
С работами художника Тырсы многие из нас познакомились в раннем детстве, даже не задумываясь, кто нарисовал картинки в любимых книжках. Во многих семьях в личных библиотеках есть довоенные издания Бианки, Жидкова, Каверина, "Республики ШКИД" Пантелеева и Белых с иллюстрациями Николая Тырсы. Впрочем, и после войны вплоть до наших дней книги часто переиздавали именно в этом оформлении.


Иллюстрация к "Снежной книге" В. Бианки
Но милые зверюшки, как и вообще книжная графика, были не самым важным направлением в творчестве художника.
Николай Тырса, сын казака, офицера Кубанского казачьего войска, любил рисовать с детства. В 1905 году Николай поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Петербургской Академии художеств и с перерывами учился там до 1909 года (курс он, правда, так и не закончил). Одновременно посещал занятия в частной художественной школе Званцевой в классе Бакста и Добужинского. Учителя так много дали Тырсе как художнику, что он всю жизнь считал себя продолжателем традиций "Мира искусства". С 1915 года он стал принимать участие в художественных выставках объединения.
Интерьер церкви Николы Мокрого в Ярославле
Начиная с 1909 года Тырса неоднократно выезжал в творческие поездки для изучения и реставрации старинных росписей в Ферапонтовом монастыре, церквях Новгорода, Ярославля и других городов. В 1911 году Рерих пригласил начинающего художника в помощники, получив заказ на художественное оформление церкви в Талашкино под Смоленском, в имении известной меценатки княгини Марии Тенишевой.
Церковь Святого Духа в Талашкино, образ Спаса (Николай Рерих и Николай Тырса)
Работа над церковными росписями помогла Тырсе и в декоративных работах на вполне светские сюжеты. К примеру, он вместе с двумя другими художниками в 1915 году расписывал перестроенные помещения в Юсуповском дворце в Петрограде. Но громкое имя ему сделали другие работы - с 1914 года он стал выставлять картины и этюды с обнаженными натурщицами, пользовавшиеся большим успехом у публики и благосклонно замеченные критикой.
В 1916 году Николай Тырса был призван на фронт. Служил он в автомобильном батальоне и как многие солдаты Первой мировой был "разагитирован". Несмотря на то, что художник уже приближался к 30-летию, он вступил в "Союз молодежи" и стал активно заниматься политикой. После Февраля 1917 года он организовал левое художественное объединение "Свобода искусству", а после Октября стал одним из отцов-основателей ВХУТЕМАСа. В 1918 году Тырсе было поручено праздничное оформление Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции. Его панно и лозунги украшали Невский проспект.
Эскиз панно "Сеятель" для городского оформления, 1918 год. (Не это ли панно пытался воспроизвести Остап Бендер, выдавая себя за выпускника ВХУТЕМАСа?)
В первой половине 1920-х годов Тырса много занимался общественной деятельностью, организовывал новые художественные группы и объединения, выставлял свои работы вместе с другими советскими художниками в Берлине. Но в середине 1920-х Николай Тырса отступает, видимо сознательно, с первых позиций. Он занимается книжной иллюстрацией, прежде всего - детской, преподает на художественных курсах и в вузах...
Его картины в тот период как правило лишены избыточной идеологической составляющей, столь востребованной советской властью, и пишутся скорее всего для себя и друзей.
В 1927-28 году Тырса выполнил серию графических портретов Анны Ахматовой.
Подробнее эта серия представлена тут:http://eho-2013.livejournal.com/313689.html
Работы 1930-х годов написаны словно вне времени, поэтому они и сейчас кажутся удивительно современными. Близкие художнику люди, красивые женщины, дети, лирические пейзажи, натюрморты с цветами...
Портрет Анны

Сима в кресле
Два горшка с цветами
Спящая девочка
Цветы на полосатом фоне

Любовники
За чтением
Мойка у Синего моста
Занимался Тырса и рекламой, и промышленным дизайном, и художественным стеклом...
Рекламный плакат
Художественное стекло
Может быть, благодаря своей позиции Николай Тырса, не добивавшийся высокого положения и громкой славы, не пострадал в роковые 1930-е годы. Правда, в самый опасный период после 1937 года он счел за лучшее оставить любимый Ленинград и на 2 года переехал в Киев, где занимался преподавательской работой. В 1939 году он стал одним из организаторов "Боевого карандаша", но на этом поприще проявил себя не так ярко. В это время Николай Андреевич занимался более интересным для себя делом - иллюстрировал произведения классиков русской литературы: Пушкина, Льва Толстого. Перед самой войной выполнил ряд иллюстраций к произведениям Лермонтова. В 1940 году он стал членом Ученого совета Русского музея, уделяя много времени научной работе.
"Пиковая дама", 1936
"Анна Каренина", 1939
15 июня 1941 года в Ленинграде открылась персональная выставка Н.А. Тырсы, которая должна была стать событием художественной жизни города. Но на пороге уже стояла война...
Блокаду Николай Тырса не пережил. В начале 1942 года его, уже умирающего, вывезли из Ленинграда, но, покинув свой город, через 12 дней художник скончался в Вологде.
Тревога
Journal information