eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

О "самодвижущихся экипажах" на улицах Москвы



Нам сейчас трудно представить, что сто лет назад большинство москвичей предпочитали пользоваться не автомобилями, а конными экипажами.
Первый автомобиль в Российской империи появился в 1891 году в Одессе. В Санкт-Петербурге авто стали появляться уже в 1890-х годах, а в 1896 году отечественный автомобиль конструкции Яковлева-Фрезе был представлен на Нижегородской ярмарке. В 1898 году в столице уже был специализированный магазин, торгующий автомобилями и мотоциклами. С 1902 года в Петербурге издавался специальный журнал для автомобилистов - "Автомобиль".
"Теперь кажется стран­ным, что всего 10 лет назад самый факт езды на автомобиле вызывал насмешки недальновидных людей, а частые порчи несовершенного механизма служили неисчерпаемой темой для анекдотов", - можно было прочесть в журнале. В том же году было основано и Императорское Российское Автомобильное общество, которому покровительствовал сам государь, оказавшийся большим автолюбителем.
В Москве же даже в 1910 году было зарегистрировано всего 10 автомобилей; считалось, что это не средство передвижения, а громоздкая и бестолковая игрушка для эксцентричных людей.
Между тем, московская бюрократия оказалась на высоте - в ожидании автомобильного бума к тому времени уже были разработаны правила регистрации и использования автомобиля, а также получения свидетельства на право управления машиной. Правила предписывали, что "наивысшая скорость движения не должна превышать двадцати пяти верст в час". При нарушении правил движения составлялся полицейский протокол, и виновный подвергался денежному штрафу. Впрочем, в связи с малым распространением самодвижущихся экипажей в Москве, такие случаи были редки. Вес машины и даже ширина ее шин строго регламентировались. К управлению автомобилем частного пользования допускались лица не моложе 17 лет.

Свидетельство на право управления автомобилем выдавалось в канцелярии московского градоначальника. Нужно было представить 2 фотографии, медицинскую справку, свидетельствующую, что "означенное лицо обладает зрением и слухом не ниже нормального и крепкой нервной системой", а также выдержать экзамен шофера. Одним из первых, еще в 1908 году, зарегистрировал свой автомобиль и получил свидетельство на управление московский предприниматель, французский подданный Ю.П. Гужон, основатель Московского металлического завода (позже - "Серп и молот"). В 1910 году один из немногих автомобилей Москвы принадлежал крестьянину села Воробьева П.С. Крынкину, семья которого содержала модный ресторан на Воробьевых горах (о ресторане Крынкина см.: http://eho-2013.livejournal.com/57730.html). Три автомобиля для имения Останкино приобрел граф Шереметев. Но любителей авто в Москве оказалось больше, чем владельцев. Тогда же, в 1910 году был создан первый городской клуб автомобилистов. Его участники были привлечены к одному из первых отечественных автопробегов Петербург - Киев -  Москва - Петербург.

Приобрести автомобиль в то время было достаточно просто - в Москве, так же в ожидании автомобильного бума, открылись представительства фирм, торгующих автомобилями. Можно было обратиться к представителю выбранной фирмы, произвести оплату и через некоторое время получить машину, доставленную из-за границы. Переправляли их не своим ходом, а в больших деревянных ящиках, частично разобранными, чтобы владелец на месте получил новую машину без пробега. Стоимость автомобилей была не так высока и доступна даже для людей среднего достатка (500-800-1000 долларов), но в российских условиях довольно дорогой оказалась эксплуатация машины. Бензин стоил 4 руб. 50 коп. за пуд (16 кг; удивительно, но бензин продавали пудами), к тому же часто приходилось менять дорогостоящие камеры и покрышки, выходившие из строя на российских дорогах, и выписывать из-за границы запчасти. Так что эксплуатация машины выливались как минимум в 1000, а при условии жалования наемному шоферу и в 2000 тысячи рублей.


Однако прогресс не стоял на месте, и автомобилей в Москве становилось все больше и больше буквально день ото дня. В 1914 году в Московской городской управе было зарегистрировано уже 2200 автомобилей, из них 1700 легковых, 200 грузовых и 300 "прокатных", т.е. "работающих с платою за проезд по взаимному соглашению пассажира с шофером", иначе говоря - такси.
Впрочем, не отставала и провинция - в скромном Вязниковском уезде Владимирской области в 1913 году насчитывалось 12 автомобилей (больше, чем за три года до того в Москве), причем были они во владении преимущественно зажиточных крестьян.

Tags: автомобили, бытовые подробности, история России, старая Москва
Subscribe
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments