Оригинал взят у ren_ar в Прогулка по летнему Минску. Часть I. Тропою современного туриста.
В Минске я бывал много раз и очень люблю этот город. За его широкие проспекты, за его особенную архитектуру, за его зеленые парки и уютные улицы… Просто за то, что это Минск, город знакомый мне с самого детства. За многие годы я успел увидеть многое, но, конечно, далеко не все. И может быть, Минск, подобно вкусу изысканного вина, следует открывать для себя постепенно. Что я и делаю.
Но в этот раз я был в Минске с Иришей, которая была в первый раз в Беларуси. Поэтому мы выбрали для нашей прогулки самые знаковые точки, расположенные в самом центре. Предлагаю и вам прогуляться с нами. И начнем мы с небольшого, но весьма симпатичного Михайловского сквера.
Сквер находится в шаговой доступности от железнодорожного вокзала. Надо лишь пройти через подземный переход на улицу Кирова, пройти через «ворота в Минск» и пройти до первого перекрестка. И почти сразу нас встречает небольшая скульптура невероятно симпатичной девушки с дырявым зонтиком. Хрупкая юная фигурка, легкое летнее платьице…
Фигурка создана в 2000 году минским скульптором Владимиром Жбановым, как ответ на трагические события, произошедшие в районе метро «Немига» в 1999 году. Был праздник пива, какие-то концертные выступления, и, естественно, собралось большое количество молодежи. Несколько тысяч человек. И все было как обычно, также как на сотнях других подобных праздниках. Пока не началась гроза и град…
Возникла непонятная паника и толпа народа попыталась укрыться от дождя в метро. Примерно две тысячи человек ломанувшихся на станцию создали неимоверную давку. И итог крайне трагичен. В этой ужасной давке погибло 53 человека, и среди них 40 девушек. И большинство из них были совсем юными… Жуткая, нелепая и непонятная трагедия… И вот стоит в Михайловском скверике фигурка такой вот юной и хрупкой девчушки, беззащитной перед дождем…
Но в сквере есть и другие скульптуры Жбанова. И они появились здесь раньше чем «Девочка с зонтиком». Так самой первой была «Незнакомка», поставленная еще в 1998 году. Самоуверенная, неприступная, но при этом довольно раскованная дама отдыхает на скамейке в глубине сквера. И рядышком с ней даже можно присесть, только, скорее всего дама не удостоит соседа ни взглядом, ни словом…
Затем в 1999 году появилась другая скульптура – «Прикуривающий». С ней связана одна история. Скульптуру заказал на свое 35-летие актер Владимир Голынский, успевший, к тому времени, сняться в довольно популярной комедии вышедшей на широкий экран – «Дела Лоховского» и, также, основать свою небольшую студию. Друзья недоумевали. Памятник при жизни… Зачем? И по странному стечению обстоятельств Голынский погибает, в то время когда скульптура еще не была полностью закончена.
Скульптура стоит на бронзовом канализационном люке и на нем легко можно увидеть вензель "В.Г.". Когда Жбанов закончил над ней работу, то некоторое время она пропадала в его студии без дела. Потом было принято решение установить ее в Михайловском сквере.
Много в Минске и других замечательных работ Жбанова, это и "Коляска для губернатора" возле городской ратуши, и "Зодчий" неподалеку от Красного костёла, и многие другие скульптуры. Да что там, почти каждый большой город Беларуси имеет жбановскую скульптуру. Есть они и в России, Украине, Германии. Всех их объединяет душевность, близость к человеку, у них нет излишней помпезности и высоких постаментов. Работы белорусского скульптора всегда пользовались популярностью, и, может быть, мы могли бы увидеть еще больше удивительных творений... Но, к сожалению, жизнь Владимира Жбанова оборволась в 2012 году и последней его работой стала скульптура-фонтан "Золотой трилистник" на главной площади Молодечно.
После Великой Отечественной войны Минск был сильно разрушен и фактически возводился заново. Ансамбль современного проспекта Независимости сформировался в конце 40-х начале 50-х годов. Все здания строились по индивидуальным проектам и типовых среди них не было. Большинство из них богато декорированы и в стилевом плане представляют из себя яркий пример сталинского ампира. Только, в отличии от своих московских собратьев, эти дома менее монументальны, среди них нет высоток устремленных в небо, и, может быть, поэтому они кажутся несколько более душевными. С 2004 года архитектурный ансамбль проспекта является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На пересечении проспекта Независимости с улицей Комсомольской стоят два дома с башенками (на фотографии виден, большей частью, дом, что по левую сторону улицы). Они практически идентичны и были построены когда-то для работников Министерства государственной безопасности СССР – сейчас обычные жилые многоквартирные дома.
Так вот в башенке правого дома (пр. Независимости, 16) несколько лет назад обнаружили колокол с надписями на польском языке: «Колокол сооружен стараниями стрелков полка минского в память погибших богатырей и защитников земли Минской. К памяти живым. Во славу Польши». И указана дата отлива – 1929 год. Также у колокола есть красивое женское имя – Ирэна, о чем также гласит соответствующая польская надпись: «Imię moje Irena».
Польский церковный колокол, посвященный защитникам земли минской, отлитый в 1929 году и обнаруженный в башенке сталинского дома... Как он мог там оказаться?.. Но не буду углубляться, тем более, что я сфотографировал противоположную башенку. Тех же, кого заинтересовала загадочная история, отсылаю к документальному фильму телеканала «Белсат» под названием «Па кім маўчыць звон», но предупреждаю, что фильм на белорусском языке.
Напротив домов в которых жили сотрудники МГБ БССР расположено одно из самых узнаваемых зданий в Минске, созданное в стиле неоклассицизма и похожее на театр или на здание оперы… Вот только развлечься там навряд ли получится. Это здание КГБ Республики Беларусь. И из его окон вполне можно увидеть Сибирь. Как грустно шутили раньше минчане.
Строительство здания началось еще весной 1945 года, это было одно из самых первых послевоенных сооружений, призванное быть основополагающим в новом архитектурном ансамбле столицы. Время было сложное, дефицит всего и вся, достать хорошие материалы было проблемой.
Разве что с рабочими руками проблем не было. Более двух тысяч немецких военнопленных были заняты при строительстве. Да по ходатайству члена-корреспондента Академии архитектуры Михаила Парусникова, коему было поручено вести проект, из исправительных лагерей вытаскивают архитектора Льва Рыминского, осужденного в 1938 году за антисоветскую пропаганду. Рыминский осуществляет авторский надзор при строительстве.
Кстати, башенка, на правой части здания, известный объект городских легенд. Говорят, что ее приказал построить лично министр государственной безопасности Лаврентий Цанава, прозванный Лаврентием Вторым за свою дружбу с другой, не менее одиозной фигурой, Лаврентием Берия. По легенде в башенке у него был кабинет из которого он мог наблюдать футбольные матчи на стадионе «Динамо». Цанава был заядлым болельщиком.
В остальном же был похож на своего друга, увлекался репрессиями, получил Орден Красной Звезды за убийство известного театрального режиссера Соломона Михоэлса (его задавили колесами грузового автомобиля прямо на даче Цанавы), и прочая прочая… Закончил свой путь так же вполне обычно, арестован в 1953 году и умер в Бутырской тюрьме в 1955…
Что же касается башенки, то на деле все не менее прозаично. Большую часть времени, она была попросту заброшена и забыта. И кабинета там никакого, по всей видимости, не было. Впрочем сейчас башенку отреставрировали. Есть на здании КГБ и смотровая площадка, и даже собственный музей. Только вот попасть туда можно далеко не всем. Да и, собственно говоря, в КГБ вообще лучше не попадать…
Если свернуть с проспекта Независимости на современную улицу Ленина (бывшую Францисканскую, затем Губернаторскую) то можно увидеть крайне симпатичные рыжие дома, также послевоенной постройки. Улица широкая, красивая, с фонтанами и скамеечками. А из старой застройки улица примечательна архикафедральным собором Святого Имени Пресвятой Девы Марии (памятник архитектуры начала XVIII века), главным католическим храмом города Минска.
Там же на улице Ленина мы с Иришей зашли в ресторанчик, где отведали кофе с карамелью. Путь нам предстоял еще немалый, так что дополнительный заряд бодрости и положительных эмоций пришелся весьма кстати. Ну а затем мы направились к католическому костелу, о котором будет отдельный рассказ. Пока же погуляем по площади Свободы.
Напротив католического костела расположена городская ратуша города Минска, которая также могла бы быть памятником архитектуры XVII-XVIII века, если бы не была до основания разрушена по приказу русского императора Николая I в 1857 году. Впрочем раскопки 1978 и 1988 года показали что кое-что осталось, часть фундамента, фрагменты стен. Которые и послужили основой для восстановления ратуши. Собирали старые рисунки, чертежи, схемы и в период с 2002 по 2004 год отстроили ее заново. Сейчас там размещаются экспозиции музея, проводятся различные культурные мероприятия.
Рядышком примостился еще один, в общем-то, довольно интересный новодел. Бывшая униатская церковь Святого Духа, построенная в 30-х годах XVII века и благополучно снесенная в 1950 году. Кстати на момент, если можно так выразиться, снесения, церковь имела весьма симпатичный вид, так как в XIX веке ее заполучили православные и перестроили в псевдорусском стиле. Но при восстановлении в 2011 году решили за основу взять более раннюю версию. Сейчас в здании располагается минская филармония.
Между филармонией и ратушей можно увидеть еще одну скульптурную композицию Владимира Жбанова под названием «Коляска для губернатора». Лошади уже готовы, осталось только дождаться когда «Его превосходительство» спуститься и зала заседаний, чтобы отправится домой на отдых, или, быть может, на очередной смотр или встречу. Дел у губернаторов хватает.
Ну а пока губернатор заседает где-то в ратуше, туристы и горожане могут на некоторое время занять его место и сфотографироваться на память. Увидеть коляску пустующей практически невозможно.
На этом я завершаю первую часть рассказа о летнем Минске, а продолжение, как водится, следует...
Предыдущие отчеты по теме:
Две недели в белорусских землях. Фотографии городов и местечек. Август 2013.
Но в этот раз я был в Минске с Иришей, которая была в первый раз в Беларуси. Поэтому мы выбрали для нашей прогулки самые знаковые точки, расположенные в самом центре. Предлагаю и вам прогуляться с нами. И начнем мы с небольшого, но весьма симпатичного Михайловского сквера.
Сквер находится в шаговой доступности от железнодорожного вокзала. Надо лишь пройти через подземный переход на улицу Кирова, пройти через «ворота в Минск» и пройти до первого перекрестка. И почти сразу нас встречает небольшая скульптура невероятно симпатичной девушки с дырявым зонтиком. Хрупкая юная фигурка, легкое летнее платьице…
Фигурка создана в 2000 году минским скульптором Владимиром Жбановым, как ответ на трагические события, произошедшие в районе метро «Немига» в 1999 году. Был праздник пива, какие-то концертные выступления, и, естественно, собралось большое количество молодежи. Несколько тысяч человек. И все было как обычно, также как на сотнях других подобных праздниках. Пока не началась гроза и град…
Возникла непонятная паника и толпа народа попыталась укрыться от дождя в метро. Примерно две тысячи человек ломанувшихся на станцию создали неимоверную давку. И итог крайне трагичен. В этой ужасной давке погибло 53 человека, и среди них 40 девушек. И большинство из них были совсем юными… Жуткая, нелепая и непонятная трагедия… И вот стоит в Михайловском скверике фигурка такой вот юной и хрупкой девчушки, беззащитной перед дождем…
Но в сквере есть и другие скульптуры Жбанова. И они появились здесь раньше чем «Девочка с зонтиком». Так самой первой была «Незнакомка», поставленная еще в 1998 году. Самоуверенная, неприступная, но при этом довольно раскованная дама отдыхает на скамейке в глубине сквера. И рядышком с ней даже можно присесть, только, скорее всего дама не удостоит соседа ни взглядом, ни словом…
Затем в 1999 году появилась другая скульптура – «Прикуривающий». С ней связана одна история. Скульптуру заказал на свое 35-летие актер Владимир Голынский, успевший, к тому времени, сняться в довольно популярной комедии вышедшей на широкий экран – «Дела Лоховского» и, также, основать свою небольшую студию. Друзья недоумевали. Памятник при жизни… Зачем? И по странному стечению обстоятельств Голынский погибает, в то время когда скульптура еще не была полностью закончена.
Скульптура стоит на бронзовом канализационном люке и на нем легко можно увидеть вензель "В.Г.". Когда Жбанов закончил над ней работу, то некоторое время она пропадала в его студии без дела. Потом было принято решение установить ее в Михайловском сквере.
Много в Минске и других замечательных работ Жбанова, это и "Коляска для губернатора" возле городской ратуши, и "Зодчий" неподалеку от Красного костёла, и многие другие скульптуры. Да что там, почти каждый большой город Беларуси имеет жбановскую скульптуру. Есть они и в России, Украине, Германии. Всех их объединяет душевность, близость к человеку, у них нет излишней помпезности и высоких постаментов. Работы белорусского скульптора всегда пользовались популярностью, и, может быть, мы могли бы увидеть еще больше удивительных творений... Но, к сожалению, жизнь Владимира Жбанова оборволась в 2012 году и последней его работой стала скульптура-фонтан "Золотой трилистник" на главной площади Молодечно.
После Великой Отечественной войны Минск был сильно разрушен и фактически возводился заново. Ансамбль современного проспекта Независимости сформировался в конце 40-х начале 50-х годов. Все здания строились по индивидуальным проектам и типовых среди них не было. Большинство из них богато декорированы и в стилевом плане представляют из себя яркий пример сталинского ампира. Только, в отличии от своих московских собратьев, эти дома менее монументальны, среди них нет высоток устремленных в небо, и, может быть, поэтому они кажутся несколько более душевными. С 2004 года архитектурный ансамбль проспекта является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На пересечении проспекта Независимости с улицей Комсомольской стоят два дома с башенками (на фотографии виден, большей частью, дом, что по левую сторону улицы). Они практически идентичны и были построены когда-то для работников Министерства государственной безопасности СССР – сейчас обычные жилые многоквартирные дома.
Так вот в башенке правого дома (пр. Независимости, 16) несколько лет назад обнаружили колокол с надписями на польском языке: «Колокол сооружен стараниями стрелков полка минского в память погибших богатырей и защитников земли Минской. К памяти живым. Во славу Польши». И указана дата отлива – 1929 год. Также у колокола есть красивое женское имя – Ирэна, о чем также гласит соответствующая польская надпись: «Imię moje Irena».
Польский церковный колокол, посвященный защитникам земли минской, отлитый в 1929 году и обнаруженный в башенке сталинского дома... Как он мог там оказаться?.. Но не буду углубляться, тем более, что я сфотографировал противоположную башенку. Тех же, кого заинтересовала загадочная история, отсылаю к документальному фильму телеканала «Белсат» под названием «Па кім маўчыць звон», но предупреждаю, что фильм на белорусском языке.
Напротив домов в которых жили сотрудники МГБ БССР расположено одно из самых узнаваемых зданий в Минске, созданное в стиле неоклассицизма и похожее на театр или на здание оперы… Вот только развлечься там навряд ли получится. Это здание КГБ Республики Беларусь. И из его окон вполне можно увидеть Сибирь. Как грустно шутили раньше минчане.
Строительство здания началось еще весной 1945 года, это было одно из самых первых послевоенных сооружений, призванное быть основополагающим в новом архитектурном ансамбле столицы. Время было сложное, дефицит всего и вся, достать хорошие материалы было проблемой.
Разве что с рабочими руками проблем не было. Более двух тысяч немецких военнопленных были заняты при строительстве. Да по ходатайству члена-корреспондента Академии архитектуры Михаила Парусникова, коему было поручено вести проект, из исправительных лагерей вытаскивают архитектора Льва Рыминского, осужденного в 1938 году за антисоветскую пропаганду. Рыминский осуществляет авторский надзор при строительстве.
Кстати, башенка, на правой части здания, известный объект городских легенд. Говорят, что ее приказал построить лично министр государственной безопасности Лаврентий Цанава, прозванный Лаврентием Вторым за свою дружбу с другой, не менее одиозной фигурой, Лаврентием Берия. По легенде в башенке у него был кабинет из которого он мог наблюдать футбольные матчи на стадионе «Динамо». Цанава был заядлым болельщиком.
В остальном же был похож на своего друга, увлекался репрессиями, получил Орден Красной Звезды за убийство известного театрального режиссера Соломона Михоэлса (его задавили колесами грузового автомобиля прямо на даче Цанавы), и прочая прочая… Закончил свой путь так же вполне обычно, арестован в 1953 году и умер в Бутырской тюрьме в 1955…
Что же касается башенки, то на деле все не менее прозаично. Большую часть времени, она была попросту заброшена и забыта. И кабинета там никакого, по всей видимости, не было. Впрочем сейчас башенку отреставрировали. Есть на здании КГБ и смотровая площадка, и даже собственный музей. Только вот попасть туда можно далеко не всем. Да и, собственно говоря, в КГБ вообще лучше не попадать…
Если свернуть с проспекта Независимости на современную улицу Ленина (бывшую Францисканскую, затем Губернаторскую) то можно увидеть крайне симпатичные рыжие дома, также послевоенной постройки. Улица широкая, красивая, с фонтанами и скамеечками. А из старой застройки улица примечательна архикафедральным собором Святого Имени Пресвятой Девы Марии (памятник архитектуры начала XVIII века), главным католическим храмом города Минска.
Там же на улице Ленина мы с Иришей зашли в ресторанчик, где отведали кофе с карамелью. Путь нам предстоял еще немалый, так что дополнительный заряд бодрости и положительных эмоций пришелся весьма кстати. Ну а затем мы направились к католическому костелу, о котором будет отдельный рассказ. Пока же погуляем по площади Свободы.
Напротив католического костела расположена городская ратуша города Минска, которая также могла бы быть памятником архитектуры XVII-XVIII века, если бы не была до основания разрушена по приказу русского императора Николая I в 1857 году. Впрочем раскопки 1978 и 1988 года показали что кое-что осталось, часть фундамента, фрагменты стен. Которые и послужили основой для восстановления ратуши. Собирали старые рисунки, чертежи, схемы и в период с 2002 по 2004 год отстроили ее заново. Сейчас там размещаются экспозиции музея, проводятся различные культурные мероприятия.
Рядышком примостился еще один, в общем-то, довольно интересный новодел. Бывшая униатская церковь Святого Духа, построенная в 30-х годах XVII века и благополучно снесенная в 1950 году. Кстати на момент, если можно так выразиться, снесения, церковь имела весьма симпатичный вид, так как в XIX веке ее заполучили православные и перестроили в псевдорусском стиле. Но при восстановлении в 2011 году решили за основу взять более раннюю версию. Сейчас в здании располагается минская филармония.
Между филармонией и ратушей можно увидеть еще одну скульптурную композицию Владимира Жбанова под названием «Коляска для губернатора». Лошади уже готовы, осталось только дождаться когда «Его превосходительство» спуститься и зала заседаний, чтобы отправится домой на отдых, или, быть может, на очередной смотр или встречу. Дел у губернаторов хватает.
Ну а пока губернатор заседает где-то в ратуше, туристы и горожане могут на некоторое время занять его место и сфотографироваться на память. Увидеть коляску пустующей практически невозможно.
На этом я завершаю первую часть рассказа о летнем Минске, а продолжение, как водится, следует...
Предыдущие отчеты по теме:
Две недели в белорусских землях. Фотографии городов и местечек. Август 2013.
Journal information