eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Кутюрье Надежда Ламанова и стиль Серебряного века

В Музее Москвы на Зубовском бульваре 17 мая открылась выставка «Мода в зеркале истории. XIX-XX вв.». Экспонаты подобраны в фондах Музея Москвы, кроме того демонстрируются наряды из частного собрания историка моды, телеведущего и коллекционера Александра Васильева (того самого собрания, о котором так много говорят). Интересно посмотреть на двухвековое преображение российской моды в историческом контексте, который устроители выставки постарались воспроизвести.

300 костюмов и 500 аксессуаров, антикварная мебель и предметы интерьера, ретроавтомобили, велосипеды, швейные машинки и другие экспонаты, размещенные на двух этажах, придают выставке особый стиль. Два века истории моды – два века русской жизни: бальные платья эпохи императора Александра I; наряды эпохи романтизма в интерьерах русской усадьбы 1830-х годов, великолепие модных лавок Кузнецкого моста и витрин первых универсальных магазинов Москвы, наряды для  героинь Чехова, дам эпохи Серебряного века, аскетичные фасоны времен гражданской войны, образцы скромной советской моды и наряды звезд советского экрана.


Меня же больше всего порадовало, что на выставке представлена коллекция работ Надежды Ламановой, удивительной отечественной мастерицы, достойной стоять в одном ряду с великими кутюрье. Именно о ней я хочу немного рассказать.
Имя Надежды Ламановой и поныне вспоминают, а в начале XX века оно было знакомо каждому образованному человеку в России. Она «одевала» царскую семью, дам из высшего света, балерин и актрис; впрочем, ее работы были доступны представительницам разных кругов. После революции Ламанова шила платья женам советских руководителей, создавала «моду для широких масс», делала костюмы для театральных спектаклей и кинофильмов. Ее модели с успехом экспонировались на международных выставках. Но главная заслуга Ламановой в том, что она определила внешний облик людей Серебряного века и способствовала формированию его удивительной эстетики.

ламан
Надежда Ламанова

Надежда родилась в 1861 году в семье обедневшего потомственного дворянина полковника Петра Михайловича Ламанова в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Первые годы жизни она провела в имении отца, а потом жила у дяди в Нижнем Новгороде и училась в гимназии.
К моменту завершения Надей Ламановой гимназического курса ее семья оказалась в бедственном финансовом положении из-за множества долгов, оставленных старшим братом отца. Родители были не в состоянии содержать младших дочерей, и Надежда, рано начавшая трудовую жизнь, забрала сестер к себе в Нижний Новгород. А она была старшей из пятерых сестер! Вскоре они переехали в Москву. Двадцатилетняя Надя поступила на работу в Сергиевский дом трудолюбия - приют для неимущих.
Работая в приюте, Надежда посещала школу кройки и шитья госпожи Суворовой, где обучались лучшие московские «модистки». Совершенствуясь в портновском деле, девушка поняла, что ей хочется самой придумывать модели дамских платьев.

лам3
Одна из ранних работ Ламановой из коллекции Государственного Эрмитажа

лам10

После смерти отца Надежда становится единственной кормилицей осиротевшей семьи (небольшое имение Ламановых практически не приносило доходов). Жизнь Нади и ее близких была очень скромной, почти бедной, но девушка надеялась добиться перемен к лучшему собственным упорным трудом. Успешно проучившись два года, Ламанова перешла на работу в знаменитое московское ателье мадам Войткевич. Благодаря своему таланту она быстро стала ведущей закройщицей («моделисткой»).

лам9
Бальное платье

Прежде чем начать работу, Надежда внимательно изучала облик заказчицы, а потом долго прикладывала ткани к фигуре модели, вдохновенно «колдовала» над складками шелка, муара, бархата, струящимися кружевами, лентами. Все скалывалось булавками, а когда измученная, но счастливая клиентка превращалась в большой «кокон» из разнообразных тканей, это великолепие осторожно снимали и отдавали закройщицам. Платья получались просто уникальные и стоили дорого, но все московские модницы стремились шить у Ламановой, которая быстро приобрела широкую известность. В 1885 году открыла свое дело. К тому времени ее клиентками были уже не только москвички - изысканные дамы из Санкт-Петербурга специально приезжали в Москву, чтобы обзавестись нарядами от Ламановой.

лам11

Вскоре она вышла замуж за молодого юриста Андрея Павловича Каютова. Со временем он стал богатым человеком – директором московского отделения страхового общества «Россия», чрезвычайно успешно действовавшей коммерческой организации. А в молодости он был известен в качестве актера-любителя и выступал под псевдонимом Вронский. Муж познакомил Надежду со своими друзьями, среди которых были знаменитая актриса Малого театра Гликерия Федотова и начинающий актер Константин Алексеев (К.С. Станиславский). Их связало с Ламановой долгое приятельство и творческое сотрудничество.

лам2

Надежда Петровна и Андрей Павлович прожили в браке 45 лет. Детей у них не было – их заменили младшие сестры Ламановой.
В 1896 году Надежда Ламанова была представлена императрице Александре Федоровне (см.), которая выразила желание посетить ее модную мастерскую на Большой Дмитровке. Увидев процесс создания платья, напоминающий работу над уникальным произведением искусства, государыня была поражена. Она стала заказывать у московской мастерицы наряды и дозволила Ламановой впредь именоваться «поставщиком Двора Его Императорского Величества».

лам12
Бальное платье императрицы Александры Федоровны (бархат, шифон и тюлевые вставки)

лам13

С этого дня шить в модном салоне Ламановой стало не менее престижно, чем у известных парижских кутюрье. К ней приезжали аристократки, жены крупных предпринимателей и банкиров, а также правительственных чиновников самого высокого ранга, особы из придворных кругов и члены императорской фамилии.

лам14
Парадное придворное платье с шлейфом

Каждая богатая женщина мечтала заказать свой портрет модному живописцу Валентину Серову, причем позировать следовало непременно в платье от Ламановой. Это было высшим шиком.

лам.ерм.сер.
Валентин Серов. Мария Ермолова (в платье от Ламановой)

Надежда Ламанова и сама позировала Серову, причем в самом скромном "офисном" наряде, но портрет остался незаконченным из-за внезапной смерти художника.

лам.сер1
Валентин Серов. Эскиз к портрету Надежды Ламановой

Впрочем, и другие художники Серебряного века любили, когда их модели позируют в нарядах от Ламановой, и особенно тщательно передавали неповторимый стиль ее авторских работ.

лам.сом.носов
Константин Сомов. Евфимия Носова (московская миллионерша, близкая к богемным кругам, в наряде от Ламановой)

В ее вечерних платьях, расшитых бисером и стразами блистали балерины Тамара Карсавина и Екатерина Гельцер. Надежда Петровна превратила свой салон в настоящий клуб для утонченных свободомыслящих женщин. Ламанова много работала в театре (с Художественным театром она сотрудничала с 1901 года), создавала костюмы по эскизам выдающихся художников Бакста и Головина. Ну, и по собственным эскизам, конечно же.

лам7

лам19

лам16

По проекту своего друга, архитектора Н.Г. Лазарева, лидера русского «модерна», Надежда Ламанова построила дом на Тверском бульваре, на нижнем этаже которого располагалось ателье с залом для дефиле, ставшее настоящим центром моды. Ламанова работала не только в Москве, но и в северной столице, где тоже существовало ее ателье.

твер.бул.10
Дом Ламановой на Тверском бульваре, современная фотография (фасад позже был несколько изменен и надстроены два верхних этажа)

Она пристально следила за всеми тенденциями в мире высокой моды, ежегодно бывала в Париже, познакомилась с ведущими модельерами мира, в том числе с Полем Пуаре, который стал частым гостем в ее московском доме. Он так отзывался о Надежде Петровне: «Ламанова была выдающейся портнихой и в то же время стала моей дорогой подругой. Это она мне открыла очарование Москвы – этих драгоценных ворот в Азию. Она и сейчас мне видится на фоне икон Кремля, куполов собора Василия Блаженного, прекрасной коллекции картин господина Щукина».

лам18

лам1

лам20

лам17

лам_3

лам_3.1

лам5
Ольга Книппер-Чехова в наряде от Ламановой

После Октябрьского переворота Н.П. Ламанова потеряла все: дом, ателье, имение, деньги, высокое положение в обществе, выдающуюся клиентуру, составлявшую цвет нации. Она могла эмигрировать по примеру многих своих друзей, но не представляла себя вне России. В 1919 году большевики арестовали и несколько лет продержали в заключении ее мужа, А.П. Каютова, пытавшегося спасти от разграбления ценности храма Христа Спасителя. Ламанова, дворянка и жена «участника заговора против Советской власти», также провела в тюрьме два с половиной месяца, и ее спасло только заступничество А.М. Горького и М.Ф. Андреевой, считавших себя ее друзьями. В изданиях советского времени порой звучала мысль, что Ламанова "с восторгом" приняла революцию, но это утверждение явно не соответствует действительности.
В пятьдесят шесть лет ее мир рухнул, и ей пришлось начинать жизнь заново. Нарядные платья в разоренной стране были никому не нужны, но работали театры, и в условиях тотального дефицита тканей Ламанова из оставшихся у нее лоскутков шила великолепные театральные костюмы. После введения НЭПа Надежде Петровне удалось организовать Мастерскую современного костюма, где создавалась новая, «рабоче-крестьянская» мода.
лам8
Эскизы Ламановой 1920-х годов

лам4

Для украшения нарядов в ход шло все: вышитые полотенца, салфетки с орнаментом, рогожа, бечевка, окрашенные ягоды и даже бусы из хлебного мякиша. Остатки "прежней роскоши" разоренные революцией люди продавали на толкучках, и Надежда Ламанова разыскивала там кусочки кружева, вышитые полотенца и столовое белье, разорванные нитки бус - все это можно было пустить в дело, чтобы обыграть унылые ткани.

лам_1
Разработка Ламановой из подручных материалов, в частности, вышитых полотенец

В 1925 году созданные Ламановой платья в русском стиле были представлены на международной выставке в Париже, где произвели фурор среди ценителей моды. Саму Надежду Петровну в Париж не пустили... Но ее модель получила «Гран-при» за «национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». В журнале «Красная нива» Н.П. Ламанова опубликовала серию статей по вопросам реформирования модельного дела. Вместе с ней над созданием одежды для советских женщин работали Александра Экстер и Вера Мухина.

лам_2
Лиля Брик и Эльза Триоле в нарядах от Ламановой

В 1925 году совместно с В.И. Мухиной Ламанова издала альбом «Искусство в быту». Надежда Петровна разрабатывала костюмы для фильмов «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», сотрудничала с МХАТом и другими театрами. К.С. Станиславский называл ее «нашей драгоценной, незаменимой, гениальной, Шаляпиным в своем деле».

лам_4
Совместное творчество Веры Мухиной и Надежды Ламановой

лам.aelitaлам_aelita
Костюмы Ламановой к фильму "Аэлита"

лам.орл.
лам.орл1
лам.орл2
лам.орл3
Героев фильма "Цирк" также одевала Надежда Ламанова

Надежду Ламанову не могли сломить ни годы, ни болезни. В восьмидесятилетнем возрасте она носила туфли на высоких каблуках, тщательно следила за своей внешностью и не могла жить без французских духов, которые чудом удавалось достать в Москве.

лам6
Актрисы МХАТ, одетые Ламановой в платья "по мотивам" моделей из французских журналов, середина 1930-х годов

В октябре 1941 года, когда немцы стояли на подступах к столице, Надежда Петровна должна была эвакуироваться вместе с коллективом Московского Художественного театра, но опоздала на сборный пункт, и коллеги уехали, не дождавшись ее. Возвращаясь домой с вместе с сестрой, Ламанова была в полном отчаянии. Началась бомбежка. Бежать в бомбоубежище сил у нее не было. Женщины присели на скамейку, слушая разрывы бомб. Надежде Петровне стало плохо. С лавочки она уже не встала и домой не вернулась. В этот страшный осенний день 1941 года она скончалась от сердечного приступа.

********
P.S. Очерк о Надежде Ламановой, который я выкладываю в ЖЖ, был написан мной в 2007 году для сборника "Самые знаменитые женщины России" (книга в 2008 году вышла из печати). Говорю об этом во избежание недоразумений, так как, заглянув в Интернет, я обнаружила несколько очерков о Ламановой со знакомыми и даже родными фразами. Повторяю, очерк, в который я внесла незначительные изменения, был написан мной шесть лет назад и вскоре опубликован. И теперь он, конечно, живет своей жизнью.
Tags: Ламанова, Серебряный век, Тверской бульвар, история Москвы, моды, музеи
Subscribe
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments