Например, дом № 7.
Внушительное здание. Постройка явно 19 века... Можно предположить что у дома есть своя интересная история.
И она, конечно же, есть, тем более, что центральная часть многократно перестроенного здания относится на самом дела к веку 18. Здесь был дворец, которым владели сыновья одного из знаменитых братьев Орловых, приведших на престол императрицу Екатерину II, Федора Орлова. Но от того здания сохранилось немного. В 1880 году дом, побывавший в разных руках, перешел к богатому нефтепромышленнику Г.М. Лианозову, который решил полностью его переделать. Дом был надстроен, фасад со всей отделкой полностью изменен, появились боковые крылья. Руководил перестройкой архитектор И.П. Херодинов, не слишком популярный в Москве. Впрочем, дом Лианозова ему, как считается, удался.
И вот пришел 20 век, и в жизни старого дом начались самые важные события.
Большой любитель искусства и одновременно выгодных коммерческих проектов, Лианозов решил заняться модной и фантастически выгодной новинкой - синематографом. Степан Георгиевич учредил фирму "Биохром" и вознамерился снимать фильмы. Конечно, он вложился в нее своими деньгами, но постарался привлечь и состоятельных акционеров, связанных с искусством, суля им баснословные барыши.
Актриса Мария Андреева. Портрет кисти Ильи Репина
В качестве соучредителей фирмы со своим паем Лианозов привлек актрису Андрееву и певца Шаляпина. Намеревался и Горького подтянуть, действуя все через ту же Андрееву. Она писала Горькому: "Сейчас мы ищем денег, нужно тысяч двадцать предварительно, чтобы заплатить нотариусу за наш договор, за общий договор со всеми вкладчиками и чтобы внести первый взнос Лианозову. Эти двадцать тысяч рублей мы тотчас же вернем из тех девяносто тысяч рублей, которые нам дает "Биохром"... Дело, как видишь, затеяно большое. Если оно удастся, целая периферия окраинных синематографов, да и не только в Москве, а во многих местах, обеспечена".
Однако, профессионально снимать фильмы оказалось не так-то просто, и в 1917 году Лианозов предоставил свой дом в Малом Гнездниковском Чибрарио де Годену, представителю кинофирмы "Транс-Атлантик", для устройства киностудии... И только все устроили - ба-бах, революция, победа советской власти, 1918 год и конфискация всех частных киностудий Москвы... "Транс-Атлантик" выгнали вон, а в здании разместили кинофотоотдел при Наркомпроссе, потом Совкино, потом Министерство кинематографии... Так киношники и владеют особняком до наших дней, меняя лишь вывески на воротах.
В советские времена (в 1925 году) особняк был снова надстроен. и на здании появился странный герб, в котором любители тайн усматривают нечто масонское... Считается, что это пролетарий с кувалдой в одной руке и катушкой пленки в другой.
В советские же времена, когда любимым занятием краеведов было выискивание ленинских мест, это здание тоже причислили к святым адресам. Ильич, интересовавшийся кинематографом, приезжал сюда в конце 1919 года дать указания.
Его заветы были отражены в "Директивах" по киноделу: требовалось выпускать "увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно без похабщины и контрреволюции) и... под фирмой "из жизни народов всех стран" картины специально пропагандистского содержания"...
Ну и конечно же, их следовало "давать на проверку старым марксистам и литераторам..."
Постепенно аппарат кино-чиновников так разросся, что им стало тесно, и в 1969 году к старому зданию вынуждены были пристроить новое, выходящее в Большой Гнездниковский переулок.
Journal information