?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение. Начало. см. http://eho-2013.livejournal.com/156000.html

ростопчин.кившенко
А.Д. Кившенко. Московский генерал-губернатор Ростопчин выдает народу купеческого сына Верещагина (распространителя наполеоновских прокламаций в 1812 году)

Лев Толстой в романе "Война и мир" описывал появление французов на Арбате 2 сентября 1812 года: "В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от предового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость "le Kremlin".
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из оставшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника"...
мюрат
Иоахим Мюрат, маршал Франции

Накануне наполеоновского вторжения в Москве насчитывалось 270 тысяч жителей, к моменту вступления французов в городе оставалось не более 10 - 12 тысяч. Почти все горожане покинули Москву.
Сумерки еще не успели опуститься на занятый неприятелем обезлюдевший город, как в разных частях Москвы вспыхнули пожары.
3 сентября бушевавшее в городе пламя полностью охватило район Арбата и Смоленского рынка. Огонь распространился на Никитскую, Поварскую, Кудрино, Дорогомилово... Сильный ветер несколько раз менял направление - то северо-восточный, то западный, то юго-западный, и разносил огонь по всему городу.
Картина московского пожара - одна из самых трагических и пронзительных в романе Толстого. Пробираясь на Арбат, к церкви Николы Явленного, в полубезумной надежде подкараулить и убить Наполеона, Пьер задерживается по соседству, на Поварской (Арбат и Поварская сходились в то время у Арбатских ворот) и спасает из огня ребенка.

пожар1812
Кадр из фильма "Война и мир"

4 сентября ветер достиг силы урагана. Огонь продолжал бушевать. Пречистенка, Арбат, Тверская превратились в сплошное пламя. Люди пытались спастись в садах и парках, но от огненных языков загорались даже живые зеленые деревья. Мосты и суда на реке выгорали почти до самой воды. Огромное зарево над Москвой видно было в 150 верстах от города.
5 сентября пожар продолжался. По словам очевидцев, это был "огненный потоп". Наполеон, уже находясь в ссылке на острове Святой Елены, незадолго до смерти писал: "Никогда все поэты, изображавшие сказочный пожар Трои, не могли в свом воображении представить что-либо, похожее на Пожар Москвы. Океан огня, горы пламени... Это величайшее и поразительное, и в то же время ужаснейшее зрелище, которое мне когда-либо приходилось видеть".
В ночь на 6 сентября ветер утих и пошел проливной дождь, который хоть и не мог прекратить пожар, но заметно его ослабил. И все же очевидец, итальянский офицер наполеоновской армии Цезарь Ложье утверждал, что 6 сентября пламя еще во всю свирепствовало в центре города. Только 8 сентября пожар стал затихать, но и в последующие дни то тут, то там вспыхивали очаги пламени.
Москва горела целую неделю. Арбат и прилегающие к нему улицы выгорели практически полностью.
"Москвы - одного из красивейших и богатейших городов мира - больше не существует", - утверждал 20-й бюллетень Наполеона.
"От великой Москвы оставалось лишь несколько уцелевших домов, разбросанных среди развалин. Этот сраженный и сожженный колосс подобно трупу издавал тяжелый запах", - писал де Сегюр, наполеоновский генерал, оставивший мемуары.
Было невозможно различить направление старых улиц. Только печные трубы, торчащие на пепелище, напоминали о рядах домов.

1812.мазуровский.вик
Виктор Мазуровский. 1812 год (отступление Наполеона из Москвы)

6 октября 1812 г. Наполеон дал приказ своим войскам оставить Москву. Все, что не погибло в огне, было безжалостно разграблено французами. Сам император покинул город в ночь с 6 на 7 октября, под утро, но еще до рассвета.
100-тысячная армия уходила из Москвы. Обоз, составлявший 40 тысяч повозок, растянулся на несколько верст. Ф.-П. де Сегюр, состоявший в свите Наполеона, вспоминал: "Можно было подумать, что видишь перед собой какой-то караван, бродячее племя или, скорее, древнюю армию, возвращавшуюся после большого набега с пленниками и добычей".
Одним из первых в оставленный французами город вошел 10 октября во главе своего отряда А.А. Шаховской. На месте Арбата он увидел страшное пепелище. Особенно тяжело было Шаховскому, известному драматургу, видеть погибший Императорский театр. "Огарки и груды снега были на месте милого нашего Арбатского театра", - вспоминал он.
верещагин.в петр.дв.
Василий Верещагин. Возвращение в Петровский дворец

Арбатская и Пречистенская части выгорели практически полностью. Но москвичи, вернувшись на родные пепелища, принялись заново отстраивать погибший Арбат и другие улицы.
Александр I, находясь в состоянии душевного подъема после победы над Наполеоном, решил не просто восстановить, а украсить и благоустроить Москву.
Если при Екатерине II по проекту благоустройства города от 1775 г. кардинальных изменений в планировке почти не намечалось, а все запланированные изменения должны были проводиться крайне бережно, чтобы сохранить существовавшую структуру городской застройки, то теперь можно было строить практически заново. В 1775 г. фантазии архитекторов и проектировщиков жестко ограничивались, улицы оставались "в прежнем виде, дабы не подвергнуть ломке хороших и крепких строений, а прочие вышедшие из линий строения и улицы исправлять при перестройках", то есть, только по мере того, как здания будут приходить в ветхость. Пожар 1812 г., истребивший целые районы, сделал возможной новую планировку улиц, позволив не считаться даже с культовыми зданиями. Главнокомандующий Москвы Ф.В. Растопчин в донесении Александру I от 14 декабря 1812 г. предлагал воспользоваться тем, что "многие безобразные и стоящие не у места церкви сожжены, и что теперь не представляется неудобства их снести, тогда как в другое время это могло бы вызвать ропот в народе и ненужные толки со стороны знатных шалопаев."

Rostopchin_Fyodor_Vas.тончи
Граф Федор Васильевич Растопчин

Сначала план реконструкции Москвы был составлен В. Гесте, опытным архитектором-планировщиком, на которого пал выбор Александра I. Его проект был одобрен царем в 1813 г. и передан в Комиссию для строений на предмет детальной разработки с учетом замечаний и в дальнейшем реализации. И тут около плана Гесте развернулась настоящая борьба, возглавляемая С.С. Кесарино, директором Чертежной комиссии. Он доказывал невозможность "того события, чтобы Москву выстроить по оному плану, поелику художник, полагая прожекты, не наблюдал местного положения".
В январе 1814 г. Кесарино получил задание составить переработанный генеральный план застройки Москвы и в феврале того же года представил его Комиссии - вероятно, он уже давно работал над этим планом в тайне.
Площадь у Арбатских ворот, оставленную Гесте без изменений, предлагалось "распространить во уважение всегдашнего на оной многолюдства и большого приезда торговцев с разными продуктами, а притом великолепной архитектурой, строения могут быть открыты для виду..." Формулировки Кесарино, не совсем свободно владевшего русским языком, хоть и не отличались гладкостью, все же были весьма убедительны.
Но предложения Комиссии не получили высочайшего утверждения в Петербурге - Александр I находился в это время вместе с русской армией на пути к Парижу.

тормасов.а.п
Алексей Петрович Тормасов

Только осенью 1815 г. удалось представить доклад о реконструкции Москвы на монаршее рассмотрение. Московский главнокомандующий А.П. Тормасов, сменивший Ф.В. Растопчина, торопил Комиссию со срочной подготовкой материалов к докладу. Торопиться с планами "приводившими улицы в регулярство", было необходимо - вернувшиеся в город москвичи собирались заново отстраивать дома на родных пепелищах. В Комиссию по строениям стали поступать прошения о разрешении построек. Их становилось все больше и больше. К осени 1813 г. подавалось уже от 20 до 50 прошений ежедневно. Пустить застройку города на самотек, оставив без архитектурного надзора, было невозможно.
Москву разделили на 4 участка. Арбатская и Пречистенская части вместе с Новинской, Тверской и Пресненской входили в 4-й участок. Говоря об Арбате и прилегающих к нему переулках, приходится объединять Арбатскую и Пречистенскую часть воедино, так как в ХIХ в. представления москвичей об арбатских границах не совпадали с современными. Тогда Гагаринский переулок, Сивцев Вражек, часть Арбата и даже уничтоженная ныне Собачья площадка (часть современного Нового Арбата и Композиторская улица) относились к Пречистенской части. А Арбатская часть распространялась на Большую Никитскую и Поварскую. По современному административному делению Пречистенка, Гагаринский переулок, Большой и Малый Левшинские переулки, большая часть Смоленского бульвара и нечетная сторона Сивцева Вражка отошли к Хамовникам. Но москвичи все равно всегда определяли местоположение этих улиц "в районе Арбата".

bove
Осип (Джузеппе) Иванович Бове

Итак, Арбат с окружением был отнесен к 4-му участку, архитектурный надзор за которым с сентября 1813 г. возглавил замечательный архитектор О.И. Бове. Он был чрезвычайно увлечен архитектурным стилем "ампир" ("империя"), зародившимся в наполеоновской Франции и достигшим необыкновенных вершин в России. Развивая строгие формы классицизма, русский ампир сделал их необыкновенно нарядными и уютными, родными для московской души. Бове лично контролировал каждый проект и рукой мастера правил фасады, придавая им неповторимые черты московско-арбатского стиля. Каждый дом, будь то дворец вельможи, или скромный деревянный особнячок в три окна, собственность небогатого дворянина, стал одновременно и своеобразным, индивидуальным, и отвечающим единым стилистическим требованиям строением.
В путеводителе "По Москве", изданном в 1917 г. Сабашниковыми, в разделе "По дворянской Москве" можно прочесть такие строки о деятельности этого архитектора: "... Все послепожарные постройки так или иначе тронуты были рукой художника, тем более что Бове в конце концов собственноручно исправлял фасады даже небольших деревянных частновладельческих особняков. Бове работал с целой плеядой влюбленных в стиль товарищей; а стиль, ими облюбованный, был Александровский классицизм, Empire; ухватив широту, пышность этого стиля, тогдашние строители сумели придать ему ту уютность, которой он не имел ни во Франции, где он был слишком чопорен, ни в Петербурге, где он был слишком величав. Отсюда то изящество, которым до сих пор еще отличаются отдельные уголки барской Москвы; ее уцелевшие дома и ныне бросаются в глаза, а еще лет 30 тому назад ими определялся характер целого района."

арбат.гермашев.м.м.
М.М. Гермашев. Арбат (на картине начала 20 века запечатлен один из арбатских ампирных особнячков - дом Оболенских, к сожалению, погибший при бомбежках 1941 года)

О.И. Бове так преуспел на своем посту и так украсил свой 4-й участок, что в мае 1814 г. Комиссия по строениям поручила ему надзор за всей "фасаднической частью" города. Недаром грибоедовский Скалозуб говорил о Москве: "Пожар способствовал ей много к украшенью".
Арбат восстанавливался быстро. Новые дома отстраивались на старых фундаментах. Здесь по-прежнему разрешалось деревянное строительство. Но внешний вид улицы изменился, она стала более нарядной. Деревянные особнячки с ампирным декором казались маленькими дворцами.
Больше всего особняков, тронутых печатью стиля Бове, сохранилось на Пречистенке. Арбат с его бурной судьбой, полной архитектурных превратностей, лишился многого из послепожарной застройки. Сохранившееся порой перестроено до неузнаваемости. Таков, например, непримечательный с виду дом № 4. Трудно представить, что когда-то это строение было роскошным барским особняком и украшал его классический шестиколонный портик. Относительно недавно прежний облик был возвращен дому № 53, где размещается музей-квартира А.С. Пушкина.
Погиб от авиационной бомбы в годы войны арбатский особняк князей Оболенских - классический ампирный дом послепожарной постройки.

ден.пер
Деревянный особняк Поливанова в 1913 году

Однако рядом с Арбатом, в переулках, скрывается несколько хорошо сохранившихся строений того периода, например, дом декабриста В. Штейнгеля в Гагаринском. Увы, некоторые из них были полностью перестроены при "реставрации", утратив очарование подлинных построек - дом А. Поливанова, участника войны 1812 года, в Денежном переулке, особняк в Сивцевом Вражке, принадлежавший отцу А. Герцена и др.

Столь популярная и часто цитируемая в прежние времена фраза Ленина: "...Декабристы разбудили Герцена...", не лишена глубокого смысла, хотя очень забавно представлять, как живущие по-соседству декабристы приходят из своих домов к юному Герцену в Сивцев Вражек и кричат у него под окном: "Саша, проснись!" Но конечно же Герцен с первых сознательных лет во многом находился под влиянием личностей этих необычных людей и сформировался как писатель благодаря такому влиянию, тем более, что многие декабристы действительно были его соседями по Арбату. В этом районе в разные периоды начиная с 1815 г. проживали видные деятели декабристских обществ. Их встречи проходили в домах М.А. Фонвизина (Староконюшенный переулок, д. № 16), В.И. Штейнгеля (Гагаринский переулок, д. № 15), М.М. Нарышкина (Пречистенский, ныне Гоголевский бульвар, д. № 10), А.А. Тучкова (Остоженка, д. № 53) и др. Поскольку все арбатско-дворянское окружение составляло один тесно связанный родственно-дружеский круг, можно представить, что симпатии к идеям декабристов были популярны тогда на Арбате.
И вот, после 14 декабря 1825 г. Герцен замечает: "Тон общества менялся наглазно; быстрое нравственное падение служило печальным доказательством, как мало развито было между русскими аристократами чувство личного достоинства. Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, являлись дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже - бескорыстно. Одни женщины не участвовали в этом позорном отречении от близких..., и у креста стояли одни женщины..."
герцен.мол
Александр Герцен в молодости

Продолжение следует.
     
promo eho_2013 август 17, 2024 01:46 1109
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
bukvoyeditsa
Oct. 7th, 2013 04:53 pm (UTC)
Не Фамусов, а Скалозуб.
eho_2013
Oct. 7th, 2013 05:13 pm (UTC)
Возможно, процитировала по памяти. Надо посмотреть текст, уточнить и исправить.
eho_2013
Oct. 7th, 2013 06:06 pm (UTC)
И вправду, это реплика Скалозуба после монолога Фамусова.
bukvoyeditsa
Oct. 8th, 2013 08:52 am (UTC)
Вы, наверно, не видели спектакля "Театра Сатиры". Скалозуба играл Державин, Фамусова - Папанов. Вся эта сцена беседы Фамусова со Скалозубом, и потом присоединялся Чацкий-Миронов, совершенно незабываема! Казалось бы весь этот текст со школьной скамьи наизусть знаешь, но они как-то ухитрялись сделать каждую реплику неожиданной, как будто она только что вот тут родилась, а не придумана сто пятьдесят лет назад.
eho_2013
Oct. 8th, 2013 02:24 pm (UTC)
Ну почему же не видела? Я смотрела сценические версии "Горя от ума" и в "Сатире", и в Малом театре с Виталием Соломиным (очень неплохая была постановка), и еще десяток спектаклей в профессиональных и любительских театрах. А в молодости даже сама играла Софью в самодеятельном молодежном театре. Не говорю уж, что и в школе, и в институте учили текст на зубок. Но, случается, и ошибешься в чем-то...
livejournal
Oct. 11th, 2013 11:05 am (UTC)
Ах, Арбат, ты мое отечество... Часть 2
Пользователь pilip_pilipich сослался на вашу запись в записи «Ах, Арбат, ты мое отечество... Часть 2» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ах, Арбат, ты мое отечество... Часть 2 [...]
livejournal
Oct. 12th, 2013 10:22 am (UTC)
Ах, Арбат, ты мое отечество...
Пользователь krutina сослался на вашу запись в записи «Ах, Арбат, ты мое отечество... » в контексте: [...] овить, а украсить и благоустроить Москву. Полностью http://eho-2013.livejournal.com/156524.html [...]
fontyler
Nov. 8th, 2018 06:48 pm (UTC)
"Все, что не погибло в огне, было безжалостно разграблено французами"
По некоторым версиям сегодняшнего дня французы пришли к нам как носители культуры, освободители от нашего векового рабства...Носители культуры!
Для меня лично, культура - это когда не грабят и когда не размещают лошадей в церквах...
и, кстати сказать, не устраивают пальбу по Сфинксу в Египте... А вовсе не перья в шляпе или роскошные дворцы...
eho_2013
Nov. 8th, 2018 07:25 pm (UTC)
Наши в 1814 году вошли в Париж совершенно иначе.
fontyler
Nov. 8th, 2018 07:27 pm (UTC)
Да! Но французы об этом почему-то систематически умалчивают...
Это тоже элемент культуры и духа народа.
eho_2013
Nov. 8th, 2018 07:40 pm (UTC)
Именно.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com