Святой Георгий с Поклонной Горы (работа Зураба Церетели) . Скульптура, по поводу которой не высказался пока только самый ленивый. К коню, правда, особых претензий не было, а вот почему Змей на срезе так смахивает на колбасу, и каким образом Победоносец ухитрился игольчатой пикой так ровненько распилить Змея на части, интересовались. В народе Георгия так и называют - "Победоносец с колбасой".
Еще один Святой Георгий работы Церетели появился на Манежной площади, на "Куполе мира"; он из числа клонов церетелевского Победоносца, установленных в разных городах и странах.
Победоносец-москвич...
А вот, например, Георгий Победоносец из Грузии...

Все эти скульптуры называются одинаково - "Добро побеждает зло" (или "Бабло побеждает зло").
Некоторые конные памятники поставлены литературным персонажам. Например, казакам Шолохова.
Скульптуры конных казаков - часть памятника Михаилу Шолохову на Волжском бульваре.
А вот и сам писатель, исполненный в лучших традициях соцреализма... Авторы памятника - скульпторы В.В. Глебов-Вадбольский и Ю.В. Дремин.
Зато памятник Шолохову на Гоголевском бульваре (скульптор Александр Рукавишников) отличается некоторой нестандартностью. Его называют памятник "отрубленным головам" или "кладбище животных". Предполагается, что головы коней, торчащие из бетона - это табун, переплывающий Тихий Дон, а сам Шолохов перебирается через реку на лодочке (но похоже, наскочил на мель).
Зимой, когда памятник присыпает снежком, Шолохова на бульваре превращают в деда Мазая, подсаживая к нему в лодку снежных зайцев. Правда, нынешняя теплая и бесснежная зима к этому не располагает.
Конная группа литературных персонажей из романа "Разгром" сопровождает и памятник Фадееву на Миусах.
Вот товарищ Левинсон гарцует по Миусской площади в сопровождении Метелицы, сжимающего в руке шашку (эта парочка была кошмаром для многих поколений школьников на уроках литературы).
А вот сам Александр Фадеев, генеральный секретарь Союза писателей СССР (про этот Союз товарищ Сталин и говорил: "Других писателей у нас для вас нет!"). Памятник установили 40 лет назад, в январе 1973 года, а стилистика у него вполне современная... Или у памятника Шолохову на Волжском бульваре стилистика архаичная... Но в целом обе группы заметно перекликаются.
Памятник советской интеллигенции "Пронзенный Пегас". Установлен на Яузе, недалеко от Музея и Общественного центра Сахарова. При все уважении к страданиям интеллигенции, народное название скульптуры "Лошадь на стропилах".
А эта скульптура - фрагмент памятника Есенину на Тверском бульваре.
Это тоже Пегас, он с крылышками. Вот только на ножки встать, похоже, не может. Да и взлететь ему на слабых крылышках трудновато...
А вот и сам Сергей Есенин (скульптор Александр Бичуков).
И его Пегас, известный как "Рахитичный жеребенок"; по летнему времени он окружен цветами.
Один из монументов "Сада скульптур Бурганова" в Сивцевом Вражке. Мастерская скульптора по соседству в Большом Афанасьевском переулке давно превратилась в Культурный центр "Дом Бурганова", а произведения могучим ураганом выплеснулись за ее пределы, усеяв скульптурами Арбат и Хамовники... Вот такой культур-мультур.
Бургановские Пегасы. Вторая скульптура называется "Рождение Пегаса". У меня есть подозрение, что при создании скульптуры были использованы фрагменты каких-то других нереализованных произведений. Иначе трудно объяснить чью-то босую ступню, венчающую композицию...
Когда-то скульптуры Бурганова стояли в районе новостроек Коньково. И там они делали однотипный блочно-панельный пейзаж интереснее и одухотвореннее. Но в древних арбатских переулках, среди уцелевших ампирных особнячков смотрятся как нечто чужеродное...
Наверное, один из самых знаменитых конный памятников в Москве - Юрий Долгорукий. Обо всех сложностях, связанных с появлением скульптуры и ее долгим путем к сердцам москвичей, я уже подробно писала в очерке о Тверской площади: http://eho-2013.livejournal.com/15123.html.
Теперь Долгорукий для москвичей роднее всех родных, и обращаются с ним совершено по-свойски.

Случалось, что и Дедом Морозом наряжали...
Памятник маршалу Георгию Константиновичу Жукову на Манежной площади (скульптор Вячеслав Клыков), установленный в 1995 году. Предполагалось поставить его на Красной площади (Жуков запечатлен в тот момент, когда он принимал Парад Победы), но вмешалось ЮНЕСКО, заступившись за исторический ансамбль площади, и монумент установили с другой стороны Исторического музея, у служебного входа. Встречен был памятник прохладно - коллеги скульпторы посчитали Жукова творческой неудачей Клыкова (даже Церетели и Рукавишников), фотографы сетовали, что памятник самый нефотогеничный в Москве, всегда темный и подсветка не предусмотрена, знатокам истории не нравился "запрещающий жест" Жукова (вспоминали, что именно он расформировал кавалерию как род войск), знатоки лошадей говорили, что непонятно, каким аллюром движется лошадь - это не галоп, не рысь и не иноходь; она не может так переставлять ноги...
Но постепенно к бронзовому Жукову привыкли и стали называть его "Георгий-Победоносец", тем более, что Св. Георгий изображен на постаменте памятника.
Скульптурная группа у Ипподрома (Бегов) на Беговой. Просматриваются мотивы "Купания красного коня" Петрова-Водкина. Но возникает ощущение, что животные завязли в строительном растворе. Отсюда и их неофициальное название - "Кони в бетоне".
Квадрига на главном здании Ипподрома на Беговой. Вроде, кони как кони, но вот в лепнине портика, на который их водрузили, знатоки находят какие-то масонские знаки... Не будучи любительницей выискивать масонскую символику в архитектуре, оставляю это тем самым знатокам.
А это брутальный возница квадриги. С тех пор, как был сделан снимок, возницу почистили от следов полетов голубей и последствий атмосферных явлений.
В безымянной скульптурной группе у метро "Молодежная" присутствует не лошадь, а осел. Но он тоже ездовое животное с копытами... Видимо скульптор изобразил Ходжу Насреддина с осликом. Но с учетом современных реалий скульптуру называют: "Гастарбайтер прощается со своим ослом перед отъездом в Москву".

А вот этот Пегас, стоявший перед зданием Союза писателей России на Комсомольском проспекте, не так давно исчез. Что с ним стало - то ли отправили на реставрацию, то ли перенесли куда-то, то ли конь просто был похищен - история умалчивает.
А жаль, что его больше нет на газоне Комсомольского проспекта. Автор этой скульптуры - Тэодор Тежик, бывший художником-постановщиком фильма "Кин-дза-дза", вот и Пегас получился в той же стилистике.
Journal information