Мария Спартали-Стиллман позировала многим друзьям-художникам: Форду Мэдоксу Брауну, Берн-Джонсу, Джулии Маргарет Камерон, Спенсор-Стенхоупу.... Но таким прекрасным и лучезарным, как на полотнах Россетти, ее лицо не удавалось передать никому.

Данте Габриэль Россетти "Видение Фьяметты" ("Венера"); на полотне изображена Мария Спартали-Стиллман
Сестра Марии Кристина Спартали тоже была довольно образованной женщиной и тоже стала своей в кругу художников. Но таланта, присущего сестре, у нее не было, и жизнь ее сложилась не так ярко. Она умерла, не дожив даже до сорока лет.

Джеймс Уистлер. "Принцесса из страны фарфора" (модель - Кристина Спартали)
Личная жизнь у Марии складывалась благополучно - с мужем царило полное взаимопонимание. Судьба журналиста заставила Стиллмана с семьей прожить пять лет во Флоренции, потом семь лет в Риме. Италия для художницы оказалась настоящим подарком - ей прекрасно работалось в этой стране. Но слишком многое связывало ее с Англией, и Мария курсировала между Лондоном и итальянскими берегами. Бывала она и в Америке и даже работала там, единственная из прерафаэлитов. Может быть, поэтому ее творчество особенно популярно в США.

Мария Спартали-Стиллман
Кроме троих детей от первого брака Стиллмана, у супругов появилось и трое общих детей. Мария оказалась заботливой матерью. Если замечала у кого-то из детей интерес к живописи, всячески его поддерживала и развивала. Дочь Марии Эуфросина (Эффи) и падчерица Лиза стали профессиональными художницами, а сын Майкл архитектором.
Но кроме забот о семье Марию согревало творчество. Она много работала за мольбертом. Ее выставки проходили не только в частных галереях Лондона, где выставлялись прерафаэлиты, но и в Королевской академии художеств и на Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии (США). Исследователь Дэвид Эллиот насчитал свыше 170 картин кисти художницы, правда большая часть из них находится в частных собраниях, а остальные - в музеях и университетских собраниях Европы и Америки.

Мария Спартали-Стиллман. "Вдумчивая" ("La Pensierosa")
К сожалению, современники Марии Спартали-Стиллман, живущие в России, не оценили ее картин и не включали их в свои собрания. Если картины французских импрессионистов в значительном количестве приобретались такими знатоками живописи, как Щукин и братья Морозовы, и со временем, после национализации их собраний оказались в отечественных музеях, то богатыми коллекциями живописи прерафаэлитов (и Марии Спартали-Стиллман в частности) наши музеи похвастаться не могут. Знакомиться с ними приходится в путешествиях, виртуально либо по альбомам репродукций...

Мария Спартали-Стиллман. "Посланник любви"

"Волшебный сад мессира Ансальдо"

"Роза из сала Армиды"

"Долгая прогулка по усадьбе Кельсмскотт в Оксфордшире"

"Беатриче"

"Детство Святой Сессилии"

"Антигона"
С течением времени у Марии все более интересными становились не романтические или мифологические композиции, а женские портреты.



Скончалась Мария Спартали-Стиллман в 1927 году, пережив и любимого мужа, и основателей братства прерафаэлитов, и большинство их моделей, с которыми соперничала красотой.
Journal information