МАГИЯ ТЕЛА. ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА XVIII–XX ВЕКОВ19 сентября — 14 декабряГосударственная Третьяковская галерея, здание на Крымском Валу Крымский Вал, 10, зал 80–82 Впервые в Третьяковской галерее создается выставочный проект, целиком посвященный теме обнаженной натуры в отечественном изобразительном искусстве. Проект реализуется в два этапа. Первый из них – данная выставка, второй – выставка графики, которая откроется в октябре 2014 года. Магия тела и культура тела будут представлены как источник творческих переживаний и как объект познания пластических форм для художников разных эпох и направлений.
Культурологические различия между понятиями "голый", "нагой", "обнаженный", принятыми в современной филологии, проявляются и в сфере изобразительного искусства. Опасность жанра ню, привлекательного для многих художников, заключается в том, что при изображении обнаженной натуры мера вкуса и уровень мастерства проявляются особенно очевидно и остро, так как напрямую определяют умение передать не ситуацию "раздетости", а эстетический образ "наготы". Произведения художников XVIII–XX веков, как всемирно известных, так и малознакомых, позволят увидеть, как их авторы решали эстетические и нравственно-этические проблемы, которые волновали современников. В разные эпохи свойствами обнаженной натуры становились аллегоричность и иносказательность или конкретика, осязаемость и телесность, иными словами материальность, чувственность или идеализированная отстраненность. Этими качествами художники наделяют героев мифов и античных богов, конкретных персонажей и неизвестных натурщиков. Структура экспозиции раскрывает основной жанровый диапазон, в котором нагота была отправной точкой творчества русских живописцев и скульпторов. |
Работы конца XIX – начала XX века, представленные в разделе "Мастерская художника", позволяют проследить, как от упражнений в классах учебных заведений художники приходили к самостоятельной постановке задач. Например, при изображении обнаженной натуры для В.А.Серова и его ученика Н.П.Ульянова были важны "правда" и простота, а для Н.И.Фешина – декоративная прихотливость, служившая превращению позирующей модели в эффектный образ, соединяющий реальность с фантазией. Сцены, в которые художники включали изображения обнаженной натуры, представлены в разделе "Ракурсы и сюжеты": от "сладостных" образцов "итальянского жанра" до брутальных полотен последователей "Бубнового валета", от строгой и сдержанной стилистики К.С.Петрова-Водкина, лишавшей натуру природной массивности, до ироничной игривости картин Т.А.Мавриной.
Узнаваемая конкретность сочетается с аллегорической отвлеченностью в произведениях живописцев второй половины XX века: Д.Д.Жилинского, Е.Е.Моисеенко, Н.И.Андронова, Л.Н.Кирилловой. Один из центральных экспонатов выставки – картина А.А.Пластова "Весна" (1954), которая в свое время произвела сенсацию воплощением не гедонизма или эротизма, а извечной красоты женской телесности, вызывающей восхищение, любовь и преклонение. Всего экспозиция включает более 70 произведений живописи и скульптуры, среди которых впервые после реставрации будут показаны "Обнаженная натурщица в шляпе" М.Ф.Ларионова (1910) и "Мастерская" В.Н.Яковлева (начало 1930-х). Позволяя зрителю рассмотреть историю изображения обнаженной натуры русскими художниками на протяжении трех столетий и проследить основные закономерности развития этой темы, выставка одновременно предоставляет возможность для эстетического переживания и любования лучшими образцами отечественного искусства. К выставке подготовлен лекционный курс "Русское искусство в поисках тела. История телесности в русском искусстве ХVII–ХХI веков". По четвергам в рамках программы "Четверги допоздна" экспозицию можно будет посетить до 22.00 (вход и кассы – до 21.30). |
Journal information