
Тыркова-Вильямс Ариадна Владимировна (1869-1962), политическая деятельница, член ЦК Конституционно-демократической партии, журналистка
В России начала 20 века было множество эмансипированных женщин. Среди них многие только боролись за свои права, с переменным успехом, но были и такие, кому удалось претворить идеи эмансипации в жизнь.
Ариадна Тыркова родилась в Санкт-Петербурге, в семье знатного помещика-землевладельца. Обширные земельные угодья в Новгородской губернии, издавна принадлежавшие роду Тырковых, после реформы 1861 года почти перестали приносить доход, и отец Ариадны вынужден был пойти на государственную службу, чтобы поправить свои дела жалованием. Но от старинного уклада помещичьей жизни Тырковы полностью не отказались, все лето семья проводила в наследственном имении Вергежи на реке Волхов, и для Ариадны эти места оказались навсегда связаны с понятием родного дома и настоящей русской жизни. Когда девушка стала делать первые шаги в журналистике, она печатала свои статьи под псевдонимом Вергежский.
Образование Ариадна Тыркова получила в одной из лучших столичных гимназий; с подругами-одноклассницами, среди которых была Надежда Константиновна Крупская, Тыркова долгие годы поддерживала добрые отношения.

Надежда Крупская
В доме другой гимназической подруги, Лиды Давыдовой, отец которой был музыкантом и композитором, директором Петербургской консерватории, а мать – издательницей популярного журнала «Мир Божий», Ариадна еще девочкой познакомилась с известными деятелями искусств, среди которых был Антон Рубинштейн, и знаменитыми писателями – Достоевским, Гончаровым, Маминым-Сибиряком.
Окончив гимназию, Ариадна Тыркова решила продолжить образование и поступила на математическое отделение Высших женских курсов, но проучилась только один год. От наук юную барышню отвлекло замужество. Избранником Ариадны стал инженер-кораблестроитель А.Н. Борман. Брак не был счастливым, и Ариадна Владимировна, по примеру многих эмансипированных дам, добилась развода. Получив свободу от утомительных брачных уз, она посвятила свою жизнь профессиональной журналистике и литературной деятельности. Имя публициста Вергежского становилось все более популярным, читатели искали с модным автором знакомства и… были разочарованы, увидев вместо «разбитного писаки» молодую застенчивую даму.
В этот период Ариадна Тыркова становится своей в кругу либеральной общественности, увлекается политикой и в первых рядах вступает в созданную ее друзьями и единомышленниками Конституционно-демократическую партию. Вскоре ее избирают в Центральный комитет этой партии.

В России в начале ХХ века все более популярным становится марксизм, но Тыркова воспринимала модное политическое учение сдержанно. Она была близко знакома с лидерами трех главных течений российского марксизма. По странному стечению обстоятельств, три ее близкие гимназические подруги со временем оказались женами известных политиков, стоявших у истоков марксистских организаций России. Лида Давыдова вышла замуж за видного экономиста и проповедника «легального марксизма» М.И. Туган-Барановского, Нина Герц – за П.Б. Струве, а Надя Крупская – за В.И. Ульянова (Ленина).
В своих воспоминаниях Тыркова-Вильямс не без иронии отразила взгляды и личные черты знаменитых деятелей русской революции.
Но госпожа Тыркова и сама принадлежала к российской политической элите начала ХХ века и активно занималась нелегальной деятельностью, в частности, переправкой на территорию России запрещенного журнала «Освобождение», который П.Д. Струве издавал в Штутгарте. В 1904 году ее арестовали на границе с тайным «политическим грузом». Ариадна Владимировна оказалась под судом и была приговорена к двум с половиной годам тюрьмы «за контрабандный провоз противоправительственной литературы». К счастью, в тюрьме особых строгостей по отношению к дамам, арестованным за политические преступления, не было, и госпоже Тырковой удалось бежать в Швецию. Оказавшись за границей, она отправилась в Штутгарт и начала сотрудничать с редакцией «Освобождения» уже в качестве журналистки. В Германии Ариадна Владимировна познакомилась с человеком, который вскоре стал ее вторым мужем, - Гарольдом Вильямсом, новозеландским филологом, работавшим в европейских странах в качестве корреспондента лондонской газеты «Таймс».
Молодожены переезжают в Париж. Там, благодаря помощи своего друга Максимилиана Волошина, Ариадна входит в круги русской богемы и революционной эмиграции. После императорского манифеста 17 октября 1905 года, объявившего амнистию политическим заключенным и эмигрантам, Тыркова-Вильямс вместе с мужем переезжает в Россию. Как известной журналистке, ей сразу предлагают сотрудничество с лучшими газетами и журналами. Среди ее друзей – Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бунин, Блок, Ахматова, Гумилев, Ал. Толстой и другие яркие личности Серебряного века.
Вскоре Гарольд Вильямс направляется в поездку по Турции в качестве корреспондента газеты «Морнинг пост». Ариадна едет вместе с ним, а по возвращении издает книгу очерков «Старая Турция и младотурки», которая сразу же становится необыкновенно популярной и ставит ее автора в число ведущих публицистов страны.
Популярную журналистку приглашают вступить в Конституционно-демократическую партию; благодаря своей активной жизненной позиции она быстро выдвигается в состав ЦК кадетской партии и занимает там видное положение.

В 1906 году начинает работу Государственная Дума первого созыва. Женщины в России были лишены избирательных прав; госпожа Тыркова-Вильямс не только не могла быть избранной в состав депутатов Думы, она даже не могла голосовать на выборах. Но кадетская партия делает большую ставку на работу своей думской фракции, и Ариадна Владимировна не может остаться в стороне. Формально она становится помощником депутата, а потом получает аккредитацию в качестве парламентского корреспондента (или, как тогда говорили, думского хроникера). Это дает ей право присутствовать на всех заседаниях Думы в Таврическом дворце, а потом в кулуарах, наравне с другими членами кадетской фракции, обсуждать политическую линию фракционной борьбы. «Думские» корреспонденции госпожи Тырковой регулярно печатались в либеральных политических изданиях; ей было непросто сочетать партийную работу и журналистику, но она, невзирая на усталость, старалась справиться со всеми делами и обязанностями.

Заседание Государственной Думы
В 1914 году началась мировая война. Ариадна отправилась на фронт с санитарным отрядом Петроградской городской думы и под огнем вывозила в тыл раненых.
Война еще больше укрепила патриотический настрой Ариадны Владимировны и сделала политиков, желающих России поражения (к которым относились, прежде всего, большевики), настоящими врагами отечества в ее глазах. Поехав в Женеву навестить подругу детства Надежду Крупскую, Ариадна не удержалась и вступила в ожесточенную полемику с ее мужем, В.И. Лениным. Вечером, когда госпоже Тырковой пора было возвращаться в гостиницу, Ленин галантно вызвался проводить подругу жены до трамвая, и как только они оказались на улице один на один, усмехнувшись, бросил: «Таких, как вы, мы скоро будем вешать на фонарях».
В дни Февральской революции 1917 года, наделившей женщин избирательными правами, Ариадна Тыркова-Вильямс была избрана гласным Петроградской городской думы. В первые дни после отречения императора Николая II от престола многие члены кадетской партии пребывали во власти настоящей эйфории – им казалось, что они победили, власть упала к их ногам, и Россию теперь ждут лишь свобода и процветание. Ариадна Владимировна была далека от подобных настроений и с тоской замечала, как ее политические соратники совершают ошибку за ошибкой, не желая прислушиваться к голосу разума и теряя все завоеванное.

С 1918 года она жила в эмиграции. В 1920-х гг. деятельность бывших коллег, также оказавшихся в эмиграции, к примеру, П.Н. Милюкова, вызывала у нее все больше разочарований. Тыркова-Вильямс занималась журналистикой, вместе с сыном работала в политических организациях, пытаясь донести до западной общественности правду о положении дел в большевистской России.
Но, кроме политики, ее всегда интересовало высокое искусство. В эмиграции она написала труд своей жизни – книгу «Жизнь Пушкина» в двух томах. Несмотря на то, что работа удостоилась высочайшей оценки пушкинистов всего мира, в России она так и не была издана до наших дней, как и две книги воспоминаний Ариадны Тырковой – «То, чего больше не будет» и «На путях к свободе».

Тем не менее, мемуары знаменитой политической деятельницы хорошо знакомы российским исследователям – яркие, образные и ироничные характеристики, которые дала Тыркова-Вильямс персонажам российской истории начала ХХ века, часто цитируются на страницах современной публицистики.
В 1951 году Ариадна Тыркова-Вильямс перебралась в США и в 1962 году умерла в Вашингтоне.

Ариадна Тыркова-Вильямс с мужем и близкими в 1920-е годы
Comments
в основном рас стреливал, шашками рубили, но ретко
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего...
Мы, дети страшных лет России,
забыть не в силах ничего.
Мало того, что Ариадна всегда по своей воле была в круговороте важных событий, так и судьба ее попала на перелом эпох - сколько войн, сколько революций, сколько политических катастроф этим людям пришлось пережить!
О Коллонтай я, признаться, тоже писала:
https://eho-2013.livejournal.com/166657.html
https://eho-2013.livejournal.com/167482.html
Интересовали меня люди того времени. Разные.