eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Евфросиния Полоцкая

евфр.пол

Евфросиния Полоцкая (1100-е гг. – 1173), в миру Предслава, древнерусская княжна, подвижница православия, святая Русской Православной церкви

Полоцкая княжна Предслава была дочерью князя Святослава Всеславича (в крещении – Георгия), правнука равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ее отец вместе с братьями и другими родственниками принимал участие в княжеской междоусобице, добиваясь передела русских земель и городов между Рюриковичами. Братья жестоко воевали друг с другом и успели много нагрешить. Предслава, с раннего детства чувствовавшая тягу к мирной, безгрешной жизни, поняла, что должна отмолить у Бога грехи отца и других родственников.
Девочка была так хороша собой, что уже в двенадцать лет к ней сватались, но она, узнав, что ее собираются обручить с одним из князей-соседей, сбежала из дома и нашла приют в монастыре, где игуменьей была ее тетка, вдова погибшего в междоусобных войнах Романа Всеславича. Вскоре Предслава попросила, чтобы ее постригли в монахини. Игуменья колебалась – ведь девочка была еще так юна, если не сказать, мала, и так красива… Но Предслава настояла на своем и постриглась в монастырь под именем Евфросинии.
Вскоре она попросила благословения у полоцкого епископа Илии на затворничество и, уединившись в келье при Софийском соборе Полоцка начала «книги писати своими руками». Переписанные ею священные книги она отдавала на продажу – те, кто желал обрести себя в вере, собирали подобные рукописные фолианты, как величайшую ценность. Деньги, вырученные от продажи книг, она отдавала бедным. Впрочем, с «миром» она почти не общалась, посвятив себя Богу, вопросы получения и распределения «мзды» за ее труды по просьбе молодой монахини решали другие люди.

maket_sofi_sobora
Макет реконструкция Софийского собора в облике 11 века

В 1128 году монахиня Евфросиния получила божественное откровение – оставить затворничество и основать новый женский монастырь в Сельце, где в местной церкви по традиции погребали полоцких епископов. Спасо-Преображенский женский монастырь с каменным храмом в Сельце стал первым детищем Евфросинии (монастырский каменный собор по праву был признан одной из жемчужен древнерусской архитектуры).
По легендам и преданиям, во время строительства собора Евфросиния творила чудеса. К примеру, когда кончались кирпичи для строительных работ, она начинала молиться с ночи до утра, и утром кирпичи для продолжения работы появлялись неизвестно откуда. «Бог, даровавший нам большее, даровал и это, меньшее», - говорила она.


Полоцкий Свято-Евфросиниевский монастырь (автор фото yakaev.livejournal.com)

В монахини она постригла также родную сестру Градиславу (в монашестве – Евдокию) и двоюродную Звениславу (в монашестве Евпраксию). Обе княжны пожертвовали на строительство монастыря все свое имущество, украшения и «многоцветные ризы». Монахинями стали и две ее племянницы Кириния и Ольга, к огорчению их отца, брата Евфросинии Вячеслава, не желавшего дочерям такой судьбы. Но сестра уверила его, что обе девочки «жизнью своей угодят Христу», и князь не посмел возразить.
Для сестер обители была создана специальная школа, в которой их обучали грамоте и «книжной премудрости». «Вот я собрала вас ради имени Господа, - говорила Евфросиния послушницам, - подобно тому, как птица собирает птенцов под крылья свои, я собрала вас, как овец Божиих на луг божественный. Паситесь же на заповедях Господних, возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостию, а не с печалью заботилась о спасении вашем и чтобы я возвысилась душой, видя духовные плоды трудов ваших».
Но главным в деятельности Евфросинии была разработка тех основ и принципов монашеского подвижничества, которые на долгие века стали руководством для тех, кто решался посвятить свою жизнь Богу. Даже когда в начале ХХ века великая княгиня Елизавета Федоровна занималась составлением уставов основанной ей Марфо-Мариинской обители, она во многом опиралась на наследие Евфросинии Полоцкой.

Efrosiniya-Polockaya
Мать Евфросиния была настолько почитаема на Руси, что еще долгие годы женщины из княжеских семей, принимая монашеский постриг, принимали чаще всего и имя Евфросинии.
Со временем Евфросиния построила в Полоцке еще один каменный храм – Пресвятой богоматери, основав при нем мужскую обитель.
Киевские, черниговские и полоцкие князья продолжали драться за власть, а Евфросиния, именовавшая княжескую усобицу «тьма разделения», делала все, чтобы установить мир и в княжеском роду, и с соседями-властителями. С византийскими правителями у нее всегда сохранялись хорошие отношения, еще более укрепившиеся, когда князь Мстислав Киевский выслал в Византию ее брата и отца. Она обратилась к константинопольскому патриарху с просьбой прислать для ее обители копию (список) чудотворной иконы Божьей Матери Ефесской, написанной по преданию евангелистом Лукой. Ее просьба была выполнена.

изображение
Ефесская (Корсунская) икона Божией Матери
Везли икону в Полоцк через город Корсунь, черноморские ворота Древней Руси; там по просьбе жителей икона пробыла целый год в местном храме, пока верующие из южно-русских земель совершали к ней паломничество. После этого на Руси икону стали называть Корсунской. Полвека спустя этой иконой благословили брак Александра Невского и полоцкой княжны Александры.

Пока отец и брат Евфросинии находились в византийской ссылке, делами в Полоцке заправляла ее мать, а после смерти матери за отсутствием других представителей княжеского рода государственные дела в княжестве пришлось вести игумении Евфросинии, пользовавшейся непререкаемым авторитетом. Когда ссыльные князья вернулись, они нашли Полоцк в таком порядке и процветании, каких прежде никогда не бывало.
Почувствовав приближение своей кончины, Евфросиния вместе с братом и сестрой отправилась в паломничество в Палестину ко Гробу Господню, привезла с собой богатые дары и попросила чтобы ее погребли на Святой Земле при Иерусалимском храме Пресвятой Богородицы. И вскоре она действительно скончалась, завершив свой земной путь на Святой Земле. Ее завещание было исполнено – в Иерусалиме русскую игуменью и похоронили.
Но через 14 лет после упокоения Евфросинии Полоцкой Иерусалим захватил султан Саладин, приказавший всем христианам покинуть город. Монахи русского монастыря, боясь осквернения ее могилы, вывезли мощи Евфросинии в Киев и погребли в Киево-Печерской Лавре. Она оказалась первой из русских монахинь, погребенных в Лавре.
В ХIII веке Полоцк захватила Литва, и на землях Полоцкого княжества началось насаждение католической веры, продолжавшееся несколько веков. Построенная Евфросинией церковь Спаса в 1579 году была передана королем Речи Посполитой Стефаном Баторием иезуитам.
Лишь в середине ХIХ века Полоцкая православная епархия была восстановлена. Верующие Полоцка стали добиваться возвращения в город святых мощей своей небесной заступницы. Но только в 1910 году настоятельница Марфо-Мариинской обители Елизавета (великая княгиня Елизавета Федоровна), пользуясь своей близостью к царской семье смогла добиться, чтобы мощи Евфросинии были возвращены на Белую Русь, в Полоцк. Тогда же состоялась и официальная канонизация святой Евфросинии Полоцкой.

евфр.пол.рака
Рака с мощами преподобной Евфросинии в Спасском соборе Полоцка, 1910 год

В 1922 году раку с мощами преподобной Евфросинии разорили большевики. Было составлено заключение: «Труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий». Мощи были отправлены в Москву на выставку атеизма, потом превратились в экспонат краеведческого музея Витебска… Драгоценную раку конфисковали. Но, несмотря на варварские условия, мощи оставались нетленными.
В 1943 году, в период немецкой оккупации, завоеватели неожиданно разрешили перенести мощи святой Евфросинии в исторический Спасский собор (линия фронта проходила в 36 км от Полоцка, и оккупационным властям не хотелось в такой момент разжигать в населении ненависть, обострявшую партизанскую войну). Мощи были доставлены из Витебска в Полоцк и крестным ходом перенесены в основанный преподобной Евфросинией храм. Участвовать в церемонии было разрешено лишь двадцати лицам, но верующих собралось гораздо больше. Оккупационные власти не решились на разгон процессии. Участники крестного хода, оставившие воспоминания о торжестве, говорили, что радость, горечь, боль и обида были перемешана в их душах в этот день, и многие плакали, не переставая.
Восстановление монашеской обители святой Евфросинии было начато лишь в 1992 году. Но к нашим дням она приведена в полный порядок.
Память подвижницы православия связывает воедино разъединенные ходом истории города Древнерусской земли – Киев, Полоцк и Москву. Ведь и при жизни Евфросиния Полоцкая стремилась привести к согласию и примирению русских людей.

efrosinia
Памятник Евфросинии Полоцокой (фото с сайта http://www.nemiga.info/belarus/polotsk/history-polotsk-old.htm)
Tags: Белоруссия, Древняя Русь, иконы, история, монастыри, памятники, православие, святые, соборы, храмы
Subscribe
promo eho_2013 август 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments