В Алмазном фонде бывали многие, и альбомы с фотографиями царских венцов и украшений тоже не редкость, но далеко не всегда снимки бывают удачными. А ведь так интересно бросить взгляд на то, что уцелело от российской Атлантиды... Это больше, чем драгоценности, больше, чем шедевры ювелирного мастерства, и даже больше, чем символы власти.
Оригинал взят у banallex в Императорские драгоценности
Императорские драгоценности из алмазного фонда России
ДЕРЖАВА ИМПЕРАТОРСКАЯ
Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см. 1762 год
При подготовке к коронации Екатерины II только за две недели до знаменательного события вспомнили о державе, и тут выяснилось, что драгоценные камни с державы императрицы Елизаветы Петровны давно сняты, а золото - «пущено в дело». В необычайно короткий срок придворным ювелиром Георгом Экартом была выполнена новая держава.
Держава в виде небольшого шара с безукоризненно отполированной золотой поверхностью на невысоком профилированном основании производила впечатление роскошного изделия благодаря усыпанным бриллиантами пояску и полуобручу с крестом наверху. Эти бриллиантовые гирлянды были взяты прямо с платья Екатерины.
В начале 70-х годов XVIII века держава была украшена двумя камнями, изменившими её общий вид. Между ажурным бриллиантовым крестом и полуобручем был помещён в окружении бриллиантов огромный сапфир весом 200 каратов, а на месте соединения полуобруча с пояском – крупный алмаз весом 46,92 карата, совершенно чистый камень с синеватым отливом.
БОЛЬШАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Изготовлена в 1762 году для коронации императрицы Екатерины Великой придворными ювелирами Георгом Экартом и Иеремией Позье. В короне 4 936 бриллиантов (общим весом в 2 858 каратов) и 75 жемчужин. Венчает самую дорогую корону на свете красная шпинель, равной которой нет в мире. Приобретённый в 1676 году у китайского императора Канси, этот камень долгое время ошибочно считался рубином.
В фильме «Неуловимые мстители: корона Российской Империи» действие разворачивается именно вокруг этой регалии. В реальности бриллиантам короны тоже пришлось попутешествовать. Около 30 лет камни провели в Ирландии, куда попали сразу после русской революции в качестве залога за финансовую поддержку большевиков от дружественных ирландских республиканцев.
В. Боровиковский. «Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена»
МАЛАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ КОРОНА
Бриллианты, серебро. Высота с крестом 13 см. 1801 год. Мастера Я. Дюваль и Ж. Дюваль
Была изготовлена братьями Дюваль для коронации императрицы Елизаветы Алексеевны
Корона российской императрицы Анны Иоанновны 1730-1731 г. мастер Готлиб Вильгельм Данкель.
Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный каркас короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же, как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.
Генрих Бухгольц (1735-1781). Портрет императрицы Анны Иоанновны
БОЛЬШАЯ ПРЯЖКА-АГРАФ
Бриллианты, серебро. Длина 25 см, ширина от 8 до 11 см. 1750-е годы
Мастер И. Позье. Этой пряжкой скреплялись в дни торжеств коронационные мантии, подбитые горностаем
ШАПКА АЛМАЗНАЯ
Золото, серебро, драгоценные камни. 1682 - 1687. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу
Шапка Алтабасная (Сибирская). 1684. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу
ШАПКА МОНОМАХА
Самая знаменитая из всех царственных головных уборов русских царей - Шапка Мономаха. В этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось, а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке».
Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником - золотоордынским Узбек-ханом.
Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (1053 - 1125), но по традиции называют ее именно так.
По ее подобию изготавливались и другие шапки - венцы.
Венец "Большой наряд". Астраханская шапка. 1627. Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля
Астраханской шапкой она названа потому, что к правлению первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича было завершено покорение Астраханского ханства и состоялось водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю был открыт. Этот венец присутствует и на гербе Астрахани.
НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ
Золото, серебро, эмаль, алмазы 8 х 4,5 см Начало XVIII века.
Нагрудные знаки с миниатюрой Петра I являлись личными пожалованиями царя и считались высшей наградой за заслуги перед государством.
БРАСЛЕТ с портретом Александра I под плоским алмазом.
Это самый крупный из портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире. Камень редкой красоты и чистоты.
Знаки ордена Андрея Первозванного - косой крест с изображением распятого св. Андрея и звезда, которую носили на груди слева
Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми. 1801
УКРАШЕНИЕ ОРДЕНСКОЙ ШЛЯПЫ
Бриллианты, рубины, золото, серебро 8,5 х 8,5 см Конец XVIII века.
Полукружье с крестом являлось одним из знаков ордена св. Екатерины
«Золотое руно» - старейший испанский орден, учреждён в 1429 году.
Золото, бриллианты, серебро, топазы. 6,2 х 6,2 см Середина XIX века
МЕДАЛЬОН С ИЗУМРУДОМ
Золото,серебро, изумруд в 250 карат, бриллианты. Середина XIX века
В прошлом значительное участие в создании Алмазного Фонда принял придворный ювелир Иеремия Позье, работавший для Елизаветы Петровны и Екатерины Великой - двух заядлых коллекционерок. Для Елизаветы он создал серию букетов из цветных бразильских бриллиантов, изумрудов, жемчуга, хрусталя и золота.
«БОЛЬШОЙ БУКЕТ»
Бриллианты, изумруды, золото, серебро 16 х 21 см Около 1760 г.
Служил украшением корсажа парадного платья. Впервые он украсил туалет императрицы Елизаветы Петровны
Парюра диадема-бандо и серьги. Бриллианты, золото, серебро, эмаль. 1750-е годы
БУКЕТ НАРЦИССОВ
Бриллианты, золото, серебро, эмаль 18,8 х 8,5 см Вторая половина XVIII века.
Украшение для корсажа дамского платья
1750-е гг. Эгрет - украшение для причёски или шляпы
ПОРТБУКЕТ. Бриллианты, золото, серебро, эмаль. 13,5 х 8 см. Около 1770 года
Портбукет прикреплялся к корсажу при помощи широкой шпильки. Полый изнутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов.
ТУРМАЛИН розовый, золото, эмаль. 4 х 2,7 х 2,3 см
Редкий по красоте и цвету камень весом около 255 каратов, вероятно, вывезенный из Бирмы, необычно огранён в форме виноградной грозди. Турмалин был подарен императрице Екатерине II шведским королём Густавом III в 1777 году
ШЛЯПКА КУКЛЫ ПАНДОРЫ
Бриллианты, изумруды, рубины, золото, серебро, эмаль. 8 х 6,5 х 4 см. 1770-е годы
Эта шляпка - миниатюрный образец дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами» (разорительницами).
В древнегреческой мифологии существует предание о том, как боги создали красавицу Пандору, чтобы отомстить разгневавшим их людям. Гефест слепил её из лучшей глины, а Афина одела в роскошное серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, красавица должна была принести людям несчастье, соблазны и разорение. Так оно и случилось. Бальные одеяния XVIII века порой стоили целого состояния. Кукла Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям - разорение.
Парюра БАНТ-СКЛАВАЖ и СЕРЬГИ императрицы Екатерины II.
Серебро, бриллианты, шпинели, золото. 11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер
БРОШЬ «Цейлонский сапфир». Бриллианты, Цейлонский сапфир. Сер. 19 в.
260 карат, исключительной чистоты и яркости камень
«Цейлонский сапфир» в 1862 году приобрел Александр II на Всемирной выставке в Лондоне в качестве подарка супруге – императрице Марии Александровне.
ЧУБУК
Брошь в виде банта. Середина 18 века. Бриллианты. Вес 155 г
ИЗУМРУД - таблица глубокого темно-зеленого фона с синеватым надцветом. Ее вес - 136,25 карата. С редкой чистотой «Изумрудной таблицы» не может соперничать ни один камень мира. Но ни одна строчка архива не раскрывает его прошлого, как и имени мастера изящной броши с бриллиантами, в которую он вставлен. Известно лишь, что брошь изготовлена в начале XIX века для Великого князя Константина Павловича, сына Павла I.
ХРИЗОЛИТ вес 192,6 карата
БРИЛЛИАНТ «ШАХ»
88-каратный камень желтоватого отлива, найденный в реке, он сохранил свою изначальную форму: лишь некоторые грани его отшлифованы. На нем написаны с помощью резьбы и алмазного порошка имена трех его первых владельцев - восточных властителей.
В 1824 году его привезли Николаю I из Персии, чтобы откупиться за убийство дипломата, великого автора «Горя от ума» А.С. Грибоедова…
АЛМАЗ «ОРЛОВ»
По одной версии, это один из больших осколков камня «Великий Могол», первоначально весившего 400 каратов, после огранки - 189 каратов. Как гласит предание, алмаз долгое время был третьим глазом (находился между бровей) у статуи Брамы в храме Серингапатама. Следы знаменитого алмаза затерялись до того времени, пока он не оказался в руках армянского купца Григория Сафраса.
В 1767 году он положил алмаз в Амстердамский банк, а через пять лет продал камень за 125 000 рублей племяннику своей жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, а тот перепродал его графу Г.Г. Орлову уже за четыреста тысяч рублей, пожизненную пенсию в размере двух тысяч рублей и дворянскую грамоту.
Григорий Орлов. Андрей Иванович Черный
Г.Г. Орлов в надежде вернуть расположение Екатерины II в день ее именин 24 ноября 1773 года (по ст. ст.) подарил императрице драгоценный бриллиант. Князь фон Сольмс, прусский посол в России, в 1773 году доносил своему императору о торжествах: «Среди подарков, преподнесенных царице, можно было видеть и изумительный по красоте крупный алмаз, подарок графа Григория Орлова».
Портрет Екатерины II. Иван Петрович Аргунов.
Госхран. Императорские драгоценности. 1923 г.
В 70-е годы прошлого века в Госхране появилась ювелирная лаборатория. В скучные 1970-е, когда наши женщины носили штампованные «печатки», кольца с огромными искусственными камнями и такие же убогие серьги в виде ромбиков, квадратиков и «тюльпанов», здесь художники творили чудеса, создавали произведения искусства и воссоздавали драгоценные украшения, утраченные в лихолетье революции и гражданской войны.
ДИАДЕМА «РУССКАЯ КРАСАВИЦА» 1987 год
Платина, 1000 бриллиантов, 25 крупных каплевидных жемчужин
ДИАДЕМА «РУССКОЕ ПОЛЕ»
Золото, серебро, бриллианты, розы. Мастер В. Николаев. 70-е годы ХХ века
УКРАШЕНИЕ «Бриллиантовая роза».
Бриллианты, платина 10 х 15 см; 222, 11 г 1974 год. Художник В. Николаев Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин
liveinternet.ru
Journal information