Сегодня по наводке virginian (http://virginian.livejournal.com/) говорим о фильме "Высокая награда" 1939 года. Это первая режиссерская работа Евгения Шнейдера, считавшегося одним из лучших советских операторов. В качестве режиссера этого фильма он не проявил особого блеска, впрочем, в рамках шпионского боевика это не так просто... Как часто бывает в мире кино, созданию фильма предшествовали интриги - режиссер Игорь Савченко, один из пионеров советского звукового кино, написал сценарий "Высокой награды" и, видимо, собирался снимать фильм сам. Но другой его фильм "Месяц май" был обвинен в формализме, попал на полку, потом целый год переделывался и после долгих мучений в искаженном виде вышел в прокат под названием "Случайная встреча". Большого успеха, естественно, не имел; режиссера отправили "в ссылку" на Бакинскую киностудию, а работу над "Высокой наградой" принял Шнейдер.
Среди актеров можно заметить знакомые лица, уже появлявшиеся то в одном, то в другом шпионском фильме, правда, некоторые поменяли амплуа. Андрею Абрикосову повезло - ему на этот раз досталась не роль кулака-вредителя-диверсанта, как в "Партийном билете", а обаятельного сотрудника госбезопасности Михайлова. Зато Борис Петкер, героический портной-надомник Гуревич из "Ошибки инженера Кочина", на этот воплощает образ шпионствующего клоуна-убийцы...
![Vysokaja.nagrada.1939.XviD.TVRip.avi_snapshot_00.17.41_[2013.05.17_15.45.44] Vysokaja.nagrada.1939.XviD.TVRip.avi_snapshot_00.17.41_[2013.05.17_15.45.44]](https://ic.pics.livejournal.com/ink_myiasis/8681594/203602/203602_original.jpg)
Действие фильма начинается во время первомайского парада на Красной площади, где документальные кадры удачно смонтированы с игровыми - вот маршируют стройные колонны бойцов РККА с винтовками наперевес, вот радостные Ворошилов и Буденный на трибуне мавзолея, вот толпа на гостевых трибунах... А вот и техника пошла!
Иностранные военные атташе с довольно кислыми минами смотрят на достижения советской военной промышленности, а уж когда над площадью появляются самолеты, кое-кто даже с отвращением начинает сморкаться, лишь бы спрятать лицо в платок и не поднять глаза вверх, на чудо красной авиации.
Пикантность ситуации заключалась в том, что фильм вышел на экраны в конце августа 1939 года... Не прошло и месяца, как в Бресте прошел другой парад - совместный парад дружественных войск Третьего Рейха и Красной Армии. Советское руководство как раз решило дружить с Гитлером, и кто именно теперь оказался теми шпионами с Красной площади - вопрос... Во всяком случае, не друзья-фашисты. Поэтому в титрах фильма врагов-шпионов обозначили как "иностранный военный атташе" и "корреспондент иностранной газеты". Без национальной привязки.
Вот он, кадр, уже не из фильма, а "из жизни" - генерал Гудериан и комбриг Кривошеин принимают совместный парад, 22 сентября 1939 год, Брест
Но вернемся к фильму. Среди приглашенных на Красную площадь - седовласый старичок в фетровой шляпе. Естественно, ни для кого из присутствующих не секрет, что это авиаконструктор, занимающийся именно секретными авиационными разработками. Более того, когда самолеты парят над площадью, старичку устраивают бурную овацию, а тот, сняв шляпу, скромно, но вполне театрально раскланивается, как трагик на аплодисменты... Высокий красивый мужчина в гражданской одежде заботливо объясняет присутствующим детишкам, что конструктор новой техники - профессор Боголюбов, и одновременно присматривает за ситуацией (типичный "экскурсовод в штатском")... Как позже окажется, это и вправду сотрудник государственной безопасности, молодой вдовец и отец-одиночка, а на задания он ходит с маленьким сыном для маскировки. Присматривает за Боголюбовым и его семьей и иностранная шпионщина и военщина, которой пора действовать.
После сцены парада на экране появляются замечательные титры: "В этот же день в здании посольства некоторого государства..."
И видим мы военного атташе означенного "некоторого царства, некоторого государства" и иностранного корреспондента - они стоят у распахнутого окна, из которого доносится идеологически выдержанное праздничное хоровое пение.
- Вы слышите, о чем поют дети? Ужасно, что в нежном детском возрасте душа ребенка искорежена таким воспитанием. Меня вообще коробит этот всеобщий фанатизм... В нем есть нечто, глубоко чуждое цивилизации, - излагают иностранцы друг другу свои тлетворные буржуазные принципы. Конечно, кого еще, кроме заклятых врагов советской власти, может коробить фанатизм?
Посетовав, иностранные шпионы отходят к столу, чтобы выпить по бокалу газировки из сифона и обсудить свои шпионские дела.

Иностранный корреспондент, конечно же на жаловании у военного атташе, которого называет "господин полковник". И интересует эту сладкую парочку не кто иной как наш знакомый профессор Боголюбов и его секретные чертежи. Перебирая фотографии членов семьи Боголюбовых, атташе решает подбираться к военным секретам через дочь профессора Надюшу, студентку консерватории, жених которой давно завербован, и маленького сына Андрейку, увлеченного дрессировкой овчарки, чтобы отправить ее на границу. Вот через жениха и овчарку шпионщина и готовится влезть в семью профессора. Тем более, старика врачи отправляют на дачу, лечиться от переутомления. Тут-то, на природе чертежи можно будет прибрать к рукам.
В семье профессора дочь-консерваторка до глубокой ночи со всех сил лупит по клавишам рояля, извлекая бравурные, но невнятные аккорды - якобы сочиняет музыку. Спать она не дает маме, папе, потом будит и маленького брата (можно порадоваться также и за соседей профессорского семейства; странно, что эти ангелы еще не убили Надюшу за ночные пытки музыкой).. На тихий и довольно незлобивый вопрос матери: "Что ты не спишь, полуночница?", Надюша раздраженно отмахивается - мама помешала творить и почти спугнула вдохновение.

Кстати, младшему брату Нади по виду не больше лет 7-8, хотя он, не выйдя из октябрятского возраста, иногда разгуливает в пионерском галстуке. Судя по виду родителей, завели они младшенького лет в 60. Взрослая Надюша и та кажется поздним ребенком. Уединившись в спальне, старички все равно слышат звуки рояля, так что надежды на сон нет. Но заботливая жена, заметив, что муж погрузился в свои мысли, выдает замечательный пассаж:
- Ты что это - думаешь? Тебе в Кремле запретили работать! Ты не смеешь ослушаться!
Объяснить Наде, что переутомленному папе надо бы дать отдохнуть, хотя бы ночью, не приходит старушке в голову.
А тем временем на Лубянке сотрудники госбезопасности тоже не спят и при смутном свете настольных ламп разрабатывают контрразведовательную операцию. Враги уже дважды пытались выкрасть чертежи профессора, и все чекисты уверены, что последует и третий (вспоминается старорежимная пословица "Бог Троицу любит"). Начальник Петров поручает борьбу со злом подчиненному Михайлову, тому самому одинокому отцу. Михайлов готов взять отпуск, поселиться рядом с дачей профессора и бдить во внеслужебное время (интересы службы дороже, чем какой-то отпуск!)
Наутро они с сыном Витькой собираются на дачу, но звонок начальника останавливает их. Петров приказывает Михайлову отправиться в цирк... Взять с собой Витьку для прикрытия начальник как всегда разрешает - "так даже лучше".
Приехав с сыном к цирку, Михайлов очень удачно разменивает деньги в цветочном киоске, ибо как раз в тот момент иностранный корреспондент покупает цветы и, вложив в букет записку, просит отдать его во время представления клоуну с собачками. Тот, конечно же, матерый шпион, и собачки его шпионские. Впрочем, звездой манежа явно считается знаменитый клоун Карандаш, и зрители видят несколько номеров в его исполнении. Он снимается без своей столь же знаменитой собаки Кляксы, роль клоуна с собачкой на этот раз отдана другому. Среди зрителей - мадам Боголюбова с сыном и дочерью, кавалер дочери, корреспондент-шпион и сотрудник госбезопасности Михайлов с ребенком... Дети и женщины ни о чем не догадываются, мужчины крайне напряжены.
![Vysokaja.nagrada.1939.XviD.TVRip.avi_snapshot_00.17.18_[2013.05.17_15.43.47] Vysokaja.nagrada.1939.XviD.TVRip.avi_snapshot_00.17.18_[2013.05.17_15.43.47]](https://ic.pics.livejournal.com/ink_myiasis/8681594/203929/203929_original.jpg)
Наконец на арене появляется клоун с собачками... Ему, конечно же, передают букет, из него выпадает шпионская записка. "Вам письмо!", - кричит бдительный Витька, сын Михайлова. Клоун поднимает записку, во всеуслышание оглашает любовное послание от какой-то Лиды и якобы съедает его. А у себя в гримерке, вытащив из-за щеки обмусоленную бумажку, проявляет симпатические чернила - ему дано шпионское задание познакомиться с Андрейкой Боголюбовым. Андрейка и сам об этом мечтает и даже объясняет маме, как важно расспросить обо всем специалиста по дрессировке собак. В антракте публику приглашают пройти за кулисы (??), и пока зрители бродят там среди клеток с хищниками и заглядывают в стойла к лошадям, клоун находит возможность завязать с Андрейкой знакомство. Михайлов, конечно же, стоит рядом и бдительно на них косится.
А кавалер, распрощавшись с Надюшей под предлогом деловой встречи, отправляется в ресторан на свидание со шпионским связным (не соврал девушке!). Однако никто к нему не приходит - связником оказывается услужливый официант. Подавая блюда он называет имя гостя - Анатолий Свентицкий - и напоминает ему о родстве с "общественным деятелем, расстрелянным на первом процессе". Имя выбрано со вкусом - напоминает, например, о Валентине Свентицком (Свенцицком), священнике и православном публицисте, участнике Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева. В реальности этот человек был не расстрелян, а отправлен в ссылку, где вскоре скончался. Само имя жениха-шпиона должно напоминать о "врагах народа", уже побывавших на "процессах". Наш жених поступает в распоряжение официанта, т.е. агента 4-бис, и, естественно, получает задание шпионить в доме Боголюбовых.

Ну, теперь к даче Боголюбовых слетаются все - и шпионы, и чекисты. Мало того, что там по-соседству "отдыхает" Михайлов с сыном, там "отдыхают" еще и сотрудники с удочками, замаскированные под любителей-рыболовов, и сотрудники в купальных костюмах, замаскированные под спортсменов, и, конечно, наши знакомые шпионы - клоун-собаковод и жених. Жених ведет с папой Боголюбовым шпионские разговоры и выясняет, что тот работает над моделью скоростного самолета "совсем без крыльев" (сверхзвуковой дирижабль?). Выбрав подходящий момент, когда папа и дочь идут купаться, Свентицкий вытаскивает из кармана Боголюбова ключи и делает слепки (ключи такого размера и формы, что подходят, скорее для старинного замка, а не для дачной веранды, но уж слепок так слепок с такого ключа получается).

Самую страшную роль играет цирковой дрессировщик собачек - он вкладывает в голову Андрейке свои порочные буржуазные идеи - например, что бить собак не хорошо, тем более, если ты пионер, что учить их всему нужно лаской, и вообще, не только к собакам, но и к людям надо хорошо относиться. Особенно, к дяденькам в пижамах, которые гуляют рядом с дачами секретных ученых изобретателей. Руководствуясь этими правилами мальчик перестает бить собак поводком и добивается больших успехов - и его овчарка, и две других, которых ему временно передали друзья, уехавшие "лазать по горам", прекрасно выполняют все команды.

Но папа мальчика, на глазах у которого псы брали барьер, давали лапу, "голос" и прочее, расстроен. "Ужасные собаки, - говорит он сыну. - Это не собаки, а финтифлюшки какие-то". Советская собака должна быть злой, подозрительной и кусачей. Ведь враги лезут в каждую щель, а бдительные граждане и хорошо натасканные собаки должны их задерживать, не выбирая средства. Мальчик задумался... так значит, овчарку, воспитанную лаской, не возьмут служить на границу?
![Высокая награда.avi_snapshot_00.46.56_[2013.05.16_00.28.59] Высокая награда.avi_snapshot_00.46.56_[2013.05.16_00.28.59]](https://ic.pics.livejournal.com/ink_myiasis/8681594/204287/204287_original.jpg)
Жених тем временем прокалывается - роняет в воду бумагу, на которую нанес план профессорской дачи. Надюша, в руки которой попал листок, подозревает, что дело нечисто, хотя вода размыла чернила и разобрать ничего не удалось. Свентицкий пытается ей внушить, что это записка от какой-то женщины, с которой у него, впрочем, давно все кончено... Но какая там, к черту, женщина? Надюша бдит, нет ли вокруг шпионов. А то, что изгнанный Свентицкий зачем-то забрел в кабинет отца (видимо хотел еще пошпионить напоследок - вдруг там лежат чертежи самолета без крыльев?), только укрепляет ее подозрения.

После беседы с чекистом Михайловым, которого она по-соседски подвезла в автомобиле и с которым у нее давно наметилась явная взаимная симпатия, Надюша высаживает попутчика на дороге, разворачивается и ночью мчится на Лубянку, чтобы сдать жениха компетентным органам. Дежурному офицеру НКВД она признается, как тяжело сдавать "человека, которого любишь", и хотя у нее "нет доказательств, только подозрения", с удовольствием ими делится.

Клоун и официант Четыре-бис тем временем решают убрать Свентицкого. Его заставляют написать прощальное письмо Наде, после чего официант стреляет ему в голову, стирает свои отпечатки с оружия и имитирует самоубийство своей жертвы. Наивный! Эксперты из органов сразу же поймут, что это никакое не самоубийство!

Шпионам осталось только дождаться, когда мальчик будет на даче один. И родители с сестрой тут же оставляют его одного. Официант с ключами и фотоаппаратом, кинув кость собаке, испорченной добротой, забирается в кабинет Боголюбова переснять чертежи, хотя проще было бы сразу унести весь рулон. Но не тут-то было - Михайлов с пистолетом выходит из-за портьеры и ловит шпиона с поличным...

Сдав врага товарищам в форме, Михайлов бежит за шпионской собачкой. Та выводит его к берегу, где клоун дядя Вася вредительски задержал Андрейку, пока его подельник шпионствовал на даче. Клоун показывает свое подлинное лицо и, спасаясь, ранит и Андрейку, и Михайлова. Впрочем, он и сам получает пулю, но пытается, несмотря на ранение, уплыть на лодке по Клязьме, видимо, в направлении государственной границы. Однако любители-рыболовы не дремлют, догоняют его вплавь, скручивают и препровождают к товарищам в форме. Вернувшийся Боголюбов с удивлением рассматривает чертежи, из-за которых развернулся весь сыр-бор: это устаревшая конструкция, уже не представляющая интереса. Догадавшись, что сотрудники органов успели все подменить, он молча, но с чувством пожимает товарищу в форме руку.
А раненые Михайлов и Андрейка лежат тем временем на берегу, помирают...

Но все кончается хорошо. Крепкие организмы мальчика и Михайлова справляются с ранами. Оба выздоравливают. Иностранного корреспондента сотрудники органов берут при попытке уехать в Одессу и тайно уплыть оттуда на иностранном пароходе. Переученные в сторону злобы и кусачести собаки бросаются на майора Петрова из НКВД, пришедшего навестить Михайлова. Михайлов все еще лежит в постели в бинтах, хотя и просится на службу, а Андрейка уже бегает вокруг совершенно как ни в чем не бывало. Вскоре появляется еще и Надюша с цветами. Она требует у Петрова самой высокой награды для Михайлова. Тот высказывается в том плане, что самая высокая награда - это доверие партии, и он уже доложил наркому, что Михайлов это доверие оправдал (Берия, надо думать, был в восторге!).

У Надюши, как она говорит, важный разговор к Михайлову. Майор Петров с детьми тактично удаляется. Надя волнуется, теребит цветочки и нервно спрашивает: "Вы любите... (пауза)... музыку? Как бы я расстроилась, если бы Вы сказали: "нет!" После чего она садится к пианино (какая же квартира лейтенанта госбезопасности без пианино?) и, стуча по клавишам в своей манере, исполняет песню о героических чекистах, видимо, собственного сочинения:
Слава вам, железные чекисты!
Слава вам, и доблесть, и почет!
От озер и до тайги смолистой,
От степей до северных широт...
(От каких озер? Лучше бы уж сразу - от тайги до британских морей...)

Главная фишка этого фильма - то, что снимался он на студии "Союздетфильм" и проходил по категории приключений для детей и юношества. Видимо, в сложных обстоятельствах Савченко не нашел другого места, чтобы пристроить свой сценарий. Поэтому любовную линию явно сильно сократили, а главной мыслью картины стало внушение пионерам и октябрятам: собаки должны быть злыми и кусачими, а дети злыми и настороженными. Лучше перебдить, чем недобдить! Ну и, естественно, чуть что - пожалуйте в НКВД!
Значительно позже Юнна Мориц сформулировала свою знаменитую мысль: "Собака бывает кусачей только от жизни собачьей!"
Игорь Савченко в 1940-х годах прославился помпезными эпическими лентами "Богдан Хмельницкий", "Тарас Шевченко" и др. Они позволили ему вернуться в Москву, получить высокие награды, занять крупные посты и упокоиться на престижном Новодевичьем кладбище. А фильм "Высокая награда" всячески популяризировали и выпускали, например, открытки с его кадрами. Их и теперь можно найти у букинистов как исторический раритет:
Journal information