eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Сретение иконы Владимирской Божьей Матери

640px-Vladimirskaja_ikona_Božiej_Materi
Сегодня - праздник Сретенья иконы Владимирской Божьей Матери.
Этот образ сыграл невероятную роль в становлении Москвы и России в целом. Я когда-то уже писала об этом, но к празднику Сретенья повторю...

Оригинал взят у eho_2013 в Одна из мистических тайн русской истории
Было уже много споров об одном загадочном событии: обращалось ли советское руководство в самые тяжелые дни 1941 года, когда немцы стояли под Москвой и могли взять столицу, за помощью к чудотворной иконе Богородицы, или нет. Многие люди уверены, что это было, но... наверное, столько же и противников этой версии можно найти.
Когда пытаешься разобраться в этом деле, тут же воедино сплетаются разные истории, иногда уходящие корнями вглубь веков. Некоторые из них хорошо известны, но поодиночке, а не в единой цепочке событий. Конечно, здесь много труднообъяснимого, мистического, много событий, связанных с верой, но есть и достоверные исторические факты, не позволяющие просто отмахнуться, говоря, что "этого не может быть потому, что этого не может быть никогда".


За помощью к чудотворному образу Богоматери в Москве обращались не впервые...

Timur
Страшный, полный мистических событий след в истории России оставил великий завоеватель Тимур или Тамерлан (так произносили его имя и прозвище – Тимур Ланг, то есть Хромой Тимур – в европейских странах).
Конец четырнадцатого века… Из Азии в Европу движутся полчища Тамерлана. Восточный завоеватель мечтает подчинить себе весь мир и захватывает один город за другим, неся разорение и смерть. Кажется, что спасения от Тамерлана нет. Там, где проходило его войско, на месте цветущих городов и селений оставались лишь обезлюдевшие пепелища. Все на его пути было разграблено и сожжено, а население вырезано, перебито либо отдано в рабство. В 1395 году Тамерлан, разрушив Рязань и Елец, подошел к Москве…
Князем Московским был в то время Василий, сын Дмитрия Донского, правителя, прославившегося в числе величайших героев, военачальников и святых подвижников Руси. Но князя Дмитрия давно не было в живых, и Василий должен был сам противостоять нашествию. Он решил не сдаваться, а принять вызов Тамерлана, хотя отчетливо сознавал, что этот бой, скорее всего, будет последним, и для Москвы, и для московского князя. Город был заранее обречен – москвичи при всем желании не могли долго противостоять бесчисленному войску покорителя мира. И пощады ждать не приходилось. Нравы восточных владык молодой князь знал очень хорошо – еще подростком он попал в Золотую Орду, где его несколько лет удерживали в качестве заложника, пока Василию чудом не удалось бежать и окольными путями вернуться на родину.
Вас.1.вел.кн
Великий князь Московский Василий I

Тамерлан был еще страшнее ханов из Золотой Орды. Но безропотно покориться его силе молодой князь не мог. Василий помнил: когда на Москву шел со своим войском татарский хан Мамай, многим тоже казалось, что город обречен. И все же князь Дмитрий решил оказать сопротивление. Он собрал войско и попросил у Сергия Радонежского благословения на битву. Когда княжеское войско выступало из Москвы на битву, Дмитрий, обняв на прощание рыдающую жену, княгиню Евдокию, сказал ей: «Оставь слезы. Бог защитит нас».
Тогда, в 1380 году, дружинам князя Дмитрия удалось одолеть войско хана Мамая на поле Куликовом. В честь героической битвы князь Дмитрий и был назван Донским. Но победа стоила большой крови. Из 400-тысячного русского войска на поле брани осталось 360 тысяч ратников. Большинство взрослых и сильных мужчин, способных воевать, были убиты, и почти в каждой семье княжества Московского остались вдовы и сироты. Но испытания продолжались…
Через три года хан Тохтамыш, знавший, как обескровлено Московское княжество, решил, что возьмет Москву с легкостью. Жители пригородных посадов при приближении ханской орды сами жгли свои дома, чтобы ничего не досталось врагу. Тогда хан решил схитрить, пока и москвичи не сожгли свой город и не пустили в огонь всю его потенциальную добычу. Он попросил у горожан разрешения лишь осмотреть город и намекнул, что намерения у него мирные, но было бы желательно получить дары побогаче для закрепления дружбы.
Москвичи с дарами вышли навстречу ханскому войску из городских ворот. Тохтамыш, воспользовавшись тем, что ворота распахнуты, ворвался в город. Его воины грабили, убивали, жгли дома и церкви. Тогда же произошла страшная культурная катастрофа: все найденные в Москве книги – и из княжеской библиотеки, и из других хранилищ города, были свалены в Кремле в огромные кучи и сожжены. Книжные костры горели несколько дней…

дм.дон
Святой благоверный князь Дмитрий Донской

Князь Дмитрий, успевший с женой и детьми бежать в Кострому, вернулся в разоренный город. Большинство из тех москвичей, кто еще оставался в живых после сражения с Мамаем, не пережили штурм Тохтамыша. Обезлюдевшую и выжженную Москву пришлось отстраивать и обживать практически заново.
К моменту, когда на Русь явился Тамерлан со своим войском, прошло всего пятнадцать лет после Куликовской битвы и двенадцать лет после взятия города Тохтамышем. Москва не была готова к битве с таким противником как Тамерлан… Но Василий решил, что лучше пасть в сече с оружием в руках, чем сдаться на милость завоевателя или позорно бежать. Однако княгиня Евдокия, мать Василия, женщина глубоко верующая, разработала другой план…
Если князь Василий полагался лишь на военную силу, то княгиня Евдокия – на помощь и заступничество Божией Матери. Евдокия была уверена, что чудотворный образ Богородицы, который находился во Владимире, поможет отстоять Москву, и умоляла сына послать во Владимир за древней иконой.

Владимр.
Икона Богородицы с младенцем Христом, названная на Руси Владимирской, была известна с древних времен. По преданию, образ был написан евангелистом Лукой еще при жизни Девы Марии. Божья Матерь благословила этот образ, сказав: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сей иконою». С 450 года образ находился в Константинополе, а в середине двенадцатого столетия константинопольский патриарх Лука Хризоверг приказал снять с иконы копию и послал образ в Киев русскому князю Юрию Долгорукому. Сыну князя Юрия Андрею Богоматерь явилась во сне, повелев поставить икону во Владимире. Андрей, прозванный за усердие в делах веры Боголюбским, выстроил во Владимире новый храм и поместил в нем чудотворный образ. С тех пор икона и стала называться Владимирской. Эта икона не раз помогала людям – останавливала бунты, приносила победу в сражениях, исцеляла и спасала…
Василий с войском ожидал Тамерлана под Коломной, но тот обошел княжескую засаду стороной, продолжая двигаться к Москве. Когда завоеватель стоял уже у ворот города, Василий по совету матери послал во Владимир митрополиту Киприану распоряжение: срочно доставить в стольный град чудотворную икону Богоматери. Владимирскую Богоматерь с максимальной поспешностью препроводили в Москву.
срет.вл.б.м.
Сретение (встреча) иконы Божьей Матери Владимирской

Княгиня Евдокия вместе с невесткой Софией, митрополитом, священниками, боярами, купцами и прочими горожанами торжественно, с крестами и хоругвями встречала икону на въезде в город. Увидев образ, люди пали перед ним ниц, моля о заступничестве: «Матерь Божия! Спаси Землю Русскую!» Икону пронесли крестным ходом вокруг городских стен…


срет.ивлева.светлана
Светлана Ивлева. Сретение

В ту же ночь Тамерлан, уснувший в своем шатре, увидел странный сон: на него с громадной горы наступало воинство с золотыми жезлами в руках; во главе летела женщина небывалой красоты. Грозно взглянув на завоевателя, она повелела ему оставить Русь, иначе накличет он на свою голову страшные беды. Тут же окружавшие ее воины, сыпля молниями, устремились к Тамерлану, и он проснулся в страшном волнении, не зная, как истолковать события сна.
Как повествуется в Никоновской летописи*, Тамерлан «усну, и виде сонъ страшенъ зело, яко гору высоку велми и з горы идяху къ нему святители, имущи жезлы златы въ рукахъ и претяще ему зело; и виде надъ святители на воздусе жену въ багряныхъ ризахъ съ множествомъ воинства, претяще ему лютее».
Будучи человеком, далеким от христианства, он никак не мог связать свой сон с образом Богородицы, о которой ничего не знал.
Созвав советников, Тамерлан поведал им о своем видении. «Что это значит?», - спросил он, и мудрейшие из его приближенных решили, что грозная женщина из сна – это мать Христа, в которого веруют русские люди, ибо она – заступница Руси. «Ну, раз так, то мы их не одолеем!», – ответил Тамерлан, дал приказ войскам отступать и в тот же день двинулся прочь из Московского княжества…
«…Убоася и устрашися зело, и смятеся умомъ, и ужасеся душею, и мнети ему яко некоему многу воинству, грядущу на не отъ Рускиа земли, и вскоре възвратися отнюду же приде, и быстро идяше яко некоему гонящу по немь (…Убоялся и устрашился, и в смятение впал, и ужаснулся душой, и видилось ему некое многочисленное воинство, идущее на него от Русской земли, и вскоре возвратился туда, откуда пришел, и так быстро шел, словно кто-то гнался за ним)», - свидетельствует древнерусская «Повесть о Темир-Аксаке»**.
Правда, Тамерлан оставался верным себе и, отступая по Дону, взял столько пленных, что донские селения опустели и берега великой реки обезлюдели. Но такой беды не случилось со всей Русью…


«Нельзя не пасть до земли в благодарственном духе пред Материю Божией, - писал святой Иннокентий Херсонский, - помыслив о том, что было бы с нашим отечеством, если бы от него дивным заступлением Ее не была отвращена ужасная туча Тамерланова. Нынешнее благоденствие России еще было бы замедлено на целые века; и кто знает, может быть, мечом завоевателя был бы положен конец самому нашему бытию государственному. Посему достойно и праведно петь и величать небесную Заступницу нашу… Ибо всегда, как токмо оставляли нас силы и средства естественные, как токмо приближались мы к самому краю бедствий и теряли всякую надежду, кроме упования на помощь свыше, Богоматерь являла Свою Дивную помощь»
Образ Владимирской Божьей Матери стал одним из самых почитаемых на Руси. На месте сретенья (встречи) княгиней Евдокией и горожанами чудотворной иконы был построен монастырь, получивший название Сретенского.
срет.мон

В 1941 году, когда враг стоял у окраин Москвы, советскому руководству, несмотря на все атеистические установки, пришлось вновь тайно просить помощи у Владимирской Божьей Матери. Тщательно засекреченное дело, обрастая слухами, превратилось в легенду. Но факт обращения руководства страны за помощью к чудотворной иконе в декабре 1941 года подтверждается различными свидетельствами, и по крупицам события можно восстановить.
Однако в 1941 году, накануне войны, снова всплыло также имя Тамерлана и связанные с ним легенды, ибо само начало Великой Отечественной войны мистическим образом совпало с другим событием, породив легенду о «проклятии Тамерлана»...




* Никоновская летопись была создана в более поздние времена, в первой половине ХVI века. В ней собраны различные церковные и народные предания и исторические факты.
** «Повесть о Темир Аксаке» была известна уже в первой четверти ХV века, то есть была написана примерно через 10-20 лет после нашествия Тамерлана.

Продолжение: http://eho-2013.livejournal.com/195608.html, http://eho-2013.livejournal.com/197603.html, http://eho-2013.livejournal.com/198869.html
Tags: иконы, история Москвы, история России, мистическое, православие
Subscribe
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments