eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Category:

Императорские драгоценности: репортаж с френдленты

Не хотела отвлекаться на другие темы, пока не выложу все части своего поста про Александра Гучкова, но все-таки не удержалась.

В Алмазном фонде бывали многие, и альбомы с фотографиями царских венцов и украшений тоже не редкость, но далеко не всегда снимки бывают удачными. А ведь так интересно бросить взгляд на то, что уцелело от российской Атлантиды... Это больше, чем драгоценности, больше, чем шедевры ювелирного мастерства, и даже больше, чем символы власти.

Оригинал взят у banallex в Императорские драгоценности

Императорские драгоценности из алмазного фонда России







ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ
Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см. 1762 год





При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото - «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Георгом Экартом была выполнена новая держава.

Держава в виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью на невысоком профилированном основании производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды были взяты прямо с платья Екатерины.

В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид. Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.








БОЛЬШАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА





Изготовлена в 1762 году для коронации императрицы Екатерины Великой придворными ювелирами Георгом Экартом и Иеремией Позье. В короне 4 936 бриллиантов (общим весом в 2 858 каратов) и 75 жемчужин. Венчает самую дорогую корону на свете красная шпинель, равной которой нет в мире. Приобретённый в 1676 году у китайского императора Канси, этот камень долгое время ошибочно считался рубином.
В фильме «Неуловимые мстители: корона Российской Империи» действие разворачивается именно вокруг этой регалии. В реальности бриллиантам короны тоже пришлось попутешествовать. Около 30 лет камни провели в Ирландии, куда попали сразу после русской революции в качестве залога за финансовую поддержку большевиков от дружественных ирландских республиканцев.





В. Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена»


МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Бриллианты, серебро. Высота с крестом 13 см. 1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль
Была изготовлена братьями Дюваль для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны


Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730-1731 г. мастер Готлиб Вильгельм Данкель.




Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный каркас короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же, как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.







Генрих Бухгольц (1735-1781). Портрет императрицы Анны Иоанновны



БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ
Бриллианты, серебро. Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см. 1750-е годы
Мастер И. Позье. Этой пряжкой скреплялись в дни торжеств коронационные мантии, подбитые горностаем


ШАПКА АЛМАЗНАЯ
Золото, серебро, драгоценные камни. 1682 - 1687. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу


Шапка Алтабасная (Сибирская). 1684. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу


ШАПКА МОНОМАХА



Самая знаменитая из всех царственных головных уборов русских царей - Шапка Мономаха. В этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось, а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке».
Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником - золотоордынским Узбек-ханом.
Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (1053 - 1125), но по традиции называют ее именно так.
По ее подобию изготавливались и другие шапки - венцы.




Венец "Большой наряд". Астраханская шапка. 1627. Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля



Астраханской шапкой она названа потому, что к правлению первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича было завершено покорение Астраханского ханства и состоялось водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю был открыт. Этот венец присутствует и на гербе Астрахани.




НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ
Золото, серебро, эмаль, алмазы 8 х 4,5 см Начало XVIII века.



Нагрудные знаки с миниатюрой Петра I являлись личными пожалованиями царя и считались высшей наградой за заслуги перед государством.





БРАСЛЕТ с портретом Александра I под плоским алмазом.



Это самый крупный из портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире. Камень редкой красоты и чистоты.





Знаки ордена Андрея Первозванного - косой крест с изображением распятого св. Андрея и звезда, которую носили на груди слева

Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801


УКРАШЕНИЕ ОРДЕНСКОЙ ШЛЯПЫ
Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века.
Полукружье с крестом являлось одним из знаков ордена св. Екатерины


«Золотое руно» - старейший испанский орден, учреждён в 1429 году.
Золото, бриллианты, серебро, топазы. 6,2 х 6,2 см Середина XIX века


МЕДАЛЬОН С ИЗУМРУДОМ
Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты. Середина XIX века







В прошлом значительное участие в создании Алмазного Фонда принял придворный ювелир Иеремия Позье, работавший для Елизаветы Петровны и Екатерины Великой - двух заядлых коллекционерок. Для Елизаветы он создал серию букетов из цветных бразильских бриллиантов, изумрудов, жемчуга, хрусталя и золота.





«БОЛЬШОЙ БУКЕТ»
Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.
Служил украшением корсажа парадного платья. Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны


Парюра диадема-бандо и серьги. Бриллианты, золото, серебро, эмаль. 1750-е годы


БУКЕТ НАРЦИССОВ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века.
Украшение для корсажа дамского платья



1750-е гг. Эгрет - украшение для причёски или шляпы


ПОРТБУКЕТ. Бриллианты, золото, серебро, эмаль. 13,5 х 8 см. Около 1770 года



Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки. Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.





ТУРМАЛИН розовый, золото, эмаль. 4 х 2,7 х 2,3 см



Редкий по красоте и цвету камень весом около 255 каратов, вероятно, вывезенный из Бирмы, необычно огранён в форме виноградной грозди. Турмалин был подарен императрице Екатерине II шведским королём Густавом III в 1777 году




ШЛЯПКА КУКЛЫ ПАНДОРЫ
Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль. 8 х 6,5 х 4 см. 1770-е годы



Эта шляпка - миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами).
В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям - разорение.






Парюра БАНТ-СКЛАВАЖ и СЕРЬГИ императрицы Екатерины II.
Серебро, бриллианты, шпинели, золото. 11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер

БРОШЬ «Цейлонский сапфир». Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в.
260 карат, исключительной чистоты и яркости камень



«Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии Александровне.




ЧУБУК


Брошь в виде банта. Середина 18 века. Бриллианты. Вес 155 г






ИЗУМРУД - таблица глубокого темно-зеленого фона с синеватым надцветом. Ее вес - 136,25 карата. С редкой чистотой «Изумрудной таблицы» не может соперничать ни один камень мира. Но ни одна строчка архива не раскрывает его прошлого, как и имени мастера изящной броши с бриллиантами, в которую он вставлен. Известно лишь, что брошь изготовлена в начале XIX века для Великого князя Константина Павловича, сына Павла I.




ХРИЗОЛИТ вес 192,6 карата

БРИЛЛИАНТ «ШАХ»



88-каратный камень желтоватого отлива, найденный в реке, он сохранил свою изначальную форму: лишь некоторые грани его отшлифованы. На нем написаны с помощью резьбы и алмазного порошка имена трех его первых владельцев - восточных властителей.
В 1824 году его привезли Николаю I из Персии, чтобы откупиться за убийство дипломата, великого автора «Горя от ума» А.С. Грибоедова…




АЛМАЗ «ОРЛОВ»



По од­ной вер­сии, это один из боль­ших оскол­ков кам­ня «Ве­ли­кий Мо­гол», первоначально весившего 400 каратов, после огранки - 189 каратов. Как гла­сит пре­да­ние, ал­маз дол­гое вре­мя был тре­тьим гла­зом (на­хо­дил­ся меж­ду бро­вей) у ста­туи Бра­мы в хра­ме Се­рин­га­па­та­ма. Сле­ды зна­ме­ни­то­го ал­ма­за за­те­ря­лись до то­го вре­ме­ни, по­ка он не ока­зал­ся в ру­ках ар­мян­ско­го куп­ца Гри­го­рия Саф­ра­са.
В 1767 го­ду он по­ло­жил ал­маз в Ам­стер­дам­ский банк, а через пять лет про­дал ка­мень за 125 000 руб­лей пле­мян­ни­ку сво­ей же­ны, при­двор­но­му юве­ли­ру Ива­ну Ла­за­ре­ву, а тот пе­ре­про­дал его гра­фу Г.Г. Ор­ло­ву уже за че­ты­ре­ста ты­сяч руб­лей, по­жиз­нен­ную пен­сию в раз­ме­ре двух ты­сяч руб­лей и дво­рян­скую гра­мо­ту.





Гри­го­рий Ор­лов. Ан­дрей Ива­но­вич Чер­ный



Г.Г. Ор­лов в на­деж­де вер­нуть рас­по­ло­же­ние Ека­те­ри­ны II в день ее име­нин 24 но­яб­ря 1773 го­да (по ст. ст.) по­да­рил им­пе­ра­три­це драго­цен­ный брил­ли­ант. Князь фон Сольмс, прус­ский по­сол в Рос­сии, в 1773 го­ду до­но­сил сво­е­му им­пе­ра­то­ру о тор­же­ствах: «Сре­ди по­дар­ков, пре­под­не­сен­ных ца­ри­це, мож­но бы­ло ви­деть и изу­ми­тель­ный по кра­со­те круп­ный ал­маз, по­да­рок гра­фа Гри­го­рия Ор­ло­ва».




Портрет Екатерины II. Иван Петрович Аргунов.

Госхран. Императорские драгоценности. 1923 г.



В 70-е годы прошлого века в Госхране появилась ювелирная лаборатория. В скучные 1970-е, когда наши женщины носили штампованные «печатки», кольца с огромными искусственными камнями и такие же убогие серьги в виде ромбиков, квадратиков и «тюльпанов», здесь художники творили чудеса, создавали произведения искусства и воссоздавали драгоценные украшения, утраченные в лихолетье революции и гражданской войны.




ДИАДЕМА «РУССКАЯ КРАСАВИЦА» 1987 год
Платина, 1000 бриллиантов, 25 крупных каплевидных жемчужин


ДИАДЕМА «РУССКОЕ ПОЛЕ»
Золото, серебро, бриллианты, розы. Мастер В. Николаев. 70-е годы ХХ века


УКРАШЕНИЕ «Бриллиантовая роза».
Бриллианты, платина 10 х 15 см; 222, 11 г 1974 год. Художник В. Николаев Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин




liveinternet.ru
Tags: Алмазный фонд, Дом Романовых, драгоценности, императорская корона, история России
Subscribe
Buy for 40 tokens
Peter, Paul and Mary was an American folk group formed in 1961. Питер , Пол и Мэри — фолк -трио. Группа создалась в 1961 г. Peter, Paul and Mary was an American folk group … Постойте, а почему вспомогательный глагол to be (в форме прошедшего времени was…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments