Работу над картиной Суриков начал, когда жил на Плющихе (дом, в котором Суриков снимал квартиру, не сохранился). Во второй половине 19 века это была вполне патриархальная улица, застроенная небольшими особнячками. Здесь надо было родиться, или долго прожить,чтобы искренне полюбить эти места. Многие аборигены ни на что не хотели менять свои домики с садиками, кустами сирени и старыми вишнями, беседки с самоварами, звуки рояля, доносившиеся из открытых окон и общество друзей-соседей, по-свойски заглядывавших на огонек... Здесь обитало множество людей, оставивших заметный след в русской культуре - художники, поэты, музыканты, философы. Всех и не перечислишь, да и домов их уже почти не осталось. Случайно уцелел дом Репина в Земледельческом (бывшем Трубном) переулке (в квартире Репина мальчиком жил еще и Валентин Серов), а, к примеру, от дома Саврасова в глубине 2-го Ростовского переулка не осталось и следа.[ Spoiler (click to open)]
Василий Суриков, портрет работы И.Е. Репина
Но Суриков был здесь чужим, и тихая Плющиха для него не стала любимым местом. Работалось ему на Плющихе не очень хорошо, хотя писал он как одержимый. Главная проблема - комнаты в снятой им квартире были небольшими, освещение неидеальное для художника и даже натянуть огромное полотно для "Стрелецкой казни" было негде. Но этюды, этюды, десятки этюдов для картины были написаны Суриковым на Плющихе. Его не всегда понимали. Могильщик с Ваганьковского кладбища, которого Суриков зазывал в мастерскую, чтобы тот попозировал, долго отказывался и еле-еле позволил себя уговорить с обещанием водки и обеда, помимо денег за труды. Зато стрелец в конце концов получился на полотне колоритным.
А как сложно художнику было написать с натуры сброшенный в грязь стрелецкий кафтан! Суриков дождался, когда пойдет дождь, и втоптал кафтан в грязь во дворе. Тут же появилась соседка-старушка и запричитала, что он, бессовестный, портит хорошую вещь. Так и ворчала, пока художник писал предмет, ставший потом важной композиционной частью картины...
Вид старой Плющихи (правда, на фото улица уже начала ХХ века)
6-й Ростовский переулок за Плющихой
Часть Плющихи, ведущая к Смоленской улице. Здесь и поселился Суриков.
Новую квартиру Суриков нашел не так уж далеко, на Зубовской площади. С Плющихи на Зубовскую можно было выйти одним Долгим переулком, но это были уже совсем другие места. За Зубовской шла Пречистенка, улица аристократических "дворянских гнезд", ухоженных и богатых. Однако в конце 17 века, в дни юности царя Петра (времени, к которому относился сюжет замысленной Суриковым картины) здесь была большая стрелецкая слобода полковника Зубова. Обитатели слободы, московские стрельцы и стояли тогда перед плахой на Красной площади. От тех времен почти ничего не осталось, кроме старой стрелецкой церкви Троицы в Зубово, но видимо некая неосязаемая аура прошлого здесь ощущалась, потому что художник сразу почувствовал прилив вдохновения. Даже выходя на прогулку по здешним местам, он он попадал под власть смутных образов, которые позже переносил на бумагу, готовя зарисовки для полотна.
Церковь Троицы в Зубово
Да и квартира в комфортабельном доме, стоявшем в торце Зубовского бульвара, была более светлой, просторной и удобной для работы. Здесь можно было наконец натянуть полотно для картины. Поднимаясь на стремянку, Суриков углем наносил на него эскиз своего произведения, которое должно было под его кистью обрести "плоть и кровь", а потом спускался вниз, выходил в соседнюю комнату и с расстояния осматривал дело своих рук.
Зубовская площадь до реконструкции. Справа - дом, в котором жил Суриков (на втором этаже).
Правда, переезд на Зубовскую чуть не обернулся трагедией. Суриков заболел тяжелейшим воспалением легких, несколько дней находился на грани смерти и потом долго выздоравливал. Репин привозил к нему известного профессора, но Василий Иванович считал, что его спасли заботы жены. Едва встав на ноги, он вернулся к работе над своей картиной. Ему на Зубовской легко работалось. Иногда он брал кисти и набрасывал поэтический этюд, просто выглянув из окна на Зубовский бульвар.
В.И. Суриков. Зубовский бульвар
Художнику приходилось заниматься не только живописью - для полотна исторической тематики нужно было много узнать о прошлом, собрать разнообразный материал, чтобы картина была достоверной. Суриков ходил в Оружейную палату, гулял по Красной площади и Кремлю, делая зарисовки, и много времени проводил в библиотеке Румянцевского музея (позже она была преобразована в Ленинскую библиотеку, а в наше время получила название Российской государственной библиотеки). Однажды у стойки библиотекаря Суриков столкнулся с другим посетителем, заказавшим множество исторической литературы. Это был Лев Толстой, собиравший материал для своих литературных трудов. Суриков решился представиться, Толстой, друживший с Репиным, уже был наслышан о молодом художнике-сибиряке. Два творца подружились и после работы в библиотеке вместе прогуливались до дома пешком. Толстой тогда жил неподалеку от Зубовской площади, в Малом Левшинском переулке. За 7 лет до встречи с художником Толстой начал работу над романом о царя Петре и, хотя он не воплотил этот замысел в жизнь, успел узнать много интересного. Он рассказывал Сурикову о Петре, его приближенных, событиях стрелецкого бунта. Седобородый боярин в красной одежде, стоящий на картине в толпе приближенных молодого царя, выглядит именно так, как Толстой описал князя Черкасского.
Лев Толстой, художник И.Е. Репин
Работа над картиной шла долго. Дочь Оленька, которая во время жизни семьи Суриковых на Плющихе была грудной малышкой, подросла и послужила моделью для образа девочки в красном платочке, растерянно мечущейся в толпе рыдающих стрелецких жен и матерей.
Шедевр Сурикова имеет общечеловеческую ценность, но коренные москвичи обычно испытывают перед этой картиной особый трепет - не иначе, как генетическая память о прошлом дает себя знать.
К несчастью, ни один из тех домов в Хамовниках, в которых жил Василий Суриков, не сохранился. Был снесен дом на Зубовской площади, потом на Плющихе, потом у Пречистенских ворот, где совсем молодой, еще не обремененный семьей художник начинал свою московскую жизнь, занимаясь росписями Храма Христа Спасителя. Московские власти почему-то никогда не ценили подобные объекты.
Снос дома Сурикова на Зубовской площади в 1935 году (фото с сайта old.mos.ru)
Уничтожение Зубовского бульвара. 1935
В 2003 году Василию Сурикову был поставлен памятник (художник М.В. Переяславцев, архитектор А.М. Семенов). Правда, поставили монумент не там, где жил Суриков, а в Малом Левшинском. угол Пречистенки, на месте дома, в котором был один из московских адресов Михаила Булгакова.
Journal information