Осень. 1912
Исаак Бродский родился в 1884 году в селе Софиевка под Бердянском. Его отец занимался торговлей и имел земельные владения, и семья считалась если не богатой, то достаточно обеспеченной. Родители мечтали дать сыну хорошее образование и увидеть его преуспевающим архитектором. Ради этого мальчика отдали в Одесское художественное училище. Но он после шести лет обучения решил стать профессиональным художником... Провинциального юношу приняли в Петербургскую академию художеств (это к вопросу о страшной "черте оседлости" и недоступности образования для еврейской молодежи). Пять лет Исаак учился у Репина, а в 1909-1911 годах на средства Академии стажировался во Франции, Германии, Испании и Италии...
Италия. 1911
Портрет жены Л.М. Бродской на террасе. 1908
Молодого, обаятельного художника коллеги любили. Он был близок и к передвижникам, и Обществу им. Куинджи, и к "Миру искусства", и к другим художественным объединениям. И выставлял свои работы на всех вернисажах, которые проводились этими объединениями. В работах Бродского видели большой талант и сулили ему блестящее будущее...
Церковь. 1908
К весне. 1906
Александр Боровский, искусствовед, говорил о Бродском : "Он делал изумительно красивые пейзажи и портреты, в общем плане их можно назвать символистскими, в плане эстетическом - такими гобеленными. Это типичное ар-нуво и с... как сказать... арт-декошные моменты были предвидены Бродским. Очень хорошее салонное, но, в то же время, выразительное, яркое и очень профессиональное искусство. Салонно-академическое плюс элементы даже неких авангардных веяний символистских того времени. Недаром антиквары ценили и тогда и сейчас, Бродский - очень дорогой художник".
На даче. 1906
Поздняя осень. 1907
Оттепель. 1910
Сказка. 1911
Автопортрет с дочерью. 1911
Ледоход во Пскове. 1913
Опавшие листья. 1915
Портрет З.С. Штильман. 1916
Новолуние. 1917
Приходит 1917 год, и вихрем сметает старую жизнь... Бродский пишет портрет Керенского, как тогда казалось - нового вождя нации.
"Вождь" продержался у власти недолго, но сама идея занять место "нового придворного живописца" показалась Бродскому интересной. После Октября 1917 года портреты вождей становятся основным направлением его творчества.
"Безусловно, он был салонным художником, его мастерская представляла собой модный салон. Если бы не революция, Бродский с годами стал бы успешным, хорошо продаваемым художником - таким, как Константин Маковский или Генрих Семирадский. Но революция решительно поменяла соотношение сил в художественном мире России. Частные заказы почти прекратились. Единственным заказчиком стало государство. Художник, не имевший былых заслуг перед революцией, вынужден доказывать свою необходимость власти здесь и сейчас - своим мастерством и идеологическим соответствием духу времени. Бродскому это удается. Уже в годы Гражданской войны он рисует Ленина и становится официальным хроникером Второго конгресса Коминтерна", - писал искусствовед Аркадий Ипполитов.
Об этом же говорит и Александр Боровский: "Специалист в области искусства самого высокого класса. У Бродского нет политических убеждений. Надо писать Ленина - вот вам Ленин, Троцкого - Троцкий. И постепенно оказывается - отсутствие политических принципов не отталкивает новую власть, а,наоборот - притягивает. Власть заказывает, художник - делает".
Ленин и манифестация. 1919
Корней Чуковский, встречавшийся с Бродским в 1926 году, отметил в дневнике: «… Я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“. ...И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.
Сам Бродский очень мил. …Чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. … Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица. ….»
Одна из версий "Расстрела 26 бакинских комиссаров"
"У Исаака Израилевича Бродского было удивительное такое качество - он всегда нравился начальству, особенно коммунистическому. Не был исключением и Сергей Миронович Киров. Когда-то Бродский для Бакинского совета написал знаменитую свою картину «Расстрел двадцати шести бакинских комиссаров», азербайджанскую коммунистическую организацию тогда возглавлял как раз Сергей Миронович. С 1926 года Киров начальствует над Ленинградом, он тесно общается с Бродским и издает особое распоряжение - предоставить художнику Бродскому под мастерскую помещение, которое находилось над его жилой квартирой. В этом огромном для тогдашнего Ленинграда помещении Бродский пишет портреты руководителей государства и многофигурные композиции, связанные прежде всего с историко-революционными сюжетами, с образом Ленина. Здесь на огромном подрамнике стояла картина, он намечал основные контуры, а потом уже его помощники - Вещилов и Спирин - разрабатывали техническую сторону дела", - рассказывал историк Лев Лурье.
Новая власть осыпала Бродского благами: великолепная квартира в историческом центре Ленинграда, рядом с ней мастерская, высокие посты - сначала профессор, а потом и директор Академии художеств, связи, спецраспределители... Считалось, что он может решить любой вопрос.
Но работы, далекие от "историко-революционной тематики", становились у художника все более редкими и представляли собой порой авторские повторы старого...
Опавшие листья. 1929 (повтор картины 1915 года)
"Имя Бродского становится нарицательным. В ленинградской художественной среде 1920-х так называют художников, живущих по принципу: «Чего изволите?». Это не в традициях русского искусства, которые сформированы романтиками, эстетические и этические убеждения для них святы. В 1930-е Бродский как-то пригласил на обед гонимого властью, вечно нуждающегося Павла Филонова. Хотя для Филонова эта встреча могла быть весьма полезна в житейском плане, да и к Бродскому он относился лучше, чем большинство его коллег, в гости он не пошел - постыдился", - рассказывал Лурье.
Портрет Иосифа Сталина. 1933
Скончался Исаак Бродский в 1939 году, в зените славы. В его квартире был устроен мемориальный музей, а одна из улиц Ленинграда получила его имя и называлась так до начала 1990-х годов. Но что возникает в памяти при упоминании его имени? Скорее всего вот эта работа 1930-го года:
Реализм почти фотографический. И лысина вождя написана чрезвычайно убедительно.
Journal information