Часть 14. https://eho-2013.livejournal.com/1329994.html
Часть 15. https://eho-2013.livejournal.com/1332567.html
Часть 16. https://eho-2013.livejournal.com/1338275.html
Часть 17. https://eho-2013.livejournal.com/1344915.html
Часть 18. https://eho-2013.livejournal.com/1350681.html
С тех пор, как в 1918 году в особняке Долгоруковых, превратившемся к тому времени в институт благородных девиц, разместилась военная академия РККА, барышень в дортуарах сменили красноармейцы и командиры, направленные в Москву на обучение...
Академию позже реорганизовали, перевели в новое, построенное специально для нее здание, но дом Долгоруковых остался в распоряжении армии и использовался для нужд различных военных организаций весь советский период, и даже последующие годы вплоть до 1998.
Внешне здание поддерживалось в порядке, его регулярно красили, поправляли штукатурку, чинили крышу... Но внутри дворцовые интерьеры были практически уничтожены, сбиты элементы архитектурно декора, залы разделены перегородками на небольшие кабинеты, перестроены лестницы... Увы, в условиях военной пропускной системы проникнуть внутрь с фотоаппаратом защитники архитектуры не могли.
Даже на фото начало 1990-х видно, что часть окон заложена кирпичом за ненадобностью.
В 1998 году здание было возвращено государству и передано Академии художеств. И очень быстро превратилось в личную галерею Зураба Церетели, хотя официально считается выставочным комплексом Академии художеств.
Здание было перестроено, со стороны двора к нему пристроили дополнительные залы со стеклянным куполом, но при этом частично отреставрировали старинные интерьеры.
А первое, что было сделано - у фасада здания 18 века, прямо на Пречистенке появились гигантские идолы работы Церетели, которым он всегда отдавал предпочтение в своем творчестве...
Фото 2015 года. Слева от входа - Фемида с мечом и весами, справа - богиня охоты Диана. Какое они имеют отношение к деятельности Академии художеств - вопрос.
При этом старинный декор здания был заботливо восстановлен... На фото 2015 года видны провода, которые мешают рассматривать лепнину. Позже, при реконструкции Пречистенки, провода убрали и установили вдоль улицы фонари в старинном стиле.
К чести Церетели надо сказать, в галерее все-таки проходят выставки других художников, хотя большая часть выставочной площади занята его авторскими работами...
Легко ли Диане охотиться в таком хитоне? Обычно ее изображают в укороченной тунике...
Провода тут, конечно, были совершенно лишними. Да и сама Фемида, откровенно говоря, тоже.
Но самым большим ударом для облика Пречистенки оказался ресторан грузинской кухни, открывшийся в галерее Церетели.
Вообще, в этой части города почти на каждой улице есть ресторан грузинской кухни, а то и не один - на Арбате, на Пречистенке, на Остоженке, на Плющихе и т.д, и т.д... Можно подумать, местные обитатели жизни себе не представляют без лобио и хачапури по-аджарски...
Но Церетели еще и в качестве рекламы ресторана выставил на улице свои идолища поганые... Два истукана на редкость грубой работы, олицетворяющие художника и музыканта, появились по бокам от входа в ресторан.
Это художник (а из палитры торчит его палец, хотя сразу и не поймешь!)
Музыкант с петухом на плече... Бродит по улице вместе со своим обедом?
Ну и постеры с рекламой грузинского меню добавляли свою нотку в общую симфонию...
К счастью, видимо из-за волны протестов местных аборигенов, эту скульптурную пару с улицы убрали, и теперь вход в ресторан выглядит не так экзотически.
Зато пара каких-то библейских старцев появилась рядом, у входа в соседнее здание, также принадлежащее Академии художеств. Но эти скульптуры выглядят намного благообразнее..
Это современное фото, сделано на прошлой неделе... Провода теперь вдоль исторической застройки не тянутся, их убрали под землю, а фонари заменили на другие в стиле ретро...
Правда, прямо у входа в галерею устроили стоянку такси. Там постоянно дежурят машины, закрывающие для обзора часть фасада. Но и прежде вдоль тротуара всегда стоял ряд машин, и даже более длинный.
Ресторан пока закрыт из-за карантина, но и в рабочие дни он теперь выглядит скромно, без эпатажа.
Внутрь галереи пройти не удалось - она, как и все выставочные залы Москвы, была на карантине. Только сегодня с утра разрешили открыть для посетителей музеи и галереи, но на сайте галереи Церетели анонса об открытии пока нет. Пришлось воспользоваться фото из сети.
Восстановленные интерьеры...
Росписи религиозного характера, слева - введение Богородицы во храм.
Один из важнейших экспонатов - "двухэтажная архитектурная инсталляция "Яблоко"... Хмм... Истинное украшение княжеского дворца...
Но если хочется посмотреть, что там внутри, можно воспользоваться видео.
Документальный фильм о галерее Зураба Церетели:
А мы скоро пойдем дальше по Пречистенке на нашу виртуальную экскурсию.
Продолжение следует...
Предыдущие посты из серии о Пречистенке см.:
Часть 1. https://eho-2013.livejournal.com/1278353.html
Часть 2. https://eho-2013.livejournal.com/1279565.html
Часть 3. https://eho-2013.livejournal.com/1280609.html
Часть 4. https://eho-2013.livejournal.com/1283019.html
Часть 5. https://eho-2013.livejournal.com/1285455.html
Часть 6. https://eho-2013.livejournal.com/1287460.html
Часть 7. https://eho-2013.livejournal.com/1291265.html
Часть 8. https://eho-2013.livejournal.com/1291611.html
Часть 9. https://eho-2013.livejournal.com/1297629.html
Часть 10. https://eho-2013.livejournal.com/1302975.html
Часть 11. https://eho-2013.livejournal.com/1307142.html
Часть 12. https://eho-2013.livejournal.com/1314397.html
Часть 13. https://eho-2013.livejournal.com/1317098.html
Journal information