eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Усадьба Черемушки и печальная судьба художницы Марии Якунчиковой

Черемушки - одно из самых знаменитых московских названий, ставшее своего рода символом панельных новостроек 1950-60 годов. Более того, в некоторых других городах появились свои блочно-панельные Черемушки, поскольку имя стало почти нарицательным.
Между тем, Черемушки - это название подмосковного имения с интересной историей, и даже двух имений: Черемушки-Троицкое и Черемушки-Знаменское. Так два соседних владения, разделенных еще в 20-х годах 17 века, позже стали именовать по названиям возведенных в них церквей, чтобы отличить друг от друга. Тут речь пойдет о Черемушках-Знаменском, усадьбе, которая сохранилась вопреки всем событиям, сметавшим старинные барские дома с лица земли как пылинки.
Черемушки-Знаменское давно вошло в состав Москвы и ныне находится даже не на окраине, а в средней зоне, на улице Большая Черемушкинская.

як.чер
Усадьба Черемушки (главный дом со следами перестройки начала 20 века)

Владели ей разные люди, знатные и не очень: в 1630-х годах дьякон Махов продал свою часть Черемошья думному дьяку Лихачеву,   еще через полвека владельцами имения оказались князья Прозоровские, а в 1720 последняя представительница рода княжна Анастасия Прозоровская вышла замуж за князя Голицына, и почти на 40 лет Черемушки оказались в собственности Голицыных. В 1747 году здесь появилась церковь Знамения Божьей Матери, возведенная предположительно по проекту Растрелли. В авторстве проекта есть некоторые сомнения, но, тем не менее, в 1961 году здание церкви причислили к памятникам архитектуры.

як.церк
Церковь Знамения в Черемушках, современный вид

Поменяв еще пару недолгих владельцев, в 1783 году Черемушки переходят к генерал-майору Сергею Александровичу Меншикову, внуку петровского фаворита, "полудержавного властелина" Александра Даниловича Меншикова. Он приглашает академика архитектуры Ф.К.Х. Вильстера и полностью перестраивает усадьбу. Появляется новый дворец с колоннами в стиле классицизма, регулярный пейзажный парк с аллеями, беседками, павильонами и насыпными горками, огромный, элегантно застроенный конный двор с башенками... Неизменной остается лишь церковь голицынских времен.

як.чер1
Парковый павильон Эрмитаж в Черемушках

Меншиковы владели усадьбой почти сто лет. Правда, в воспоминаниях современников Черемушки фигурировали редко - владельцы не отличались хлебосольством, не принимали у себя "всю Москву", да и сами не так уж часто жили в усадьбе, предпочитая Петербург или иные страны.
В 1870 году, когда после отмены крепостного права дворяне стали разоряться, и начался массовый переход аристократических усадеб в руки купцов, владельцами Черемушек становятся купцы Якунчиковы, богатый и прославленный род московских предпринимателей.
Выходцы из Касимова, Якунчиковы еще в первой четверти 19 века приписались к московскому купечеству, а новый владелец усадьбы Василий Иванович Якунчиков в молодости учился и долго жил в Англии. В.А. Кокорев писал о нем: "...Этот юноша надолго уехал в Англию, восприял там только то, что пригодно для России, и возвратился домой, нисколько не утратив русских чувств и русского направления".

як.отец
Василий Иванович Якунчиков

Коммерческие интересы Василия Якунчикова были разнообразны - он владел Воскресенскими мануфактурами в Нарофоминске, основал кирпичные заводы в Черемушках и Одинцово, по его инициативе в Москве были проложены Петровские линии с пассажами ("Дамское счастье") и создано Товарищество Петровских торговых линий; ему принадлежали доходные жилые дома и фешенебельная гостиница "Ампир" (ныне "Будапешт")... Не менее яркой была и его общественная жизнь. Член Московского совета торговли и мануфактур, выборный московского купечества и Московского биржевого общества, он занимал еще около десятка подобных почетных постов, и очень много времени, сил и денег уделял благотворительности и меценатству. К примеру, он занял видное положение в Комитете по оказанию помощи семьям убитых, умерших от ран и изувеченных воинов Русско-турецкой войны и жертвовал на это немалые средства. В делах благотворительности его поддерживала и жена Зинаида Николаевна, урожденная Мамонтова, сестра Веры Николаевны Третьяковой, супруги создателя знаменитой галереи.

як_Z_N_Mamontova
Зинаида Николаевна Якунчикова, урожденная Мамонтова

Просвещенные люди, Якунчиковы собирали у себя весь цвет московской творческой интеллигенции - композиторов, художников, актеров, составлявших славу русского искусства. Скрябин, Чайковский, Рубинштейны, Левитан, Поленов (женатый на дочери Василия Ивановича Наталье Якунчиковой), Коровин, Серов, Нестеров были в их доме своими людьми. Якунчиковы оказались в числе главных жертвователей на организацию Московской консерватории, были пайщиками Художественного театра, входили в Комитет по строительству Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств им. Пушкина); они помогали художникам и даже приглашали их пожить в своем доме, когда творческим людям была нужна поддержка.

як.Vrubel
Мария Якунчикова, портрет работы Михаила Врубеля

Про детей Василия Якунчикова говорили, что они "ушли в дворянство". Действительно, если сам Василий Иванович, несмотря на все заслуги, всю жизнь числился купцом, то его сын Николай уже имел потомственное дворянство, придворный чин камер-юнкера и служил на дипломатическом посту (атташе российского посольства в Лондоне).
Все дочери Якунчиковых были художественно одарены, но самых больших успехов в живописи добилась Мария Васильевна Якунчикова.

як2
 Мария Якунчикова. Непоправимое

Маше было двенадцать лет, когда ее сестра Наталья вышла замуж за художника Поленова. Бывая в доме сестры в кругу людей, близких художнику, Маша особенно подружилась с сестрой Поленова Еленой. Хотя разница между ними была почти в десять лет, девушки очень привязались друг другу и сохраняли эту привязанность практически до гробовой доски (как ни печально, в прямом смысле этого слова).  Маша и прежде любила рисовать, а новая подруга сумела пробудить в ней серьезный интерес к творчеству.
Заметив тягу дочери к живописи, Якунчиков пригласил к ней хороших преподавателей, а в 15 лет Маша, как вольнослушательница, стала посещать занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

як3
Москва в зимний период. Вид из окна на Среднюю Кисловку

Как художница, Мария формировалась под влиянием Московской школы живописи с ее элегичностью и вниманием к русским мотивам. Именно русский пейзаж стал любимой темой молодой художницы. Ей прочили блестящее будущее...

як11
Вид из окна старого дома. Введенское

Но случилось страшное - в восемнадцать лет Маша заболела, и врачи поставили диагноз: туберкулез. Для конца девятнадцатого века это была практически неизлечимая болезнь. Но никто из близких не мог поверить, что юная девушка обречена...

як14
Недостижимое

Родители приглашали лучших врачей и пользовались любыми средствами, чтобы вылечить дочь. Маше посоветовали поменять климат. Было решено, что отныне она будет жить во Франции и Италии, а в Москву, навестить родных и друзей, станет приезжать только на лето...

як15
Кладбище зимой

Продолжение следует.
Tags: Черемушки, Якунчикова-Вебер, Якунчиковы, живопись, купечество, старая Москва
Subscribe
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1108
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments