Только после 2010 года удалось что-то выяснить в отношении Воинова. Сейчас эта история вспомнилась, поскольку замечательный портрет Воинова в 1920-х годах выполнил Илья Репин, подборки работ которого я уже не первый раз размещаю. Удивительно, но в источниках полотно обычно упоминается как "портрет поэта Воинова", даже без инициалов...
Часть сведений была мной почерпнута на сайте: http://www.lexicon555.com/voina2/voinov.html
Игорь Владимирович Воинов родился в 1885 году в Санкт-Петербурге. Он принадлежал к потомственной казачьей семье - его дед Михаил Максимович и отец Владимир Михайлович Воиновы были казаками станицы Усть-Быстрянской. Впрочем, отец предпочел военной службе, обычной для казака, гражданскую и служил сначала в железнодорожном ведомстве, а потом в министерстве Двора и уделов. Семья была патриархальной: дети воспитывались в уважении к старшим, к казачеству и казацким традициям. А детей у Владимира Михайловича было десять (Игорь оказался четвертым ребенком в семье), и хотя они жили в столице и получили прекрасное образование, продолжали считать себя казаками.
Образ деда Игорь Воинов запечатлел в стихах:
Я не был на Дону, но помню деда –
Тугой сюртук и тоненькая трость,
Сухой, высокий, непоседа,
Случайный петербургский гость.
Отчетливо запомнил годы эти –
Наезды деда, бабушка в слезах,
И мы, все маленькие дети,
На дедовских висим руках.
И долгий этот синий, снежный вечер,
Седая прядь большого темляка…
Никто не может быть на свете
Прекраснее и лучше казака.
Мы знаем, что всегда прямой и мудрый
Старик скорбит, что мы не на Дону,
А след от бабушкиной пудры
К казачьему пристал сукну.
Братья Воиновы. Игорь - крайний слева; на фото нет только младшего брата Олега (снимок из семейного архива потомков Воинова с указанного сайта)
К моменту окончания Петербургского университета Игорь Воинов был уже хорошо известен в столичном обществе и вскоре получил предложение пойти на службу в императорскую фамилию - стать личным секретарем великого князя Дмитрия Павловича. Между молодыми людьми отношения сложились скорее дружеские, чем хозяина и подчиненного. Но карьеру Воинова прервало начало Первой мировой войны. Дмитрий Павлович в составе своего Кавалергардского полка отправился на фронт в числе первых, естественно, без приближенных. Позже он стал одним из организаторов убийства Распутина, в наказание был послан в войска, стоявшие на границе с Персией, и после революции оказался в эмиграции.

Дмитрий Павлович на речной прогулке с семьёй кузена Николая II
В эмиграции оказался и Игорь Воинов. Революцию он не принял. Знакомые, придерживающиеся других взглядов, приписывали это консерватизму его убеждений и подозревали, что он боится - как бы не припомнили службу в Доме Романовых. Боялся ли он этого или нет - неизвестно. У многих людей не было оснований приходить в большой восторг от революции... Тем более, брат Игоря Святослав, многообещающий художник, вскоре после революции попал в лагерь на Соловках и погиб там в начале 1920-х... В то время политика разорвала многие дружеские и родственные связи. Жена Воинова, дочь сенатора, происходившая из известного рода Арсентьевых, родственников Лермонтова, по воспоминаниям, пришла от революции в восторг и стала комиссаршей. Брак разрушился.
До 1922 года Воинов жил в Куоккале, бывшем дачном местечке под Петербургом, которое после отделения Финляндии оказалось с финской стороны границы. Он снова женился, у него родилась дочь Елена, Ляля, которую Воинов обожал всю жизнь. Там же он подружился с Репиным, жившим по соседству. Репин написал портрет поэта. Завершил работу мастер в 1923 году, но потом по каким-то причинам своей рукой исправил дату на полотне на более позднюю.
Дача Репина Пенаты в Куоккале
А Воинова ждали пути эмиграции - Варшава, Берлин, Париж... Он овдовел и снова женился на обрусевшей финке - певице Елене Валериановне Свенска. Будучи членом кружка казаков-литераторов, Воинов регулярно публиковал свои стихи в газетах русской эмиграции, сам занимался газетной работой, одно время был главным редактором газеты "Возрождение" и в 1924 году выпустил монографию на немецком языке "Meister der russischen Malerei" , посвященную творчеству Бориса Кустодиева (Кустодиев был близким другом одного из братьев Игоря и относился к любимым ученикам Репина).
В целом его жизнь была как у всех эмигрантов - трудной, неустроенной, ненадежной и бедной...
Умер он предположительно в 1942 году в Париже, в период немецкой оккупации. По одним сведениям, был арестован немцами и сгинул, по другим - отпущен из-под ареста и умер своей смертью после операции...

Journal information