Новая сказка. 1891
В 1894-1895 годах Богданов-Бельский под руководством Репина совершенствовал в Академии художеств свои творческие навыки, вынесенные из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Но у него был и большой интерес к современным течениям живописи, популярным в Европе. Удачно продав картину "Воскресные чтения в сельской школе" и несколько других работ, он уезжает в Париж, Мекку художников. Там Николай Петрович занимается в частных студиях Кармона и Каларосси и изучает европейское искусство. Потом он переезжает в Мюнхен, и наконец в Италию. Этот опыт обогатил палитру художника; многие исследователи считают, что его краски после европейского путешествия стали ярче, а живопись - импрессионистичнее.
Мальчик со скрипкой. 1897
Между тем, имя художника на родине становится все более и более громким. Вернувшись, он получает множество заказов, прежде всего - на портреты. Заказчики состоятельные - и знаменитости, и аристократы, и члены царского семейства, и даже сам государь мечтают получить портрет кисти Богданова-Бельского... Он работает, почти никому не отказывая.
Портрет княгини Марии Абамелек-Лазаревой, 1900-е годы (подробнее об этом портрете: http://eho-2013.livejournal.com/142074.html)
Дама с розами, 1900-е годы
Портрет князя А.К. Горчакова. 1904
Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе
Со временем у знакомых стало возникать ощущение, что Богданова-Бельского знает весь Петербург. Когда он проходил по Невскому, то непрестанно с кем-то раскланивался и здоровался. Это были заказчики и покупатели его картин и портретов...
Но все же Богданов-Бельский больше любил не столицу с ее шумом и блеском, а родные места в Бельском уезде. Он устроил себе мастерскую в селе Татево, неподалеку от школы Рачинского, и подолгу жил здесь, не только выполняя заказы, но и занимаясь творчеством "для себя"... А главной его темой были и оставались деревенские ребятишки.
Портрет девочки. 1900-е года
Талант и поклонник. 1910
Крестьянские мальчики. 1910
«Я так много лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».
Деревенские друзья. 1912-1913
Картины художника регулярно приобретаются прямо с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится передвижником, участвует в выставках Товарищества передвижников вплоть до 1918 года, и во множестве других выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба».
В 1903 году Николай Петрович Богданов-Бельский за творческие заслуги избран в академики живописи. Ему всего 35 лет, и главное в жизни еще впереди... Он продолжает напряженно работать, и в 1914 году, в 46 лет, становится действительным членом Академии художеств.
Визитеры. 1913
За книжкой. 1915
Порой его картины отличаются модной в начале 20 века социальной тематикой. Например, полотно "Новые хозяева": патриархальное семейство разбогатевших крестьян, выкупивших дворянскую усадьбу у разорившихся владельцев, устроило чаепитие в гостиной, обживая новый дом.
Новые хозяева. 1914
Но начинается война, а следом за ней революция. Богданов-Бельский поначалу принимает изменения в стране, хотя его жизнь, налаженная ценой большого труда, практически рушится.
На полотне 1918 года мы видим вроде бы привычную картину - деревенских детей. Но сразу становится понятно, что детей окружают вещи, награбленные в помещичьей усадьбе - пианино, резное кресло, зеркальный шкаф красного дерева... На полу стоит грубая корзина, куда кое-как свалено "добро" - серебро и дорогой фарфор вперемешку с бутылками вина, а расписная чашечка с позолотой из барского сервиза уже валяется на полу, разбитая... И дети увлеченно бренчат по клавишам инструмента, который стал теперь "ихним"...
У пианино. 1918
Гражданская война, всеобщая жестокость, голод, вымоленные у новой власти пайки с пшенкой и ржавой селедкой, травля "старорежимных" художников... Все это делало жизнь невыносимой. В 1921 году по приглашению своего друга художника Сергея Виноградова Богданов-Бельский переезжает в "буржуазную" Ригу. Его здесь знают, помнят. Директор Художественного музея Пурвит, выпускник Петербургской академии художеств, помогает Богданову провести персональную выставку. Она имеет успех... Жизнь "эмигранта поневоле" начинает налаживаться. Главным подспорьем для него по-прежнему остаются заказные портреты, а живописью для души - портреты деревенских детей. И дети России, которых художник пишет по воспоминаниям, и латышские дети появляются на его полотнах. Богданов-Бельский выполняет знаменитую серию работ "Дети Латгалии".
Латгальские девочки. 1920-е годы
Юный музыкант. 1920-е годы
Бывший защитник родины. 1924
Первое время художник старался сохранить связь с родиной и даже принял участие в выставке советских художников в Америке в 1924 году. Но родина все сильнее отгораживается от мира, железный занавес становится все прочнее... Богданов-Бельский признан во всем мире, у него регулярно проходят персональные выставки - в Париже, в Праге, Нью-Йорке, Амстердаме, Берлине, Белграде, в других городах, и конечно же, неоднократно в Риге, ставшей вторым домом... Но не в Ленинграде и не в Москве...
Весна. Портрет госпожи Баумане
Натюрморт с хризантемами. 1924
В 1928 году Н.П. Богданов-Бельский отмечает 60-летие. Множество поздравлений со всех концов света, и особенно приятное - от Репина из финской Куоккалы... Но не от советского правительства.
В гостях. 1930-е годы
В 1940 году Латвия вошла в состав СССР, и Богданов-Бельский стал мечтать о возвращении на художественные площадки своей страны. Весной 1941 года он послал на выставку в Москву картину "Пастушок Прошка", надеясь, что тема деревенской детворы как всегда найдет своих почитателей в России.
В школу. 1941
Но вскоре началась война, Латвию быстро оккупировали немецкие войска, и это стало страшным ударом для пожилого художника. Ему было уже за семьдесят, бороться с бедами и невзгодами становилось все сложнее... Сразу кончились силы, ушло вдохновение, навалились болезни. Когда Николаю Петровичу потребовалась сложная операция, сделать ее было негде, кроме как в немецкой клинике. Жена увозит тяжелобольного художника для лечения в Берлин, откуда в условиях войны вернуться в Латвию уже не получилось - советские войска перешли в наступление. 19 февраля 1945 года Богданов-Бельский умирает в Берлине во время бомбежки...
В церкви. 1939
Journal information