?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Обыкновенной богиней» некогда метко назвал солистку балета Галину Уланову писатель Алексей Толстой. Фраза стала крылатой, ибо выразила суть творчества великой балерины, в котором гармонично соединились изысканность танца и высокая одухотворенность, что дается  лишь великим танцовщицам.
Фотография Галина Уланова (photo Galina Ulanova)
Галина Уланова родилась в 1910 году в Санкт-Петербурге. В первый раз Галя увидела балетный спектакль маленькой девочкой. «Это — моя мама!» — раздался вдруг звонкий детский голосок в чинном зале Мариинского театра. Ну как же было не оповестить всех зрителей, что дама в блестящем красивом наряде, танцующая на сцене, — Галина мама? Родители Улановой были артистами балета. Мать — Мария Федоровна Романова – в тот день танцевала партию Феи Сирени в «Спящей красавице».
Галя в раннем детстве не мечтала о балете. Но самой судьбой было определено, чтобы Уланова стала великой балериной. Девятилетней девочкой она поступила в Петроградское хореографическое училище-интернат. В условиях Гражданской войны, трудного и голодного 1919 года, это было большой удачей – детей в училище хоть чем-то кормили. Домой девочку брали только на выходные. Но по маме Галя не скучала – в классе своей матери, ставшей к тому времени преподавателем, она занималась первые шесть лет и видела ее регулярно. А последние три года Галя училась у самой Агриппины Яковлевны Вагановой, легендарной балетной преподавательницы.

уланова.юн

С первых же шагов на сцене училища Уланова была замечена и отмечена. Знаменитый в те годы критик Юрий Бродерсен, писавший об Улановой, вспоминал и о первом сольном номере юной Гали — «Польке-пиццикато», поставленном для нее мамой, – настолько ярко врезалось в память знатоку балета, как грациозно порхала в ритмах рахманиновской музыки маленькая школьница. Фурор произвела и ее Сильфида в «Шопениане», исполненная на выпускном вечере, а затем и первая ведущая партия в театре – Одетта-Одиллия в «Лебедином озере».
Иллюстрация № 2 к книге "Галина Уланова: Я не хотела танцевать", фотография, изображение, картинка
Творческий путь великой балерины оказался на редкость гармоничным и счастливым. Для нее ставили спектакли и концертные номера самые известные балетмейстеры: Леонид Лавровский, Ростислав Захаров, Василий Вайнонен, Леонид Якобсон, Вахтанг Чабукиани. Уланова стала главной представительницей нового, основного в 1930–40-е годы направления в балете — хореодрамы. Вместе с тем ее репертуар был необычайно обширен. Еще до войны Уланова исполняла почти все классические партии в балетах, шедших на ленинградской сцене. «Спящая красавица», «Жизель», «Щелкунчик», «Раймонда», «Конек-Горбунок», знаменитый номер «Умирающий лебедь» - публика рукоплескала Улановой, находившей новые краски для воплощения легендарных образов.
галинаул (415x600, 47Kb)
Шопениана

При этом она участвовала и в большинстве новых советских постановок, порой ультрасовременных. Традиции и новаторство гармонично сосуществовали в ее творчестве. Постановщики «Золотого века», первого балета Дмитрия Шостаковича, именно Уланову (казалось бы, лирическую, даже романтическую балерину) избрали на эксцентричную роль комсомолки. Она исполняла и главную  партию в «Ледяной деве» балетмейстера Федора Лопухова, хореография которого была переполнена шпагатами, «колесами» и другими  акробатическими трюками. В «Пламени Парижа», поставленном Василием Вайноненом, Уланова выступала в пантомимной роли актрисы Мирель Пуатье. Ее репертуар включал партии пушкинской Параши в «Медном всаднике», китайской танцовщицы Тао Хоа в «Красном маке», Золушки... Но вершинами ее творчества стали Мария в «Бахчисарайском фонтане» (хореограф Ростислав Захаров) и шекспировская Джульетта в балетной постановке, осуществленной Леонидом Лавровским.

Галина Уланова - Джульетта

Великая на сцене, Галина Сергеевна отличалась непритязательностью в быту и даже некоторой беспомощностью в ведении домашнего хозяйства. Обстановка ее квартиры была более, чем скромная, а дачи у нее вообще не было. Она почти не пользовалась косметикой, одевалась просто, но выглядела при этом чрезвычайно элегантно. Уланова никогда не говорила о своей славе, напротив, совершенно искренне уверяла: «Не помню ни одного своего спектакля, где бы у меня все получилось. По-моему, так вообще не бывает».
Галина Уланова
Казалось, что и личная жизнь у такого скромного и светлого человека должна сложиться удачно. Большая любовь не обошла Галину Сергеевну. Однако об абсолютном счастье говорить сложно. Артист и режиссер Юрий Завадский познакомился с Улановой в дни первых ее гастролей в Москве, в 1930-е годы. Он жил в Москве, а она в Ленинграде, но все же вспыхнувшие чувства не дали молодым людям забыть друг друга – отношения развивались, несмотря на расстояния и множество проблем. Завадский был женат на популярной актрисе Вере Марецкой, но ради своей новой любви оставил жену и сына. Организовав собственную труппу, Юрий Александрович уехал работать в Ростов-на-Дону и при первой возможности летел к своей «богине»… Он даже был представлен родителям Улановой. Однако надежда на совместную жизнь оставалась весьма туманной — блеснула она лишь тогда, когда Завадского в 1940 году перевели обратно в Москву. Увы, вскоре началась война…
уланова
Тао Хоа, "Красный мак"

Война часто меняет людские судьбы; она разъединила Галину Сергеевну с любимым Ленинградом — началась блокада города, и театр эвакуировали в Пермь, — но вскоре соединила с Завадским, также эвакуированным из Москвы. Не пробыв в Перми и одного сезона, Галина уехала к своему Юре в Алма-Ату. В пермском театре ставили балет, в котором Уланова не участвовала, да и текущий репертуар вести она не могла из-за травмы ноги. Потому и уехала в Алма-Ату к любимому мужу, вроде бы на время, но оказалось — до окончания эвакуации в 1944 году.
14.jpg
"Ромео и Джульетта"

В Алма-Ате Галина Уланова танцевала в Казахском театре оперы и балета. В 1944 году она получила престижное приглашение в Большой театр. Уланова испытывала сильные душевные терзания — она очень любила родной Кировский театр и Ленинград; здесь жили родители, друзья... Но в Москве работал Завадский, и она приняла приглашение. Однако столица, в которую ей так не хотелось ехать, стала для нее «разлучницей» – супружеская жизнь с Юрием Александровичем разладилась...
Галину Сергеевну в Москве ждала другая большая любовь. Ее новым избранником стал замечательный актер, художественный руководитель Московского театра имени Ленинского комсомола Иван Николаевич Берсенев. Как и Завадский — талантливый, красивый, импозантный человек. Ради Улановой он тоже оставил прежнюю семью. Официального развода с женой, актрисой Софьей Гиацинтовой, он не оформил, считаясь гражданским мужем балерины. Ни для Улановой, ни для Берсенева штамп из ЗАГСа не играл существенной роли. Однако жить вместе им пришлось недолго. В 1951 году Иван Николаевич скончался.

Позже балерину посетила еще одна большая любовь. И опять ради Галины Сергеевны талантливый человек, главный художник Большого театра Вадим Федорович Рындин ушел из семьи. Эта пара – Рындин и Уланова – многим казалась необычной. Характеры у них, по словам Галины Сергеевны, были очень разные. В противовес некоторой замкнутости, присущей натуре Улановой, Рындин обладал нравом общительным, компанейским, был, что называется, душой общества. И хотя Галина Сергеевна не любила говорить о своей личной жизни, однажды она вдруг призналась: «Вадим Федорович был ревнивым. Иногда это приводило ко всяким неприятностям. Но что лукавить?! В глубине души я думала: вот тебе уже за сорок, а тебя еще ревнуют...»
С Рындиным у Галины Улановой жизнь тоже не сложилась, и они расстались. «Наверное, я — просто по характеру не домашний человек, вот и семьи не получилось», — как-то сказала Галина Сергеевна. И тут же добавила: «Но все мои мужья были люди творческие, талантливые, очень интересные. Они многое мне дали, многому научили... Я всех с признательностью вспоминаю».
В 1956 году Большой театр отправился на гастроли в Лондон, где Уланова танцевала две своих лучшие партии – Джульетту и Жизель. Успех был фантастическим. По просьбе английской стороны была произведена запись балета «Жизель» с участием Галины Улановой. Если учесть, что в 1954 году на родине Уланову сняли в фильме-балете «Ромео и Джульетта», а за год до того в фильм «Мастера советского балета» были включены фрагменты ее выступлений, можно порадоваться, что и в наши дни благодаря этим съемкам мы имеем возможность любоваться танцем великой балерины.

Жизель

Семьи у Галины Улановой не сложились, но зато появилась преданнейшая подруга — журналистка «Комсомольской правды» Татьяна Владимировна Агафонова. После знакомства с Галиной Сергеевной она всю оставшуюся жизнь, более двадцати лет, посвятила великой балерине. Она стала ее другом, референтом, секретарем, ее пресс-атташе и домоправительницей. После кончины Татьяны Агафоновой Уланова сказала: «Я была как за каменной стеной». Таких слов она не могла сказать ни об одном из своих мужей…
Рядом с Улановой всегда были верные друзья. В трудную минуту пришли на помощь близкие подруги Татьяны Агафоновой. Все домашние хлопоты и заботы о Галине Сергеевне они взяли на себя.
Со сцены Уланова ушла в 1960 году; ушла тихо, без торжеств. О том, что это будет ее последнее выступление, знала только она. Танцевала «Шопениану» — тот самый балет, в котором выступала в 1928 году, заканчивая хореографическое училище.
Галина Уланова. 1960г
Галина Уланова, 1960 год

Но, оставив сцену, Галина Сергеевна не оставила Большой театр, где бессменно работала с 1944 года. Она оказалась талантливейшим педагогом-репетитором. Среди ее учеников — известные всему миру Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Нина Тимофеева, Светлана Адырхаева, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Владимир Васильев... Репетировала она некоторые роли и со звездами нынешних времен — Надеждой Грачевой, Николаем Цискаридзе. «У меня нет единого метода, — рассказывала Уланова. — Из каждого хочу «вытянуть» свое, самобытное. Стараюсь, чтобы не повторяли меня».
Две золотые звезды «Героя Социалистического Труда» Уланова получила уже за преподавательскую работу – в 1974 и 1980 годах. Впрочем, ее труд всегда был высоко отмечен – народная артистка СССР, она была награждена четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного знамени, орденом Знак Почета и множеством других орденов и медалей, в том числе, знаками отличия Франции, Финляндии, Болгарии и других стран; четырежды становилась лауреатом Сталинской премии, а также получила Ленинскую премию, премию Президента Российской Федерации и множество международных премий и гран-при в области балета. Но среди самых громких наград Уланова всегда выделяла медаль «За оборону Ленинграда», полученную за свои выступления в 1941 году под бомбами в осажденном городе…

Галина Уланова и Майя Плисецкая

Галина Уланова всегда старалась «держать форму» - даже в старости ежедневно делала сложный комплекс гимнастики и не позволяла себе никаких излишеств. Она гордилась тем, что ее вес десятилетиями оставался неизменным – 49 кг, как в период расцвета ее балетной карьеры.

21 марта 1998 года великая балерина скончалась после инсульта. Прощались с ней там, где прошла большая часть ее жизни, — в Большом театре. Когда выносили гроб, раздались аплодисменты. Тысячи раз звучали они в стенах Большого театра в честь Улановой. И в последний раз публика благодарила ее за те мгновения счастья, которые дарила Галина Уланова зрителям и как балерина, и как педагог, воспитавший блистательную плеяду артистов.
уланова.мог.нов.кл
Могила Галины Улановой на Новодевичьем кладбище в Москве
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1102
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
ktaara
Feb. 21st, 2014 04:07 pm (UTC)
Сложная она личность. Исключительно талантливая балерина и педагог, но, с другой стороны, три разбитые семьи намекают на то, что у нее были свои представления о морали. Впрочем, у каждого свой скелет в шкафу.
eho_2013
Feb. 21st, 2014 04:13 pm (UTC)
Те, кто хорошо к ней относился (а таких было довольно много), объясняли, что она вся такая неземная, не от мира сего, и просто не понимала, что творит.
А те, кто относился плохо - что женщина, конечно, талантливая, это отрицать невозможно, но с моральными устоями неважно.

Для тех времен это было вызывающе, а теперь как-то вроде и обыденно.
ktaara
Feb. 21st, 2014 04:16 pm (UTC)
Мне кажется, что это и сейчас выглядит не очень. Одно дело - толпы поклонников и любовников, другое - разрушать семью.
eho_2013
Feb. 21st, 2014 04:23 pm (UTC)
Ну, сейчас у творческих личностей редко бывает меньше трех-четырех браков. Даже те, кто считает себя вполне нравственными людьми, рассказывают, что так сложилось по разным "независящим" обстоятельствам.
Вообще, я, прожив всю жизнь с одним мужем, даже среди своих знакомых выгляжу белой вороной. Тосты поднимают: "Так выпьем за Ленкино терпение! Больше никто из нас не смог прожить столько лет в браке с одним и тем же мужиком!"
olga558
Feb. 21st, 2014 04:48 pm (UTC)
После того как прочитала книгу "Я, Майя Плисецкая" - совсем по-другому стала смотреть на балет.) Спасибо, Елена!
eho_2013
Feb. 21st, 2014 04:54 pm (UTC)
:))
livejournal
Feb. 21st, 2014 04:52 pm (UTC)
Галина Уланова. "Обыкновенная богиня" русского ба
Пользователь v_shabunina сослался на вашу запись в записи «Галина Уланова. "Обыкновенная богиня" русского балета» в контексте: [...] Оригинал взят у в Галина Уланова. "Обыкновенная богиня" русского балета [...]
fontyler
Feb. 21st, 2014 05:38 pm (UTC)
Про личную жизнь ничего не знала. Хочу напомнить комментаторам, что не стоит кого-то винить, мы ведь и сами все не без греха. Как можно говорить, что она разбивала семьи - мы не знаем, может быть, Галина Сергеевна и не была инициатором. И почему бы, например, не считать мужчину виноватым в уходе? Поймите, я категорически за спасение семьи, особенно, если уже есть дети.
Об Улановой могу сказать, заявить, что она всегда отличалась благородством в своём искусстве. Напомните мне, может быть, я запамятовала - она ведь не станцевала ни одного спектакля с вульгарным душком. Это гордость русского искусства.
eho_2013
Feb. 21st, 2014 05:48 pm (UTC)
Да, как балерина она была безупречна. Но спектаклей "с душком" тогда и не ставили... Судить ее личную жизнь незачем. Но Веру Марецкую, от которой Уланова, не задумываясь, уводила мужа, мне жалко. Однако, Марецкая повела себя достойно и сохранила с ним дружбу на всю жизнь. Я о Марецкой тоже писала: http://eho-2013.livejournal.com/251094.html. И с сочувствием.
fontyler
Feb. 21st, 2014 06:08 pm (UTC)
Конечно, жалко! Сейчас про Марецкую прочитаю, с удовольствием, очень её люблю. Наша старая школа, неувядающая классика. Мужчина, который уходит от детей, от жены, а она, обслуживая мужа, теряет красоту и молодость, поступает подло. И другая женщина ни при каких обстоятельствах не должна это провоцировать. Но практика показывает, что у нас всё ещё всегда винят только женщину, своеобразный сексизм такой…
eho_2013
Feb. 21st, 2014 06:41 pm (UTC)
Да, к мужчинам общественное мнение относится более терпимо. Хотя в наше время все уже выравнивается.
fontyler
Feb. 21st, 2014 06:45 pm (UTC)
Да, начинает потихонечку выравниваться, это отрадно!
eho_2013
Feb. 21st, 2014 06:47 pm (UTC)
Но с другой стороны, как бы народ не распоясался окончательно при такой толерантности :))
fontyler
Feb. 21st, 2014 07:05 pm (UTC)
Это да. Не все готовы жить вне прокрустова ложа готовых формул морали и нравственности и сохранять человеческий облик...
eho_2013
Feb. 21st, 2014 07:11 pm (UTC)
Сегодня нет городового - гуляй, ребята, без креста!
fontyler
Feb. 21st, 2014 07:17 pm (UTC)
О! Я этого присловья не знала! Вот это да! в точку!
eho_2013
Feb. 21st, 2014 07:57 pm (UTC)
Как-то оно мне в наши дни все чаще вспоминается :))
fontyler
Feb. 21st, 2014 08:56 pm (UTC)
Да, вполне в духе времени...
virginian
Feb. 21st, 2014 05:55 pm (UTC)
Спасибо за интересный пост.

Я смотрел один из документальных фильмов о нашей разлучнице и "более чем скромной" обстановку в ее квартире не назвал бы. Очень дорогая антикварная мебель, много произведений искусства и так далее. Показывали также ее французские наряды и дорогие шубы, многие и сейчас смотрелись бы на уровне.

P.S. Аплодисменты вашему терпению!
akatov99
Feb. 21st, 2014 06:29 pm (UTC)
Плисецкая в своей книге достаточно энергично критиковала московскую школу в пользу Вагановки. Да и сейчас Вишнёвой и Лопаткиной противостоит только Захарова, кстати, тоже выпускница Вагановки. Посему, видимо, не случайно г-н Цискаридзе* во главе Вагановки вызывает столь противоречивую реакцию.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Постоянно уверяющий:"Я -москвич, учившийся только у ленинграских выпускниц Улановой и Семёновой
eho_2013
Feb. 21st, 2014 06:35 pm (UTC)
Вагановка - это прекрасно. Но и в Москве достаточно сильная балетная школа. Тем более, всегда была некоторая миграция мастеров между двумя столицами и распространение творческих приемов.
Кстати, хотела поместить в пост фото молодого Цискаридзе и Улановой в балетном классе на занятиях, но решила воздержаться.
eho_2013
Feb. 21st, 2014 06:30 pm (UTC)
За аплодисменты спасибо.

Квартиру, насколько я помню, ей дали с казенной обстановкой (тогда так было принято - с инвентарными номерочками с тыльной стороны). С течением времени эта обстановка обычно "списывалась" и так и оставалась в распоряжении владельца. Уланова была ей недовольна - мебель, люстры казались слишком помпезными. Но менять что-то кардиально - это силы, время, ненужная суета, оставила как есть.
Конечно, как ведущая актриса она привозила с гастролей из-за границы наряды, но многие вещи ей просто дарили. Художники, к примеру, писали ее портреты не за деньги на заказ, а от восторга...
Ее скромность была прежде всего в том, что она ничего не "выбивала" и не выпрашивала. Как у Булгакова: "Никогда ничего не просите! Сами предложат, сами все дадут".
А в быту она была очень неприхотлива - балерины питаются воздухом и листиком салата.
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

джейн
eho_2013
eho_2013

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com