eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Фотопроект «МоЯМОСКВА». Соцреализм в метро: Партизанская - Смоленская

Оригинал взят у evge_chesnokov в Фотопроект «МоЯМОСКВА». 83. Соцреализм в метро: Партизанская - Смоленская
Московское метро продолжали строить и в годы Великой Отечественной войны. В самые тяжёлые периоды недостроенные подземные объекты использовались как бомбоубежища, но уже в 1943 году продолжилась проходка тоннелей и в 1944 году открылся участок от Курского вокзала до Измайлово. Оформление этих станций посвящено теме боевых подвигов советских воинов и героическим будням тружеников тыла.






Станция, которая сейчас называется "Партизанская", открыта 18 января 1944 года.
Прежние названия:
"Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" (1944—1948),
"Измайловская" (1948—1963),
"Измайловский парк" (1963—2005)

Фото вверху: 1944 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/21347

Изначально рассматривалось три варианта названия: «Стадион имени Сталина», «Стадион народов» или «Стадион СССР». Такие проекты названий связаны с тем, что ещё до начала войны недалеко от станции предполагалось сооружение огромного стадиона. В связи с этим станцию решили построить трёхпутной, чтобы исключить давку во время проведения спортивных мероприятий.



На станции установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина, на площадке между лестницами скульптурная группа «Партизаны». Автор скульптур М.Г.Манизер.







На путевых стенах размещены рельефные керамические плитки с изображениями советского оружия.







1947 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/24521





Отвлекаясь от темы интерьеров метро, можно упомянуть и о станции-призраке на Арбатско-Покровской линии. Наземная станция "Первомайская" была открыта 24 сентября 1954 года в ходе продления линии на восток от станции «Измайловская» (ныне «Партизанская»), но уже в 1961 году закрыта. Сейчас её помещения входят в состав депо, платформа разобрана, но сохранилась отделка. После закрытия в вестибюле был оборудован актовый зал депо.

Метро "Первомайская". 1955-1960 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/22204

Наземный вестибюль 1954-1955 гг.: http://oldmos.ru/old/photo/view/52332



Следы от букв названия станции были закрашены совсем недавно (фото внизу). Любопытно, что закрытие действующей станции не единичный случай в Москве: ещё одна наземная станция - "Калужская" - принимала пассажиров с 1964 по 1974 год и была заменена ныне существующей подземной "Калужской".





Станция "Семёновская" открыта 18 января 1944 года под названием "Сталинская".
1950-1953 гг.: https://pastvu.com/p/38937

В 1944 году на станции была установлена созданная Г.Д.Лавровым пятиметровая скульптура «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» Работа, изображающая вождя с девочкой на руках, была изготовлена в 1936 году после растиражированных по всему Союзу пропагандистских фотографий Сталина вместе с шестилетней Гелей Маркизовой. Спустя год отец этой девочки был арестован и позднее расстрелян как враг народа, а вместо Гели стали указывать пионерку-стахановку Мамлакат Нахангову. После разоблачения культа личности Сталина скульптура была удалена из метро.





На торцевой стене станционного зала орден Победы на фоне оружия и знамён с надписью «Нашей Красной Армии — Слава!»



На путевых стенах чеканные бронзовые щиты с изображением образцов оружия и портреты советских воинов. В оформлении станции участвовали скульпторы В.И.Мухина, Н.К.Вентцель, С.Л.Рабинович, художник В.П.Ахметьев.



























Станция "Электрозаводская" открыта 15 мая 1944 года.
1950 год: https://pastvu.com/p/52128

На улице в нише здания вестибюля установлена скульптурная группа «Метростроевцы в забое» (скульптор М.Г.Манизер).





1950 год: https://pastvu.com/p/22168



На стенах кассового зала размещены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: русского учёного Михаила Ломоносова, русского изобретателя-электротехника Павла Яблочкова, изобретателя радио Александра Попова, английского физика Майкла Фарадея, американского учёного и политика Бенджамина Франклина, английского физика Уильяма Гильберта.













На пилонах станции высечены из белого мрамора скульптурные группы, иллюстрирующие труд работников промышленности и сельского хозяйства (скульптор Г.И.Мотовилов). Сейчас на станции осталось 12 барельефов, ещё два были демонтированы во время переустройства центрального зала. В проекте станции конца 1930-х годов в пилонах планировалось сделать углубления, в которые собирались поместить бюсты героев-стахановцев, но при составлении списка рабочих для изображения приходилось постоянно менять фамилии, поскольку каждый завод хотел увековечить своего работника. В результате от этой идеи отказались.



























Станция "Бауманская" открыта 18 января 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская». Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В итоге трассу спрямили и вместо четырёх станций после "Курской" осталась всего одна - "Спартаковская", - переименованная в "Бауманскую".

На фасаде здания вестибюля расположены рельефные изображения солдат на фоне панорамы Красной площади.









Над эскалаторным ходом располагается майоликовое мозаичное панно «Слава Советской Армии» (автор И. М. Рабинович) и высечена цитата И.В.Сталина об армии. По городской легенде, в панно "Слава Советской армии" художник замаскировал три православных крестика.

Турникетов ещё нет, контролёры отрывают корешки у билетов.
На фото вверху 1950 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/38007







Торцевую стену в конце 1945 года украсило мраморное панно с изображением знамён и профилей Сталина и Ленина. В 1963 году фрагмент знамени с профилями убрали и вставили мозаику с профилем Ленина, но его взор направлен уже в другую сторону.
Сталин ещё на месте: http://oldmos.ru/old/photo/view/23929

Ленин посмотрел направо, теперь смотрит налево.





1944 год: http://oldmos.ru/old/photo/view/37650

Оформление станции должно было быть посвящено восстанию Спартака, но в окончательном варианте в нишах угнездились не гладиаторы, а советские люди - «Метростроевка», «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате» и «Летчик» «Командир», «Партизанка«, «Рабочий», «Конструктор» (скульпторы В.Андреев, О.Андреева, и С.Кольцов). Скульптуры были сделаны из гипса, в 1950-е годы их тонировали под бронзу.



















На мраморной стене станции «Бауманская» вручную вырезана загадочная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щёлковской», под последней вентиляционной решёткой. Надпись содержит две даты, разделённые чёрточкой, записанные так, как их иногда пишут на надгробиях.



Станция "Смоленская" Арбатско-Покровской линии открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Круглый наземный вестибюль (архитекторы О.А.Великорецкий, А.Ф.Стрелков) снаружи украшен четырьмя медальонами с изображениями российских воинов.

В торце станционного зала можно увидеть (скульптор Г.И.Мотовилов), посвящённый защитникам Родины.







Интересные сведения из истории столичной подземки можно узнать из книг:
А.Н.Зиновьев. Сталинское метро. Исторический путеводитель. — М., 2011.
Наумов М. С. Под семью холмами: Прошлое и настоящее московского метро. — М.: АНО ИЦ «Москвоведение»; ОАО «Московские учебники», 2010



ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ, СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ "КИЕВСКАЯ"...
Subscribe
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments