортивную амуницию и участие в соревнованиях. Он был членом множества спортивных обществ, лично основал два футбольных клуба и был председателем одного из них...
Известный на рубеже 19 и 20 веков художник Кузнецов изобразил Уточкина в движении, на велосипеде. Возможно он пользовался фотографиями спортсмена, выпускавшимися в виде открыток, но придал фигуре Уточкина больше динамики...


Александр Куприн писал:
…Если есть в Одессе два популярных имени, то это имена бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и Сергея Уточкина — кумира рыбаков, велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчишек.
Катание на велосипеде, мотоцикле и автомобиле по Потемкинской лестнице принесло Уточкину особенно громкую славу.
Когда в России появились первые аэропланы, Уточкин "заболел" авиацией.


Сергей Уточкин на аэроплане, 1910

В 1908 году, после нескольких неудачных попыток, Уточкин поднялся в воздух на воздушном шаре, а в 1910 освоил аэроплан. Он стал вторым в России дипломированным авиатором. Причем, если первые авиаторы учились во Франции, Уточкин освоил пилотирование сам и получил диплом сперва в Одесском аэроклубе, а потом в Императорском авиаклубе.

Сергей Уточкин катает на воздушном шаре пассажиров, включая писателя и журналиста А.И. Куприна

Уточкин сразу занялся популяризацией авиации, проводя "авиашоу" не только в родной Одессе, но и в Москве, Харькове, Нижнем Новгороде, Петербурге... В Москве именно Уточкин оказался первым авиатором, поднявшимся в небо.
К 1912 году он совершил 150 демонстрационных полетов в 70 городах Российской империи.
Уточкин многих увлек своими успехами в авиации. В Москве за его полетом наблюдали профессор Жуковский и будущий авиаконструктор Илюшин, в Киеве - Сикорский, в Нежине - Королев, в Тбилиси - Нестеров, будущий автор знаменитой "петли", в Гомеле - гимназист Павел Сухой, имя которого сейчас носит крупнейшее авиационное объединение...
Газета "Русское слово" рассказывала о выступлении Уточкина в 1910 году:
Сегодняшние полёты Уточкина, несмотря на холод и ветер, привлекли такое громадное количество публики, какого не бывает даже на розыгрыше Дерби. Но ещё больше было бесплатных зрителей, запрудивших всю Ходынку. Упражнения Уточкина вместо того, чтобы начаться с полёта на высоту 200 метр., как обещала программа, начались со свободного полёта. … Далее авиатор совершил фигурный полёт. Он описал восьмёрки, демонстрировал в воздухе подъёмы и спуски, делал эффектные повороты, влетел в партер и держался на несколько метров над самыми головами зрителей, чем вызвал среди них немалый переполох, и затем моментально поднялся в вышину, продержавшись в воздухе 9 мин. 36 сек. День закончился полётом с дамой-пассажиркой, длившимся 2 м. 1 с.



Конечно, у Уточкина случались аварии, он рисковал жизнью и разбивался. Особенно тяжело все сложилось летом 1911 года.
Его аэроплан упал во время перелета из Петербурга в Москву, летчик успел выпрыгнуть из кабины, но его задело развалившимся крылом... Уточкин без сознания упал в воду, но авиатора спасли проходившие мимо крестьяне, отнесли в деревню, послали за помощью. Прибывший врач констатировал тяжелые переломы и ушибы грудной клетки, сотрясение мозга и еще ряд травм. Уточкина перевезли в земскую больницу.
Лечили, поставили на ноги, но... обезболивающие средства, в которых авиатор нуждался, готовились тогда на основе морфия. Уточкин пристрастился к ним, а потом перешел на гашиш и кокаин... Он попробовал наркотики в Египте, когда демонстрировал там полеты на воздушном шаре и иногда баловался ими. Однако теперь это превратилось в сильную зависимость. И сыграло роковую роль.


Н.Д. Кузнецов. Портрет жены авиатора Уточкина

Уточкин подлечился, но старые раны беспокоили его всю оставшуюся жизнь... Тем более, к физическим ранам прибавились еще и душевные - пока он лечился, его обожаемая жена Лариса Федоровна Уточкина, урожденная Литвицкая, ушла к другому...
Мужу она написала, что устала от кочевой жизни, безденежья, хочет нормальной семьи и детей, которых с таким мужем, как Уточкин не может позволить себе завести.
Ее новым избранником стал Артур Анатра, миллионер, владелец авиационного предприятия и председатель Одесского аэроклуба. Это закрыло для Уточкина доступ в аэроклуб.


Между тем, никто не осознавал, что происходит с авиатором. Юлий Олеша писал об отношении к Уточкину в обществе:
Он — считается — чудак. Отношение к нему — юмористическое. Неизвестно почему. Он одним из первых стал ездить на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, одним из первых стал летать. Смеялись. Он упал в перелёте Петербург — Москва, разбился. Смеялись. Он был чемпион, а в Одессе думали, что он городской сумасшедший.

После всех потрясений у Уточкина развилось психическое заболевание с явной манией преследования. Из одесских клиник, где его пытались лечить, он сбегал, будучи уверенным, что его там замучают и заморят до смерти.
Летом 1913 года Уточкин пытался прорваться в Зимний дворец в Петербурге, с целью донести до царя, что известный авиатор нуждается в защите. Авиатора почти год лечили в лучших клиниках Петербурга и вроде полностью вернули ясность сознания. Но от наркотиков он не отказался и периодически впадал в прежние приступы.
С работой было сложно, Уточкин перебивался кое-как, подрабатывая игрой на бильярде. Выигрыши давали кусок хлеба, но не больше.
Между тем, началась Первая мировая война... Уточкин обратился с предложениями по авиаделу к великому князю Александру Михайловичу, командующему российской военной авиацией.
Опытному пилоту присвоили чин прапорщика и зачислили в авиационный отряд. Он снова стал свершать вылеты...
Однако, ослабленный организм не дал Уточкину летать. В конце 1915 года он сильно простудился во врем полета, у него развилось тяжелое воспаление легких и 31 декабря (ст. ст.) 1915 года Уточкин скончался, не дожив даже до 40 лет... (Впрочем, по столице ходили слухи, что скончался Уточкин в больнице для душевнобольных)....

Иллюстрации собраны на Яндекс.Картинках

Posts from This Journal by “история России” Tag

  • Старые фото...

    Владимир Высоцкий с отцом, мачехой и семьей сослуживца отца Леонид Якубович в молодости... Неузнаваем! Свадьба Александра Кайдановского и…

  • Старые фото...

    Маргарита Терехова - капитан юношеской сборной по баскетболу Узбекистана. Прежде, чем отправиться в Москву с целью стать актрисой, она отучилась…

  • Как все изменилось...

    С некоторым удивлением посмотрела на старые фотографии московских демонстраций в день 7 ноября... Люди одеты тепло, многие в зимней одежде, в…

promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1151
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
lj_frank_bot
Feb. 27th, 2020 02:55 pm (UTC)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Авиация, История.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
eho_2013
Feb. 27th, 2020 03:17 pm (UTC)
ОК!
(no subject) - lj_frank_bot - Feb. 27th, 2020 03:23 pm (UTC) - Expand
amarok_man
Feb. 27th, 2020 03:01 pm (UTC)
Like
amarok_man
Feb. 27th, 2020 03:05 pm (UTC)
Жаль, что так сложилась у него судьба. И рано, совсем молодым умер. Знаменитый авиатор
eho_2013
Feb. 27th, 2020 03:18 pm (UTC)
Жаль. Талантливый человек, и так сорвался...
vitkvv2017
Feb. 27th, 2020 03:11 pm (UTC)
Like
vitkvv2017
Feb. 27th, 2020 03:12 pm (UTC)
Мало прожил) Жаль
eho_2013
Feb. 27th, 2020 03:20 pm (UTC)
Ну, если учесть, что надвигалась революция и Гражданская война... Многие не пережили тот период, Уточкин ушел лишь на пару лет раньше.
bettybarklay
Feb. 27th, 2020 03:36 pm (UTC)
Like
fontyler
Feb. 27th, 2020 03:49 pm (UTC)
Like
fontyler
Feb. 27th, 2020 03:52 pm (UTC)
Да, в тех аэропланах простудиться можно было при любом вылете даже в тёплю погоду. И страшно то, что он пристарстился к наркотикам.

Вечная память и вечный покой нашему славному авиатолру и спортсмену.
eho_2013
Feb. 27th, 2020 05:14 pm (UTC)
Вечная память. Яркий был человек.
tanafi
Feb. 27th, 2020 04:46 pm (UTC)
Он был экстремалом тех времен)
eho_2013
Feb. 27th, 2020 05:13 pm (UTC)
Да, именно. Хотя тогда их так не называли.
dina2304
Feb. 27th, 2020 05:21 pm (UTC)
Like
mariel_98
Feb. 27th, 2020 06:28 pm (UTC)
Like
teo_tetra
Feb. 27th, 2020 10:40 pm (UTC)


Яркая краткая жизнь. Яркое, как его жизнь, сообщение о том.

Спорт - фехтовальщик, борец, боксер, пловец, яхтсмен, футболист, велосипедист, участник мото и автогонок. Известный на рубеже 19 и 20 веков художник пишет с него и его красавицы жены картины. Великий писатель А. И. Куприн пишет о нем: "…Если есть в Одессе два популярных имени, то это имена бронзового Дюка, стоящего над бульварной лестницей, и Сергея Уточкина — кумира рыбаков, велосипедистов всех званий и возрастов, женщин, жадных до зрелищ, и уличных мальчишек. Катание на велосипеде, мотоцикле и автомобиле по Потемкинской лестнице".
Первые подъемы на стратостате, аэропланы, азы авиации - в 1910 освоил аэроплан. Второй в России дипломированный авиатор. Освоил пилотирование сам. Диплом в Одесском аэроклубе, Диплом в Императорском авиаклубе, катает на воздушном шаре пассажиров, среди них писателя Куприна. "Авиашоу" в Одессе, в Москве, Харькове, Нижнем Новгороде, Петербурге. В 1912 году совершил 150 (!) демонстрационных полетов в 70 (!) городах Российской Империи. В Москве за его полетом наблюдали профессор Жуковский и будущий авиаконструктор Илюшин, в Киеве - Сикорский, в Нежине - будущий академик Королев, в Тбилиси - Нестеров, будущий автор знаменитой "Петли Нестерова", в Гомеле - гимназист Павел Сухой (!), имя которого сейчас носит крупнейшее авиационное объединение Сухой, совершенствующее и производящее всемирно-известные «Сушки»...

(Газета "Русское слово" рассказывала о выступлении Уточкина в 1910 году:
"Сегодняшние полёты Уточкина, несмотря на холод и ветер, привлекли такое громадное количество публики, какого не бывает даже на розыгрыше Дерби. Но ещё больше было бесплатных зрителей, запрудивших всю Ходынку. Упражнения Уточкина вместо того, чтобы начаться с полёта на высоту 200 метр., как обещала программа, начались со свободного полёта. … Далее авиатор совершил фигурный полёт. Он описал восьмёрки, демонстрировал в воздухе подъёмы и спуски, делал эффектные повороты, влетел в партер и держался на несколько метров над самыми головами зрителей, чем вызвал среди них немалый переполох, и затем моментально поднялся в вышину, продержавшись в воздухе 9 мин. 36 сек. День закончился полётом с дамой-пассажиркой, длившимся 2 м. 1 с.)".

Разбился при перелете из Петербурга в Москву. Чудом выжил. Спасли проходившие мимо крестьяне, отнесли в деревню, послали за помощью. Врачи констатировал тяжелые переломы и ушибы грудной клетки, сотрясение головного мозга и еще ряд травм. Лечение. Анестезия морфином… Наркозависимость…
Н.Д. Кузнецов. Портрет законной , горячо любимой жены авиатора. Красавица. Обожаемая жена Лариса Федоровна Уточкина, урожденная Литвицкая, ушла к другому…(Артур Анатра,банкир,миллионер, владелец авиационного предприятия и председатель Одесского аэроклуба. Уточкину закрыт доступ в Одесский аэроклуб). Юлий Олеша написал о новом отношении "известной бендерши Одессы" к неудачнику Уточкину в обществе: «Он — считается — чудак. Отношение к нему — юмористическое. Неизвестно почему. Он одним из первых стал ездить на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, одним из первых стал летать. Смеялись. Он упал в перелёте Петербург — Москва, разбился. Смеялись. Он был чемпион, а в Одессе думали, что он городской сумасшедший"

.... После всех потрясений Сергей сильно изменился. Перед Великой Войной его стали лечить врачи «одесситы». Пытаясь спастись, сделал дерзкую (в его характере) попытку прорваться в Зимний дворец в Петербурге, с целью донести до Царя, что он, известный Царю авиатор нуждается в защите. Далее, почти год лечился в лучших клиниках Петербурга. К нему вернулась ясность сознания. Однако от наркотиков он отказаться не смог.

Известно, что пилот обращался с предложениями по авиаделу к Великому Князю Александру Михайловичу Романову, командующему Российской Военной Авиацией.
Ему, как опытному пилоту, был присвоен чин прапорщика. Он был зачислен в авиационный отряд. Сергей снова стал свершать вылеты... Однако, ослабленный организм не дал ему времени полетать. В конце 1915 года сильно простудился во время полетов на биплане. Вскоре у него развилось тяжелая пневмония, и 31 декабря ( по ст. ст.) 1915 года парня не стало. Сергей не дожил и до 40 лет... (Впрочем, «дети арбата» пустили печатные слухи, что скончался молодой прапорщик в больнице для душевнобольных)...
teo_tetra
Feb. 27th, 2020 10:49 pm (UTC)
Like
rodemet
Feb. 27th, 2020 11:18 pm (UTC)
Like
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 47 comments — Leave a comment )

Profile

антик
eho_2013
eho_2013

Latest Month

December 2020
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com