eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Кто такой Э.В. Готье-Дюфайе?

Фотографии, сделанные этим человеком (преимущественно в первой половине 1910-х годов), украшают многие книги и статьи по истории Москвы. Иногда на снимках для достоверности оставляют метку: "Собрание Э.В. Готье-Дюфайе". Но кто-такой Готье-Дюфайе, сейчас знают только специалисты и знатоки истории Москвы. Между тем, Готье-Дюфайе были знаменитой московской купеческой династией. Ее основатель Жан-Батист Дюфайе ди Готье прибыл в Россию из Франции во времена Екатерины Второй, в 1760-е годы, и удачно начал здесь бизнес, открыв галантерейную торговлю и магазин музыкальных инструментов и нот. А его сын Иван, женившийся в 1799 году на дочери французского книготорговца, получил в приданое книжный магазин на Кузнецком мосту, улице, где размещалось в то время большинство французских лавок, магазинов и ателье. И с тех пор почти на целый век Готье-Дюфайе стали властителями дум москвичей: поставляемые ими на рынок французские романы формировали вкусы и взгляды целых поколений. Правда, император Павел на короткий период запретил своим указом ввоз французской литературы на территорию России, дабы пресечь вольнодумство, но при его сыне, императоре Александре интерес к этим книгам вспыхнул с новой силой.
куз мост
Даже война 1812 года ничего не изменила. Во время большого московского пожара Кузнецкий мост почти не пострадал - французская гвардия взяла на себя охрану лавок соотечественников. А наполеоновское нашествие создало определенный "черный пиар" французской литературе.

А все Кузнецкий мост и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы,
Губители карманов и сердец! - сетовал Фамусов.

Авторы и музы приходили прежде всего из книжного магазина Готье-Дюфайе.

куз.м
Вид на Кузнецкий мост от Петровки

К концу 19 столетия Готье-Дюфайе утратили вкус к торговле. Знаменитый книжный магазин был продан.[Spoiler (click to open)]В этом роду появились юристы, университетские профессора, выдающиеся врачи... Только Лев Владимирович Готье-Дюфайе продолжал заниматься предпринимательством, но крупным - металлургическими и горноперерабатывающими концернами. А его брат Эмилий Владимирович приумножением капиталов заниматься не захотел и посвятил себя общественной деятельности, благотворительности и собственным увлечением. Его отличала наследственная деловая сметка и, одновременно, кристальная честность. Поэтому в благотворительных организациях Э.В. Готье-Дюфайе обычно поручали ведение финансов. А самым большим увлечением его жизни стала родная Москва и ее история.смол.сенная
Смоленская-Сенная площадь

Эмилий Владимирович собирал коллекции предметов, так или иначе связанных с историей Москвы, книг, картин, старинных карт. В 1906 году Готье-Дюфайе стал членом Московского Археологического общества, изучавшего историю города, и передал туда часть своих коллекций и богатую библиотеку. Коллекции Готье-Дюфайе должны были составить основу фондов формировавшегося музея старой Москвы.
В начале ХХ века Москва стала стремительно меняться, превращаясь в современный индустриальный город. Теплая атмосфера патриархальных местечек, застроенных уютными особнячками, исчезала. Многоэтажные дома, новые общественные и торговые здания, производственные помещения, быстро растущие на улицах города, меняли его до неузнаваемости. В Московском Археологическом обществе было принято решение запечатлеть "уходящую натуру" на фотографиях и создать коллекцию таких изображений. Это дело было поручено Эмилию Владимировичу. Он лучше других членов общества владел фотоаппаратом (тогда , помимо всего прочего, фотосъемка была делом технически непростым), более того, он был большим любителем и знатоком этого дела и в 1913 году стал одним из учредителей Российского фотографического общества.
пречист
Вид с Пречистенки на Царицынский (Чертолький) переулок

Им лично было сделаны сотни фотографий (значительная часть в 1913 году). Это не рекламные снимки и не "красивости" для путеводителя. Это живой город, со всеми его достоинствами и недостатками.
В том же году было решено подключить к делу и других фотографов. Московское археологическое общество объявило фотоконкурс "Москва уходящая". В ежемесячном журнале "Вестник фотографии", который издавало
 Русское фотографическое общество, печатались информационные материалы об условиях конкурса и ходе его подготовки. В одной заметке говорилось: "Пусть интересные здания и сооружения останутся лишь фоном для воспроизводимых на снимках сюжетов уличной жизни! Это только повышает историческую ценность снимков".
смол.рын1
Смоленский рынок

В рамках конкурса должна была состояться и большая выставка фотографий самого Готье-Дюфайе. Увы, начало Первой мировой войны отменило все планы... Эмилий Владимирович продолжал снимать, и в 1916 году передал огромную коллекцию материалов по москвоведению в Румянцевский музей. В ней содержалось 4403 листа и 449 томов офортов, литографий, планов, карт, книг, рисунков, открыток, и в том числе 556 уникальных фотографических снимков в 8 альбомах и негативы на стеклянных пластинках. В 1918 году, боясь конфискации и уничтожения живописных произведений, Готье-Дюфайе передал в Румянцевский музей еще несколько ценных картин.


церк.тр.зуб.2jpg
Церковь Троицы в Зубово

После революции судьба москвоведа оказалась печальной. Эмилий Владимирович с женой Еленой Андреевной подверглись аресту, причем его выпустили раньше, а жену продержали в тюрьме несколько месяцев, и она вышла оттуда совершенно больная. Такие вещи в то время нередко плохо заканчивались. Племянница Эмилия Владимировича Елизавета после нескольких арестов скончалась в 1920 году. А Эмилий Владимирович с супругой вынужденно уехали из России. Родственники, остававшиеся в Москве, получили от них единственное письмо из Цюриха, датированное 1922 годом. Э.В. Готье-Дюфайе зарабатывал на жизнь, став торговым агентом, но, впрочем, о себе он писал мало. В основном пытался узнать о судьбе Московского Археологического общества, Румянцевского музея и так и не открытого Музея старой Москвы. Точная дата смерти Э.В. Готье-Дюфайе осталась неизвестной, по слухам это произошло в 1920-е годы.
плющ.фет
Плющиха

В здании Румянцевского музея и на базе библиотеки музея была в 1924 году создана Государственная библиотека имени Ленина (в настоящее время - Российская государственная библиотека). Картины, в том числе и из собрания Готье-Дюфайе, и художественные предметы были переданы в разные музеи. Документы и фотографии старой Москвы были оставлены в фондах библиотеки. Но до наших дней (во всяком случае, до 2010 года) дар Готье-Дюфайе еще в полной мере не разобран, не описан и не пущен в научный оборот.
Коллекция, созданная Готье-Дюфайе для Московского Археологического общества, ныне находится в фонде Государственного Музея архитектуры имени Щусева. Там около 500 снимков старой Москвы. Отдельные знатоки утверждают, что всего мастером было сделано около 700 снимков; возможно, нас еще ожидают новые открытия.
с.в
Сивцев Вражек

В 2000 году студия "Арт Нуво", Государственный Архитектурный музей имени Щусева и Российская государственная библиотека провели совместную выставку, посвященную Эмилию Владимировичу Готье-Дюфайе, полузабытому к тому времени мастеру фотографии. В память о первой, несостоявшейся выставке 1913 года, она была названа "Выставка, которая состоялась". Фотографии старой Москвы из собрания Готье-Дюфайе вызвали огромный интерес и загадочными способами были весьма широко растиражированы. Ныне ни один из москвоведов не обходится без собственной подборки работ мастера. Наверное, их можно считать национальным достоянием.
Tags: Готье-Дюфайе, история Москвы, история России, фотографии
Subscribe
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments