eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Художник Абрам Ефимович Архипов (1862 - 1930)

Женщина в красном
Женщина в красном

Биография Абрама Архипова типична для многих русских художников конца 19 - начала 20 века. Крестьянский мальчик из глухого села сумел подняться к вершинам художественного Олимпа России. Но отдельные факты его биографии известны не так хорошо - Архипов был человеком одиноким, ни жены, ни детей не имел, и некому было сохранять его письма и фотографии, освещать его жизнь в мемуарах и дневниках, тщательно собирать архив художника. Жизнь мастера известна только в самых общих чертах.
Родился художник в глухом рязанском селе, всего через год после отмены крепостного права.


Илья Репин. Портрет А.Е. Архипова

Мальчик с детства любил рисовать, а родители вовсе не считали увлечение сына простым баловством и всячески поощряли его. Первые профессиональные уроки юный художник получил от заезжих иконописцев, один из которых оказался студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Родители подкопили денег и отправили сына в Москву учиться. А новый друг-студент помог крестьянскому юноше подготовиться и поступить в училище.
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества в те годы был очень сильный и талантливый преподвательский состав. Юноша попал в класс Перова, а среди его педагогов были Сварасов, Прянишников, Маковский, Поленов...
Перов видел в своем ученике еще и собственного творческого преемника и ориентировал Архипова на жанровые сцены из крестьянской жизни. В ранних работах Архипова влияние Перова очень заметно - они написаны в мрачных, темных тонах и на подчеркнуто остросоциальные сюжеты.

Архипов картина "Пьяница"
Пьяница. 1883

Ученические работы Архипова нравились его мастерам. Считалось, что он выбрал верный творческий путь. Однако, сам студент был не очень доволен собственными опытами. Неожиданно он уезжает в Петербург и почти два учебных года, с осени 1884 до весны 1886 года посещает занятия в Императорской Академии художеств. Однако и в Академии Архипов не находит себя и возвращается в Москву, в родное училище.

Архипов : Мир искусства
Посещение больной. 1887

В 1887 году он представляет картину "Посещение больной", завершившую этап его ученичества. Полотно выполнено в стиле, любимом передвижниками - жизнь простого народа показана крайне мрачной, безрадостной и с множеством мелких "говорящих" деталей, усугубляющих ощущение безысходности. Неизвестно, насколько реалистичным было это полотно - художник изобразил собственную мать в образе больной крестьянки. Она в выцветшей одежде сидит на грубом топчане, покрытом соломой и рваными тряпками, в нищей избе... Между тем, семья художника жила по крестьянским меркам вполне достойно, даже зажиточно и имела возможность дать сыну хорошее столичное образование. Но именно таких сюжетов от него ждали, и за свое полотно Архипов получил серебряную медаль и звание классного художника, позволявшее начать профессиональную карьеру.
Еще какое-то время Архипов работает в том же стиле "критического реализма", близком передвижникам, считающим художника "своим". В 1890 году  его принимают в члены Передвижного товарищества. В этом же году он выставляет на Передвижной выставке картину "По реке Оке", написанную годом раньше. Картина имеет большой успех.

Архипов. По реке Оке. 1889
По реке Оке. 1889

В 1890-х годах в настороении художника, а соответственно, и в его работах что-то начинает меняться. Он все больше пишет на природе, а не в мастерской, пуская на свои полотна воздух, солнце, яркие краски природы, совмещая жанровые сюжеты и пейзаж. Впрочем, и собственно пейзажей, дивной русской природы, лишенной всяческих социальных тем, становится в его творчестве все больше...
Архипов. Просят дождя. 1890-е
Просят дождя. 1890-е годы

В 1894 году Архипов начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и уже сам готовит молодых художников.

Картина Радоница Перед обедней
Радоница (Перед обедней)

В 1896 году художник отправляется в творческую поездку в Европу, без чего, как тогда считалось, настоящим мастером стать невозможно. Он посещает Германию, Францию и Италию, знакомится с новыми художественными веяниями. Казалось бы, Архипов уже вполне сложившийся мастер, но он впитывает все самое передовое и преломляет в своих работах... Его работы высоко оценивают, и в 1898 году Архипов становится действительным членом Академии художеств.

Поденщицы на чугунолитейном заводе
Поденщицы на чугунолитейном заводе

В конце 1890-х он пишет самую известную из своих картин в стиле "свинцовых мерзостей жизни" - "Прачки", причем, в двух вариантах. "Прачки" написаны реалистично, по личным впечатлениям - художник как-то забрел в прачечную близ Смоленского рынка и ужаснулся положению работавших там женщин.

Архипов. Прачки
Когда картина была уже завершена, художник обратил внимание на усталую, изработавшуюся старуху, присевшую в сторонке отдохнуть. И понял, что "Прачек" придется писать заново...

Картина Архипова Прачки

Но в 1900-х годах в творчестве Архипова произошел окончательный перелом - картины теперь выглядят радостными, праздничными, полными бьющей через край жизни и ярких красок. Кисть мастера становится размашистой и легкой, а в палитре любимыми оказываются все оттенки красного...
Архипов. Девушка в малиновом
Девушка в малиновом

Архипов. Весенний день. 1913
Весенний день

Художник теперь много бывает на Севере, а не только в Москве и родной рязанской деревне. Белое море, северная природа, деревянные церкви старинной архитектуры тоже надолго становятся его любимой темой...

Архипов. Северное море
Северное море

Архипов. Церковь. 1902
Церковь. 1902

Архипов. Северная деревня. 1900-е
Северная деревня

Архипов. В гостях. 1915
В гостях. 1915

После революции Архипов, в отличие от многих своих коллег, вполне находит себя, принимая новую власть.
Он становится членом АХРР, преподает во ВХУТЕМАСе. Его собственные работы в сущности остаются прежними, но это устраивает всех - сторонники нового искусства видят в буйстве архиповских красок революционный вызов прошлому, наследники традиций передвижников находят все те же портреты крестьянок в красных сарафанах, что были представлены на Передвижных выставках в году так в 1907, а советская власть довольна, что сюжеты Архипова взяты из жизни "рабочих и крестьян"...
Архипов. Баба в розовом. 1919
Баба в розовом. 1919

Архипов. Девушка с кувшином. 1927
Девушка с кувшином. 1927

Архипов. Крестьянская пригородная девица (Рязанская пригородная девица). 1928
Крестьянская пригородная девица. 1928

Скончался художник в 1930 году и таким образом "избежал" необходимости писать картины на темы коллективизации, что ему, мастеру крестьянской живописи, наверняка было бы поручено...

Tags: живопись, пейзаж, передвижники, портреты, художники
Subscribe
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments