eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Фильм "Заговор обреченных" как зеркало Холодной войны...

Файл:Постер фильма «Заговор обречённых» (СССР, 1950).jpg
Фильм 1950 года "Заговор обреченных" ныне прочно забыт. А между тем, это довольно интересное произведение, несмотря на его яркую идеологическую составляющую. Он пришелся на период "малокартинья", когда в СССР начальники решили, что снимать фильмов нужно немного, но каждый из них должен быть шедевром. И стали снимать немного, очень немного. Однако редкие фильмы из тех, кому было приказано стать шедевром, хотя бы дотянули до планки просто хорошего кино. Зато каждый новый фильм, попадая на экраны, был обречен на зрительский интерес. И лучшие артисты не имели привычки отказываться от ролей, потому что нового предложения можно было ждать несколько лет. В "Заговоре" снимался потрясающий актерский состав - Максим Штраух, прославившийся исполнением роли Ленина в таких довоенных хитах как "Человек с ружьем" или "Выборгская сторона", вернувшийся из эмиграции шансонье Александр Вертинский, два главных кино-красавца того времени, молодые Кадочников и Дружников, "звезда эпохи" Валентина Серова, красавица и умница Софья Пилявская, Ростислав Плятт, Жаков, Судаков, Иван Пельтцер... Даже безымянные эпизодические роли играют такие актеры как Милляр и Евгений Моргунов. Режиссером фильма был Михаил Калатозов, который через четыре года после "Заговора обреченных" снял фильм "Верные друзья", а через семь - "Летят журавли"... Казалось бы, такая команда должна была выпустить нечто шедевральное. И артисты, надо сказать, настоящие мастера - они играют, и как еще играют, даже когда играть нечего!
Черная стая
Но для фильма нужен еще и сценарий, а с этим как раз получилась загвоздка. Нет, сценарий имелся, и автором его был человек, считавшийся одним из самых лучших советских писателей в ту пору - Николай Вирта. И словом он, что называется, владел... Но творчество его было подчинено одной идее - претворять в жизнь текущие указания Сталина. В этом ключе писался и сценарий "Заговора обреченных" на основе одноименной пьесы Вирты. Фильм до такой степени "заказной", что в нем легко просматриваются пункты тезисов, спущенных автору скорее всего из ЦК:
1. Показать важную роль коммунистических партий в жизни иностранных государств;
2. Показать восторг и преклонение зарубежных трудящихся перед Советским Союзом, лично товарищем Сталиным и их постоянную готовность к революции в своей стране;
3. Показать звериный оскал американской, а заодно и югославской (Сталин как раз на смерть поссорился с Тито) военщины и продажной дипломатии, а заодно и деятельность шпионов американского империализма, которыми вся Европа кишмя кишит;
4. Показать лицемерие и жестокость священников, пусть даже католических, и напомнить о необходимости атеизма для прогрессивного человечества;
5. Вызвать отвращение к правому крылу социал-демократии;
6. Показать интерес трудящихся к произведениям Маркса и Ленина... Ну, и так далее...
И Вирта изо всех сил старается справиться с этой работой - чтобы в полтора часа времени втиснуть все лозунги, цитаты и тезисы, да при этом создать еще и какой-никакой сюжет подинамичнее.
N E Virta.jpg
Николай Вирта

Я не берусь осуждать писателя - он, как это часто случалось у наших творческих личностей, человек трудной судьбы. Николай Вирта (настоящая фамилия Карельский) был сыном сельского священника с Тамбовщины. Ему исполнилось всего 14 лет, когда там вспыхнул так называемый Антоновский мятеж - одно из самых крупных народных восстаний против советской власти. В 1920 году в тамбовских землях случилась засуха, хлеба было собрано всего 12 млн. тонн, а по продразверстке, которую никто и не думал уменьшать, требовалось сдать 11,5 млн. Продотряды свирепствовали, выгребая у крестьян все до последнего зернышка, обрекая их на голод и жестоко подавляя сопротивление. Крестьяне в конце концов схватились за оружие; стихийно создавшиеся отряды стали собираться в повстанческую армию... Кара была ужасающей - массовые расстрелы, поджоги деревень и уничтожение их артиллерией, концлагеря для заложников, куда попадали даже грудные дети, использование химического оружия. По разным подсчетам при подавлении восстания было уничтожено от 30 до 50 тысяч человек. Родители будущего писателя тоже были расстреляны, и подростку пришлось выживать без всякой помощи в тяжелейших условиях. Впечатления от антоновского восстания позже будут проявляться в книгах Вирты, хотя минусы он поменяет на плюсы. Его основной задачей станет постоянное доказывание, что он не враг советской власти, он свой, он может быть очень полезным... И попытка отмыться от презрительного "антоновец", которое ему бросали при удобном случае...
Когда шла работа над сценарием, Вирта занимал уже вполне прочное положение - орденоносец, лауреат Сталинских премий, человек властью обласканный... Но он все равно пытался положение это упрочить всеми силами. Да и тамбовские впечатления слишком крепко врезались в память - например, даже в иностранном государстве вдруг появится продотряд...

Заговор обречённых (1950)

Заговор обречённых (1950)

Действие разворачивается в некоей вымышленной восточно-европейской стране, граничащей с Югославией. Местное население одевается в закарпатские вышиванки (в стиле "Трембиты") и очень сильно симпатизирует коммунистическому движению. Страна вымышленная, а немцы в прологе выглядят как настоящие. Фашисты с собаками преследуют коммунистку Ганну Лихту. Для советских зрителей, только что переживших тяжелейшую войну и относящихся к фашистам с ненавистью, женщина сразу должна стать своей... Поэтому на какие-то мелочи можно внимания не обращать. Например, на то, что беглянка еле шевелит ногами, а большой отряд молодых здоровых фрицев с овчарками несется рысью и все же никак не может ее догнать. Никто никого и не догонит. Женщина кинется в воду и уплывет от фашистов по реке, а потом ее спрячут местные крестьянки, чтобы позже переправить к партизанам.

Заговор обречённых (1950)
Ганну Лихту вам не взять, проклятые фашисты!

Но вот уже и мирное время, война закончилась победой СССР и союзников. Ганна Лихта, ставшая вторым человеком в правительстве - заместителем премьер-министра - и лидером коммунистов, торжественно открывает в селе памятник советским солдатам. Дело достойное и улыбки не вызывающее. Но уже в следующем эпизоде мы видим американского посла Мак-Хилла, который диктует секретарю: "Посылайте шифром. Вашингтон, Мендельсону. Сегодня в пять часов по европейскому времени совершено покушение на Ганну Лихту"...

штраух
Посла играет Штраух, известный исполнитель ролей Ленина, но лицо этого человека, его элегантный облик, орлиный профиль и низкий хрипловатый голос ничем не напоминают вождя, к которому можно было по-свойски обратиться в коридоре Смольного с вопросом: "Товарищ, где бы кипяточку достать?" Грим гримом, но и актерское перевоплощение полное.

Заговор обречённых (1950)
Американский посол (слева) плетет интриги

"Еще только четыре часа", - робко напоминает секретарь. "Отправляйте! - отмахивается посол. - В пять она будет мертва". Сразу ясно, что атлантический ястреб имеет к покушению непосредственное отношение.
И действительно, на сельской дороге группа лже-монахов, выхватив из-под сутан автоматы, открывает по машине Лихты огонь. Но вдалеке показывается другой автомобиль с одиноким водителем. Вместо того, чтобы убрать нежелательного свидетеля, киллеры поспешно убегают, даже не сделав контрольный выстрел. А Ганна-то жива! Подъехавший представитель левого крыла социал-демократии Марк Пино (Дружников) вытаскивает ее из автомобиля и везет спасать. (При этом судьба шофера, сидевшего за рулем машины Лихты, его нисколько не интересует - не до того, когда надо спасать одного из лидеров коммунистической партии).
Между тем, кардинал Бринч (в блестящем исполнении Александра Вертинского) , собрав множество прихожан, читает им проповедь о том, что засуха и неурожай посланы Богом за грехи людские. Женщины и старики прислушиваются, и только бывший командир партизанского отряда Коста Варра ведет в толпе агитационную работу, рассказывая, что в СССР сто миллионов атеистов, в Бога никто не верит, а урожай в колхозах немереный и продовольственная проблема вообще не актуальна... Подъехавший Марк Пино призывает всех спасать Ганну Лихту. Начинается суета, люди, бросив кардинала с его проповедью, куда-то бегут.

Заговор обречённых (1950)

Ганна оказывается в доме Варры, куда вызывают врача. Туда же слетается куча народа - молодой деятель компартии, редактор партийной газеты Макс Вента (Кадочников), американская журналистка (Серова), лидер правых социал-демократов и министр общественной безопасности Иохим Пино (заодно и родной отец лидера левого крыла), местное население... Врач закрывается в комнате с раненой, оказывая ей помощь. А остальные персонажи под запертой дверью объясняют друг другу все то, что было задано воплотить сценаристу. Эта сцена одна из самых ходульных в фильме, и остается удивляться мастерству актеров, пытающих в ней как-то играть. Правду говорят, настоящий артист способен играть даже по тексту телефонного справочника!
Заговор обречённых (1950)

Марк Пино дает краткую политинформацию об убийствах и арестах лидеров коммунистического и рабочего движения в разных странах, Пино-старший, как истинный социал-демократ, рассуждает о фанатизме коммунистов, но представители коммунистической партии единым фронтом дают ему отпор и обвиняют социал-демократов во всех бедах, начиная от Мюнхенского сговора... Все присутствующие, естественно, знакомы с трудами Маркса, о чем свидетельствует "редкостная" цитата: "Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма..." Правда, развитие она получает замечательное - "Он уже давно перестал быть призраком. У него есть своя родина, свои армии и свою тюрьмы, потому что он окружен врагами"... (Какого черта этот гастарбайтер со своими тюрьмами устроил свою родину на нашей? Сидел бы дома, в той пивной, где Маркс пропускал кружечку-другую...)
Немного разнообразия вносит американская журналистка Кира Рейчел, которая всеми силами охмуряет молодого социал-демократа, при первой же возможности хватая того за руку и проникновенно глядя в глаза. Впрочем, и коммунист Макс Вента не избег ее чар. Но перспективные левые политики не поддаются чарам американок, что Пино-младший и демонстрирует. Хотя его невеста-коммунистка Магда все равно ревнует.
А вскоре и Вента объяснит американке "ху из ху".
Заговор обречённых (1950)

Серову в роли Киры Рейчел постарались сделать по возможности шикарной. Ее волосы, в предвоенных фильмах обычно обесцвеченные пергидролем до состояния пакли, здесь имеют естественный оттенок "золотистый шатен" и кажутся густыми и ухоженными, над американскими модными нарядами, которые она постоянно меняет, трудился, видимо весь пошивочный цех  "Мосфильма", косметика тоже должна была добавить шика...

Заговор обречённых (1950)

Но шляпки с вуалетками Серова, в отличие от Пилявской, носить не умеет, в некоторых кадрах даже кажется, что у нее черные усы. То ли недоработка костюмеров, то ли сознательное решение режиссера, желающего так тонко передать звериную сущность американского империализма.

серова
У, зверюга!

То ли дело Христина Падера, министр продовольствия!
Заговор обречённых (1950)

Правда, госпожа министр тоже, как выясняется, матерая зверюга! Если в начале фильма она вспоминает свою подпольную и партизанскую работу, а также бои в Испании на стороне антифранкистских сил, то к финалу зритель узнает, что она внедрилась в среду борцов по заданию гитлеровского командования, а позже продолжала работать на США. А ныне в мечтах видит себя на посту президента своей маленькой страны.

Софья Пилявская

Надо сказать, что женщины в фильме, даже признанные красавицы, выглядят значительно старше своего реального возраста. Когда в одной из сцен коммунист задает домогающейся его американской журналистке бестактный вопрос: "А сколько Вам лет?", и Серова кокетливо отвечает: "Двадцать шесть!", это кажется странным... А ведь актриса во время съемок была не так уж намного старше своей героини - в год выпуска фильма ей исполнилось тридцать три. Да и Пилявской не было еще и сорока... А кажется, что обе на порядок старше. Все-таки недавняя война была очень тяжелым испытанием для наших женщин...
Заговор обречённых (1950)

Но вернемся к фильму. В стране назревает раскол - верхушка мечтает принять план Маршалла и отдаться под покровительство США, а народ во главе с коммунистами жаждет помощи от "великого учителя" Сталина. Созревает заговор, в который вовлечены некоторые министры, крупные политики, кардинал, а также американский посол и посол Югославии, который бегает около американского как собачонка, смотрит ему в рот и готов выполнять любые указания, например, вводить югославские войска на территорию соседней страны, чтобы интервенция поддержала проамериканское силы. Заговорщики придумывают хитрый план: спровоцировать голод, вызвать волнения и под шумок устранить законного президента, устроить путч, захватить власть и попросить помощи у американцев. Запасы хлеба должны быть вывезены в Югославию, откуда потом будут возвращены в качестве американской гуманитарной помощи. А пока американские "поезда мира" с звездно-полосатыми флагами и джаз-бандами тайно перевозят оружие для заговорщиков, замаскированное под продукты.
Приемы в американском посольстве, роскошные интерьеры министерства продовольствия и католического собора слегка подслащивают презренную жизнь заговорщиков.


Однако население и коммунисты, страстно любящие товарища Сталина, не дремлют. Чуть что, устраивают стачки (особенно актуальные для страны в период экономического кризиса), шествия под красными флагами и собираются многотысячными толпами на, прошу прощения, местном Майдане, чтобы выражать свою волю и оказывать давление на парламент под плакатами "План Маршалла - наша смерть!" Замечательно смотрятся молодые мамы с колясками, шагающие на местный Майдан стройными рядами и колоннами (боюсь, их выросшие дети в будущем не были благодарны мамам за выбранную позицию)...
Заговор обречённых (1950)

А Ганна Лихта в парламенте срывающимся голосом рассказывает о несчастьях и разорении, которые план Маршалла принес таким странам как Италия, Франция, Дания... "План Маршалла - это план смерти! Мы не дадим набросить петлю нам на шею!"
Заговор обречённых (1950)
Безнадежная очередь за хлебом...

Заговор обречённых (1950)
Хлеба!

Вообще в фильме очень много штампов на темы отечественной истории, которые кочевали из ленты в ленту. Это все механически перенесено "в некоторое царство, некоторое государство" - и петроградские хлебные очереди февраля 1917 года (на деле спровоцированные перебоями военного времени и забастовкой пекарей, оставивших своих же товарищей в Петрограде без хлеба), очень точно воспроизведенные по довоенным революционным фильмам, и продотряды, отнимающие зерно у кулаков, и попытки американских шпионов украсть чертежи секретного танка (без сомнения, на оборонных предприятиях маленькой сельскохозяйственной страны есть, чем поживиться!), и драка в ресторане между "нашими" и "не нашими".
Заговор обречённых (1950)
Штаб революции. Сейчас пойдут занимать "стратегически важные объекты"...

А уж когда Комитет коммунистической партии практически превращается в штаб революции Смольный, начинается просто-таки дежа вю.  Прибывают рабочие отряды, сразу же четко и по-деловому отправляющиеся занимать вокзал, почту и телеграф... Все вражины арестовываются, только лишь американского посла в 24 часа выдворяют из страны. Задержаны даже правый социал-демократ Пино-старший, пытавшийся удрать вместе с послом, и кардинал, сменивший сутану на "партикулярное платье". Некоторые, как журналистка Рейчел, начинают сдавать своих боссов.

Заговор обречённых (1950)
Вокзал взят, путчисты разоружены!

Заговор обречённых (1950)
Совещание у министра обороны, который планирует захват парламента. Сейчас повторится сцена ареста Временного правительства, а роль Антонова-Овсеенко возьмет на себя Кадочников.

Евгений Зосимов, Евгений Моргунов
"Именем народа вы арестованы!"

В финале представители Народного фронта в парламенте пишут письмо генералиссимусу Сталину, всячески изливая свои восторги и давая ему клятву верности, а потом выходят к Майдану, чтобы включить в послание Сталину мнение народа. И наступает полный апофеоз под красными знаменами...
Заговор обречённых (1950)

Заговор обречённых (1950)

Заговор обречённых (1950)

Замечательные эпизоды, когда невеста коммунистка говорит своему жениху социал-демократу: "И ты остаешься в своей партии? Партии социал-предателей?", или когда Ганна Лихта в период голода приглашает к себе несколько друзей и подает огромный торт, утыканный свечами, только добавляют своеобразного шарма.
И почему этот фильм исчез с экранов ТВ? Ума не приложу...
Заговор обречённых (1950)
Tags: СССР, актеры, история России, история культуры, кино
Subscribe
promo fontyler 17:11, yesterday 8
Buy for 40 tokens
Peter, Paul and Mary was an American folk group formed in 1961. Питер , Пол и Мэри — фолк -трио. Группа создалась в 1961 г. Peter, Paul and Mary was an American folk group … Постойте, а почему вспомогательный глагол to be (в форме прошедшего времени was…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments