eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Category:

Страшные сказки Останкино

Несколько лет назад мне пришло в голову собрать московские легенды, связанные с Останкино, и опубликовать их. Место прославленное (хотя слава его неоднозначна) - свод городских легенд мог получиться интересным. Но принимаясь за эту работу, я еще не догадывалась, что из нее получится. Можно было предположить, что обнаружатся какие-то мистические тайны, но то, что их будет много и что они начнут сплетаться в единый клубок - это оказалось сюрпризом. Работа получилась настолько... даже не подберу слова... непривычной? странной? Люди, не верящие в мистику, обвинили бы меня в мракобесии, хотя там много реальных исторических фактов, да и место известное - ближнее Подмосковье, а потом и Москва...

ос1

Статья долго пролежала в моем архиве. Мне и сейчас было трудно решиться обнародовать ее. И все же, раз уж она написана... Рискну и выложу в сокращенном виде. Напомню лишь старый призыв: "Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет". В автора тоже не стреляйте - она пишет о том, что знает, и так, как может. Те, кому словосочетание "мистические тайны" глубоко противно, могут считать это сказками, городским фольклором или вообще не читать, как будет угодно.


Есть в Москве места, издавна считавшиеся "нехорошими". Кровавые преступления там случались, самоубийства, призраки хаживали... И среди подобных мест одно из самый загадочных - всем известное Останкино. Даже название его, если вдуматься, несет в себе нечто страшное, наводящее на мысль о чьих-то останках. Конечно, оно имеет иное происхождение, но... получилось то, что получилось. Люди это чувствовали и пытались дать Останкино измененное имя - Осташково (именно так записали село в межевой книге по Московскому уезду в 1558 году), но такое название не прижилось.
В останкинской земле и вправду покоилось немало останков - археологи обнаружили здесь следы древнего языческого капища, где совершались жертвоприношения. Позже, уже христианской Руси, здесь хоронили самоубийц, которым не полагалось места на освященной земле церковных кладбищ. В 17 веке в Останкино появилось скромное немецкое кладбище для почивших в Москве чужаков-иностранцев. В 1670-х годах по Москве прошло моровое поветрие, а проще говоря, чума, и могил в Останкино оказалось так много, что князь Черкасский, владевший здешними землями, попросил у патриарха разрешение построить новую церковь Живоначальной Троицы, а не перестраивать старую, обветшалую, плотно окруженную могилами жертв мора, дабы не потревожить их останки.
ос2
Церковь Живоначальной Троицы в Останкино (17 век).

В середине 18 века сюда, в московский пригород, перевели в Божедомки морг и основали при нем еще одно кладбище, где в общих могилах хоронили бродяг, неопознанных жертв преступлений и одиноких, безродных людей, которых некому было проводить в последний путь. Через какое-то время кладбище разрослось и получило название Лазаревского по имени возведенной на кладбище часовни святого Лазаря.
Казалось бы, от этих захоронений уже не осталось и следа, но Останкино и поныне несет на себе печать своей истории. На месте, где прежде находилось кладбище, людям часто бывает тяжело: они ощущают смутную тревогу, испытывают головную или сердечную боль, впадают в депрессивное состояние, иногда даже не понимая причины - ведь не каждый знает, на какой земле построено здание или разбит парк. А порой на кладбищенской земле можно столкнуться с чем-то таким, что с позиций материализма объяснить вообще невозможно.Духи, пришельцы из мира мертвых - в это поверит не каждый...

ос3

К примеру, в помещениях телецентра в Останкино люди, которых трудно заподозрить в увлечении паранормальным, нередко сталкивались с... призраками. О собственном опыте рассказал телеведущий Лев Новоженов в программе "Русские сенсации" на НТВ 15 ноября 2008 года.
Однажды вечером после эфира усталый ведущий, блуждая по студийным коридорам Останкино, зашел в безлюдное помещение, которое использовали исключительно для технических целей. Если там и мог кто-то оказаться, то только персонал студии. Но там бродила сгорбленная старуха в темной одежде, не похожая ни на сотрудников, ни на гостей телецентра. Новоженов признавался, что повидал в Останкино много разных людей, но эта бабушка сразу навела его на мысль о мире ином. Было в ней нечто жуткое.
Старуха не обратила на популярного ведущего никакого внимания. Она что-то невнятно бубнила себе под нос. Новоженов прислушался.
- Жареным пахнет! - повторяла старуха. - Паленым пахнет!
И морщилась, словно и вправду чувствовала запах гари.
Через несколько дней случился страшный пожар на Останкинской телебашне, приведший к человеческим жертвам и надолго прервавший нормальное телевещание в Москве.
ос4

Как оказалось, видели тогда старуху многие. Телеведущий и журналист Тимофей Баженов утверждал, что за несколько дней до трагедии тоже столкнулся в телецентре с горбатой старухой, которая помахала ему палкой и крикнула: "Гарью здесь пахнет, дымом здесь пахнет!" Об этом же рассказывали и охранники, и другие сотрудники телевидения. Достаточно полистать подшивки московских газет и побродить по Интернету, чтобы понять - рассказы о зловещей старухе, невесть откуда появившейся летом 2000 года в телецентре Останкино, совсем не редкость.
Кто она? Неужели чья-то неприкаянная душа явилась в мир, чтобы предупредить о несчастье? Или те, кто якобы столкнулся с призраком мрачной бабушки, слегка привирают? Зачастую именно так и объясняют случившееся. Но... зловещую старуху видели не только наши современники, и упоминания о ней можно найти не только в газетах, выходивших после останкинского пожара 2000 года. И каждый из тех, кто сталкивался с мрачной пророчицей, считал, что только ему одному она и являлась.

о.с.5

А ведь еще в середине 16 века, во времена царствования Ивана Грозного, боярин Алексей Сатин, бывший владельцем Останкино. говорил с горбатой старухой, напророчившей ему беду.
В 1558 году боярин Сатин, хорошо зарекомендовавший себя при государевом дворе, получил за службу от царя Ивана земли в Останкино. Это было обычной практикой - за преданность Иван Грозный награждал верных слуг землями, с которых те кормились, но в случае немилости мог имение и отобрать. "Поместники", как называли таких землевладельцев, не были подлинными собственниками земель - царское пожалование передавало им надел во временное "держание".

ив.гр
Парсуна с изображением Ивана Грозного

Сатин чувствовал себя уверенно и наводил на останкинских землях порядок как рачительный хозяин. Может быть, потому, что рассчитывал на покровительство своего деверя Алексея Адашева, особы. приближенной к царю, первого советника и друга государя, входившего в узкий круг Избранной Рады.
В Останкино возводились боярские хоромы, сажались сады, огороды, пустоши распахивались и засевались... Имение процветало. И вдруг, когда Сатин надумал распахать очередную пустошь, явилась невесть откуда горбатая старуха, стукнула клюкой о порог нового дома и сказала: "Не распахивай землю сию, боярин! Издавна мертвых здесь хоронили, и останки их в земле. На костях строишь, кости пашешь, мертвецов тревожишь! Не делай этого, будет беда!"
Боярин лишь рассмеялся и приказал прогнать злую бабку. Вскоре после того впали в немилость у переменчивого царя любимые прежде помощники - Адашев и митрополит Сильвестр, а их родственники, включая и останкинского "поместника" Алексея Сатина с братьями Федором и Андреем, были схвачены и казнены.
и.г. О.Н.вишняков
О.Н. Вишняков. Иван Грозный допрашивает опального боярина

Останкино Грозный передал во владение одному из опричников, иноземцу Орну. Никто толком не знал, откуда взялся этот "немчин" (как называли тогда в Москве почти всех европейцев), какого он роду-племени и по какой причине возвысился при царском дворе. Как и все опричники был Орн лют, легко проливал кровь, творил немыслимые зверства и, как и у многих его соратников, чужие смерти помутили разум иноземца. В Останкино он кутил и буйствовал, а по ночам затевал "бесовские игры", пугавшие местных жителей: сам Орн и его гости по-волчьи выли на луну, блеяли как козлы, голышом скакали вокруг костров, жестоко мучили бродячих собак и пили вино, смешав его с кровью.
оприч. фаворский
В. Фаворский. Опричники

Вскоре запуганные крестьяне заметили и вовсе страшные вещи - Орн разрывал старые захоронения и обшаривал их в поисках ценностей...
И снова явилась в имение горбатая старуха и зло бросила Орну: "Уймись, песья голова! А ослушаешься - будет тебе беда!"
Старуху со двора прогнали. А вскоре Орн повстречал заморских купцов, которые везли в Москву по заказу царя древний перстень с непонятным знаком, выложенным из камней.
Существует легенда, что этот перстень с символом мирозданья принадлежал французским королям Каролингам, а после падения царствующей ветви рода перешел к кому-то из "боковых" потомков. Служилые люди из Посольского приказа получили от царя задание разыскать перстень и доставить его в Москву. Следы артефакта были обнаружены, посланцы царя выкупили (а может быть, просто украли) его у владельца и под видом купцов с торговым караваном везли его Ивану Грозному.
Орн убил и ограбил купцов, взяв и перстень, предназначенный для царя. Но сразу воспользоваться добычей он побоялся - царь нередко охотился по-соседству с Останкино, мог завернуть на огонек, обосноваться в доме Орна, а там и дознаться о преступлении.
Но царю и без того донесли, кто захватил перстень, наделенный мистической силой. Царские слуги уже мчались в Останкино, чтобы схватить Орна и пытать, дознаваясь, куда тот спрятал перстень. Но иноземец, предупрежденный кем-то из опричников-собутыльников, в последний момент кинулся бежать и бесследно сгинул. Скорее всего, утонул в останкинских болотах. Клад откопать он не успел, но и царские слуги ни награбленного золота, ни перстня не нашли. Не дался перстень мирозданья царю Ивану.
оприч.с.ефошкин
С. Ефошкин. Опричник

Освободившееся Останкино Иван Грозный отписал своей четвертой жене Анне Колтовской, которая в царицах пробыла меньше года. Женившись в 1572 году на восемнадцатилетней девушке, царь Иван вскоре отправил ее в Тихвинский монастырь, где несчастную постригли в схимонахини и на много лет заточили в подземную келью. Только после смерти Грозного ее выпустили из подземелья, но она так и оставалась в монастыре до своего последнего часа.
Останкино еще не раз переходило из рук в руки, но долго им никто не владел. В 1584 году оно было пожаловано думному дьяку Василию Щелкалову, который ухитрился занимать важные государственные должности не только в царствование Ивана Грозного, но и при последующих правителях вплоть до Лжедмитрия.
В 1617 году хозяевами имения становятся князья Черкасские. Они благоустраивают Останкино, стараясь заселить его безлюдные земли людьми. Для этого были осушены болота и выстроена целая деревня в 30 дворов, которую заселили крестьянами, привезенными из других мест.
Но слава нехорошего, "обморочного" места не оставляет Останкино, да и чума сильно выкашивает здешние поселения. Тогда Михаил Черкасский и испрашивает позволение возвести новый каменный  храм Троицы, призванный распространить на останкинские земли Божье благословение. В конце 17 века строительство храма было завершено.

о8

Через полвека княжна Варвара Черкасская, выходившая в 1743 году замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, получила имение Останкино в приданое. Поселились супруги в соседнем Кусково - видимо, слава нехорошего места все еще пугала. Варвара Алексеевна была большой любительницей искусства и завела в Останкино и Кусково оркестр, балет, оперную труппу и художественные мастерские, набрав исполнителей из числа крепостных.

sheremeteva_varvara
Графиня Варвара Алексеевна Шереметева (урожденная княжна Черкасская), портрет кисти крепостного художника Ивана Аргунова

sheremetev_petr
Граф Петр Борисович Шереметев, портрет работы крепостного художника Ивана Аргунова

При их сыне Николае Петровиче Шереметеве в 1790-х годах Останкино преобразилось. Парк и пруды, появившиеся на месте бывших болот. считались образцовыми. В создании дворца принимали участие лучшие архитекторы (Кваренги. Компорезе, Бланк и др.) Но основные работы легли на плечи крепостных архитекторов.
ос5
Дворец в Останкино.

В великолепном дворцовом театре крепостная труппа давала представления. Жизнь "на театре" была для крепостных девушек настолько тяжелой, что порой самоубийство казалось им единственным выходом. Пруды в усадебном парке прозвали "актеркиными" прудами, поскольку не одна девушка свела в их водах счеты с жизнью. И это упрочило нехорошую славу Останкино. Тем не менее, принимали здесь даже царских особ. И появление в усадьбе императора Павла I снова оказалось связанным с мистическими тайнами...
В 1797 году император Павел приехал в Москву на коронационные торжества. Граф Николай Шереметев в Останкино устроил в честь императора роскошный прием. Графа и государя связывала детская дружба - Николай Шереметев рос при дворе и воспитывался вместе с будущим венценосцем. Павел обладал сложным характером и не так-то просто сходился с людьми, но к графу Шереметеву был искренне привязан.

borovik_sherem_niko
Граф Николай Шереметев, портрет работы Владимира Боровиковского

На торжестве неизвестно откуда появилась горбатая старуха с клюкой и в черных лохмотьях. Как она оказалась в графском дворце, как пробралась мимо охраны к императору - никто объяснить не мог. Бабку попытались потихоньку увести, но император вдруг воспротивился. Напротив, он попросил всех уйти и оставить его наедине со старой прорицательницей. О чем они говорили, осталось тайной, но после этого разговора Павел направился в картинную галерею графа и остановился перед одним из портретов. У юноши в голубом кафтане, изображенном неизвестным художником на полотне, на пальце левой руки был перстень с непонятным знаком. Кто-то из царской свиты, знакомый с преданиями древних времен, прошептал Павлу, что это перстень со знаком мирозданья. Именно такой перстень был недостижимой мечтой Ивана Грозного.

Продолжение следует.
Tags: Иван Грозный, Останкино, Павел I, Шереметев, мистическое, старая Москва, телевидение
Subscribe
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments