eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Погибший дом с привидениями...

арбат.гермашев.м.м.
М.М. Гермашев. Арбат
 
 На известном пейзаже изображен изящный ампирный особняк (№ 14), долгие годы украшавший Арбат и погибший от фугасной бомбы в 1941 году. Здание не восстановили... А ведь история у дома была славная, и множество громких имен встречается среди здешних домовладельцев. В начале ХVIII века здесь стоял дом генерал-майора И.И. Чамберса, позже перешедший к князьям Шаховским. В середине ХVIII века дом перестроили согласно канонам модного барокко - над старинными палатами появился второй этаж с высокими окнами и балконом, фасад получил пышную отделку.
        Сильно пострадавший от московского пожара, дом после 1812 года был разобран. На его месте возвели компактный ампирный особняк с шестиколонным портиком, принадлежавший уже новым владельцам - князьям Трубецким. В 1830-е годы дом переходит к Оболенским.

File:BrullovKP PtObolenskogoGTG.jpg
Князь Михаил Оболенский, художник Карл Брюллов

Одним из самых известных владельцев особняка был князь Михаил Андреевич Оболенский - ученый, библиофил, археолог, историк, глава Московского архива Коллегии иностранных дел, либерального гнезда "архивных юношей", упоминавшихся Пушкиным в "Евгении Онегине". На этом посту князь Оболенский прослужил 33 года, до самой своей кончины. Известный собиратель древностей - летописей, рукописей, старинных реликвий, Михаил Оболенский с 1838 по 1859 гг. издавал "Сборник князя Оболенского", где были опубликованы и описаны многие исторические документы, как из личного собрания князя, так и из архивных фондов.
        Квартиру в доме Оболенского снимал еще один знаменитый библиофил, библиограф и архивист Вукол Михайлович Ундольский, друг хозяина и его коллега по службе. Библиографические труды Ундольского, как например "Хронологический указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 г. по 1854 г.", считаются наиболее полными справочниками и широко используются и в наше время.

Вукол Михайлович Ундольский
Вукол Ундольский

        В 1860 году князь Оболенский обнародовал спасенный им бесценный портрет Пушкина работы Василия Тропинина, одно из самых лучших изображений поэта, известное ныне каждому. Портрет, выполненный Тропининым в начале 1827 года, был преподнесен Пушкиным Сергею Соболевскому, в доме которого на Собачьей площадке поэт провел несколько счастливейших месяцев. Уезжая за границу (путешествие предполагалось длительным), Соболевский оставил свои главные ценности - портрет Пушкина и уникальную библиотеку - еще одному из московских архивистов, Ивану Киреевскому. Тот позже передал их другому приятелю, историку Степану Шевыреву. Некий ловкий художник попросил у Шевырева сделать копию портрета и в процессе работы подменил оригинал подделкой. Вернувшийся в Россию Соболевский был в отчаянии. Портрет Пушкина кисти Тропинина исчез... Трудно сказать, какова его дальнейшая судьба, но спустя десятилетия портрет, грязный и запущенный, вероятно извлеченный с какого-то пыльного чердака, оказался в одной из московских антикварных лавок. Князь Оболенский, хорошо знавший многих действующих лиц этой детективной истории и бывший в курсе роковой пропажи, выкупил полотно и привез его к себе на Арбат. Василий Тропинин подтвердил, что это тот самый портрет Пушкина в халате, созданный при жизни поэта. Оболенский просил старого мастера реставрировать живопись, но Тропинин побоялся испортить то, что писалось "молодою рукой", и только почистил полотно...
пушкин.тропинин
Действительно, портрет, писаный "молодою рукою" художника был известен с первых своих дней. Московская газета "Телеграф" писала в то время: "Русский живописец Тропинин недавно окончил портрет Пушкина. Пушкин изображен в три четверти, в халате, сидящим подле столика. Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина – столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие".
moskovskielegendi
"Московские легенды" Е.З. Баранова, переизданные в 1993 году

        Большое счастье, что портрет не погиб, а появился в конце концов на Арбате у князя Оболенского и был спасен. Однако прославился арбатский особняк не этим... В здешних местах о доме Оболенских знал каждый. Именно этот особняк и называли "домом с привидениями", о котором так часто писали знатоки московской истории. Фолклорист Е.З. Баранов собрал рассказы коренных арбатцев о старом особняке и опубликовал их в 1927 г. в книге "Московские легенды". Все рассказчики утверждали, что в доме водятся привидения и наблюдаются явления полтергейста и что начало этому положила какая-то страшная драма, разыгравшаяся под крышей дома Оболенских. Кто-то вспоминал арендовавшего этот особняк князя Хилкова, бывшего якобы колдуном и чернокнижником, мечтавшего превзойти самого Брюса и погибшего от руки собственного слуги. Бродит де душа князя-колдуна по дому и не находит покоя... Кто-то рассказывал криминальную историю о фальшивомонетчике, выслеженном полицией и в момент ареста повесившемся вместе с женой и пятью детьми... Кто-то намекал на трагедию, связанную с кровосмешением и самоубийством, случившуюся якобы в семье Оболенских...
        Как каждое московское предание, слухи эти обросли массой самых невероятных подробностей, но каждый из рассказчиков не хотел приписывать авторство себе и начинал с ритуальной фразы: "Я сам не знаю, но вот от людей слышал..." Официальные власти еще до революции называли более прозаическую причину загадочных явлений - в пустовавшем доме устроили приют бандиты и бродяги и, зная о "нехорошей славе" особняка, по мере сил поддерживали ее, имитируя явления потусторонних сил, чтобы никто не беспокоил обитателей "малины". Жандармы в конце концов разоблачили нахальных "потусторонних духов", но слухи об арбатской "нечисти" циркулировали по Москве еще несколько десятков лет.
мос.арбат.14
Особняк в 1920-е годы

        В 1920-е гг. Евгений Баранов так описывал хорошо знакомую ему постройку: "Этот дом, бывший особняк, стоит на Арбате под номером 14 и представляет собой большое старинное здание с подвальным помещением и довольно обширным двором, в глубине которого видно одноэтажное строение, вероятно когда-то служившее кухней и людской. Обращает на себя внимание фасад главного дома с огромным шестиколонным балконом и десятью высокими окнами. Парадный подъезд очень незатейлив: это обыкновенное крыльцо из тесанного камня со ступеньками с трех сторон. Над ним покоится на двух железных столбиках тоже незатейливый зонтик. Ворота железные и, кажется, не очень давнего происхождения. Со двора, недалеко от ворот, имеется другой подъезд - высокое открытое каменное крылечко, украшенное одним стоящим бронзовым львом. Говорят, был и другой, но он куда-то исчез."
        Баранов рассказал и о судьбе старого особняка в первое послереволюционное десятилетие: "Мое знакомство с домом началось с июня 1919 г., когда я по май 1921 г. торговал книгами на его подъезде. В 1919 г. он был необитаем, затем в нем поместилась государственная закройная мастерская, на которую однажды летом бандиты сделали налет: связали сторожа, забрали несколько сот катушек швейных ниток и благополучно скрылись. (...) Затем в доме находился главный склад спичек - "Главспичка", после него - какая-то канцелярия, потом контора винной торговли "Винторг", которая находится в нем и сейчас". (Баранов Е.З. Московские легенды. - М., 1927).

арбат.1980
Арбат начала 1980-х годов. За цветочным магазинчиком поросшее деревьями место, на котором стоял особняк Оболенских

        Особняк, уничтоженный в 1941 г. при налете немецкой авиации, так и не был восстановлен, хотя на начальном этапе реконструкции Арбата об этом говорилось много. Ведь именно такими домами с печатью стиля "московский ампир" была застроена некогда эта улица... Авторы проекта реконструкции Арбата с большой уверенностью говорили, что дом № 14, как архитектурный и исторический памятник, обязательно будет воссоздан и в нем разместится экспозиция музея "Старый Арбат". Увы, особняк Трубецких-Оболенских был отнесен к числу объектов "второй очереди" (о, эта призрачная вторая очередь!). В результате ни возрожденный особняк, ни музей, который мог стать замечательным культурным центром, на Арбате так и не появились. А теперь эти планы оказались забытыми...
арбат.теремок
Кафе-вагончик на Арбате, появившееся вместо особняка Оболенских
Tags: Оболенские, Пушкин, архитектура, библиография, былое, легенды, портреты, старая Москва
Subscribe

Buy for 40 tokens
Беда не приходит одна Если кто ещё помнит одного из самых ярких блогеров Живого Журнала Рому Петрова romapetrov, то этот пост для вас. Ромы с нами уже нет, однако в его семье продолжают происходить неприятные вещи, так год назад папа Ромы перенес инсульт и мы с вами помогли ему…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments