eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Загадочный пейзаж


В.Ф. Аммон. Вид Москвы с Воробьевых гор

Пейзаж написан в середине 19 века. Москва с тех пор сильно изменилась, но на картине Аммона есть архитектурные ориентиры - стена Новодевичьего монастыря и Храм Христа Спасителя в центральной части города.
Но полотно все же дает больше загадок, чем подсказок... С какого ракурса Аммон писал свой пейзаж, если Новодевичий монастырь оказался справа от зрителя?
Если монастырь справа, значит, художник должен стоять спиной к центру города и лицом к Воробьевым горам, причем, стоять не на горах, а на другом берегу, в Хамовниках...
На этом современном фото монастырь справа, как на картине, а перед зрителем, за рекой - Воробьевы горы с высоткой Университета:


 А если перед нами излучина Москвы-реки, на берегу которой со временем появится стадион Лужники, то при взгляде с Воробьевых гор монастырь должен быть в левой части пейзажа...
Вот тут хорошо виден и монастырь слева, и Храм Христа Спасителя по центру:

На рубеже 19 и 20 веков высотная застройка еще не заслоняла пейзаж...


Ныне сложно опознать место старого пейзажа... Однако, если приглядеться, слева (а не справа!) видна колокольня Новодевичьего монастыря, а впереди, за Большой спортивной ареной - Храм Христа Спасителя... Хотя Храм на снимке выглядит значительно меньше, чем на полотне.


А если смотреть на излучину реки в том же ракурсе, как на пейзаже Аммона, монастырь вообще не виден, теряется среди городской застройки... О Храме и не говорю...

Есть и другие пейзажи, написанные на Воробьевых горах. Например, картина Айвазовского:




И.К. Айвазовский. Вид с Воробьевых гор, 1848

Но здесь художник развернулся вправо, запечатлев вид реки, уходящей к Нескучному саду и будущему парку Горького... Храм Христа Спасителя еще в лесах, и его темный силует среди светлой, белокаменной городской застройки невелик, как и на современном фото... Монастырь вообще остался за рамками картины.


Ф.И. Ясновский. Вид на Новодевичий монастырь. 1860-е
А вот Ясновского интересовал именно Новодевичий монастырь и вид на него с Воробьевых гор... Здесь не видны ни центр города, ни Храм. Художник развернул мольберт влево.

Остается предположить, что  Аммон, хоть и был реалистом, условно перенес стену Новодевичьего монастыря на другой берег реки, чтобы показать красоту и своеобразие его башен, не попадающих на пейзаж другим образом.

Фото собраны на Яндекс.Картинках

Tags: Воробьевы горы, Храм Христа Спасителя, живопись, история Москвы, монастыри, пейзаж, фотографии, художники
Subscribe

Posts from This Journal “история Москвы” Tag

promo eho_2013 август 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →