eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Category:

Выставка: Фламандские живописцы из коллекции князей Лихтенштейнских

Давно собиралась сделать пост о выставке фламандцев в Пушкинском музее. И вдруг обнаружила совершенно замечательный пост на френдленте! Спасибо автору!
Кстати, сегодня - последний день работы выставки. Тем, кто не был, еще можно успеть туда добежать)))

Оригинал взят у firelena в Выставка: Фламандские живописцы из коллекции князей Лихтенштейнских
В музее имени Пушкина вот-вот закончится выставка фламандских живописцев, среди которых Рубенс, Ван Дейк, Йорданс. В последние дни (что становится уже традицией) я все-таки успела приобщиться к прекрасному, чего и вам желаю. Выставка хоть и небольшая, но очень насыщенная и яркая, как и сами полотна фламандцев. Я бы даже сказал - жирная. Буйство красок, фактура тел, динамика на полотнах и полнота жизни, отраженная на холсте - вот за это я люблю Рубенса и его сподвижников и современников. Повезло еще примкнуть к проходивший там же экскурсии и подчерпнуть много интересного, рассматривая вслед за экскурсоводом детали. А купленный на выставке каталог позволил и дома погрузитьсяво фламандскую живопись, неспешно разглядывая иллюстрации. Кстати, каталог очень информативный и интересный.

Выставка работает до 19 октября в Музее изобразительных искусств им Пушкина на Волхонке. Билет стоит 300 руб, льготный - 150 р.

Далее много текста и подробностей о некоторых особенно впечатливших шедеврах.


Блистательная подборка произведений искусства, собранная князьями Лихтенштейна на протяжении пяти веков, в настоящее  время является одной из наиболее значимых частных коллекций в мире. По своему составу и качественному уровню она уступает разве что худужественным сокровищам, принадлежащим британской королеве Елизавете II.

В коллекции князей Лихтенштейна значатся картины, скульптуры, гобелены, флорентийская мозаика, рисунки, гравюры, рукописные и редкие печатные книги, расписные эмали, резная кость, оружие, мебель, серебро, фарфор, медали и монеты. У истоков коллекции стоял Хартман Лихтенштейнский (1544-1585) , главной страстью которого были древние и современные книги.

Первым настоящим коллекционером изобразительного искусства стал князь Карл I (1569-1627). Он был одним из крупнейших коллекционеров в Европе в те времена. Его сын Карл Эвсебий продолжил эту традицию, особое внимание уделяя Картинной галлерее. Другой страстью Карла Эвсебия было разведение лошадей. Выведенных лошадей, которые снискали мировую известность, он зачастую обменивал на редчайшие полотна для своей Картинной галлереи. Именно так в его коллекции появился портрет дочери художника Рубенса. Его сын Йохансон Адам Андреас I (1662-1712) был связан с сетью антикваров Антверпена и приобретал у них редкие полотна, в частности ему удалось приобрести около 50 полотен Рубенса, в том числе цикл полотен "История Деция Муса".

Со временем появились и утраты. Жертвами личных вкусовых пристрастия князя Йоханна II (1840-1928), стремившегося избавить фамильное собрание от всего брутального "обнаженного" стали несколько первоклассных картин Рубенса. Князь Йоханн II также положил начало традиции, которой следуют и поныне: отказ от приобретения произведений современного искусства, следуя принципу сохранения и приумножения "вечных ценностей".

Нынешний правящий князь Ханс Адам II активно развивает коллекцию, в первую очередь приобретая на аукционах те произведения, которые прежде были проданы из семейного собрания.

РУБЕНС

На выставке представлено около 20 работ Рубенса.

Один из главных шедевров выставки - портрет 5-летней дочери художника Клары Серены Рубенс, старшая дочь от первого брака с Изабеллой Брант. Девочка умерла в возрасте 12 лет. Портрет принадлежит к числу самых трогательных детских изображений. Манера нетипична для того времени. До Рубенса детей изображали под стать взрослым: на них были взрослые парадные костюмы, их лица и позы были серьезны, на детях было много украшений. На портрете Рубенса ребенок смотрит на зрителя с детской непосредственностью. Яркие румяные щечки и блики света на носу и лбу создают впечатление бьющей ключом жизни. Рубенс сконцентрировался на самом существенном в изображении - на лице своей дочери.

Существует еще четыре портрета Клары Серены, написанные спустя несколько лет, незадолго до ее смерти.

Этот портрет стал лицом выставки. Его вы увидите на афише и на обложке каталога.
А мне он напомнил нашу "шоколадную" Аленку.


"Марс и Рея Сильвия" - известная картина демонстрируется вместе с подготовленным к ней эскизом и вытканной по ней декоративной шпалерой. Школьники активно бегают по залу и ищут три одинаковые картины. Искать совсем несоложно: висят они почти рядом и не заметить такие мощные фигуры просто невозможно.

Согласно античному мифу, бог войны Марс проникся чувством к Рее Сильвии, жрице культа Весты, богини домашнего очага. Овидий сообщает, что Марс овладел весталкой во время сна. Весталкам было доверено следить за вечным огнем в храме богини. Они должны были заботиться о том, чтобы он никогда не погас, что считалось бы для государства предвестием страшных бед. Рубенс перенес действие в храм, где жрица испуганно отпрянула от стремительно приближающегося к ней на облаке бога. Весталки давали обет целомудрия. Марс отложил в сторону шлем, тем самым демонстрируя, что отступает на время от своих воинственных стремлений. Сводником между Марсом и Реей выступает Амур, бог любви. Вергилий повествует, что у Реи Сильвии родились от Марса близнецы - Ромул и Рем, основавшие Рим.
История об изнасиловании у Рубенса становится историей страсти,  пусть и минутной, но мощной. Не оторваться.

ВАН ДЕЙК

В настоящее время в княжеских коллекциях находится 17 картин Ван Дейка, 10 из которых представлены в Москве.

Художник нередко писал картины на религиозные и мифологические сюжеты, но в первую очередь известен как портретист.
На выставке Ван Дейк также представлен именно портретами. Все шикарные, хоть персонажи и не такие колоритные как у Рубенса. Но у каждого портрета своя точка притяжения.


"Портрет Марии де Тассис" (1629) - один из самых проникновенной женских образов в европейском искусстве, а также созданный в 1634 году и позже объединенный с ним в пару "Портрет Антонио де Тассис". Этот портрет вошел в коллекцию Самых значительных людей Антверпена.



Он потерял руку в войне с испанцами, потом стал проповедником и поэтому у него одна рука скрыта драпировкой , в другой он держит Библию. Его дочь изображена в соответствии с канонами парадного портрета: декольтированное платье по французской моде, поза, характерная для официального портрета, и в то же время чуть скрытая улыбка, светящееся лицо - все это придает портрету живость.

ЙОРДАНС

Йорданс сотрудничал в качестве подмастерья с Рубенсом, испытал его влияние. После смерти Рубенса стал официальным художником Антверпена. Является автором произведений на религиозные, мифологические, исторические и аллегорические сюжеты, портретов и бытовых сцен, а также эскизов книжных иллюстраций и кантонов для шпалер.  Не умаляя его гениальности, все-таки был коммерческим художником, работал под заказ и на продажу.

"Мелеагра и Аталанта" - создание велось в несколько этапов и растянулось более чем на 4 десятилетия. Об этом свидетельствуют заметные различия живописной манеры в разных частях композиции и надставки по краям деревянной основы. Дело в том, что заказчику потребовалась картина большего размера, а сюжет его вполне устраивал. Не проблема, любой каприз за ваши деньги.  Эта особенность стала одной из показательных черт Йорданса.

Еще один аспект его творчества - сотрудничество в работе над одной картиной с другим мастером. Например, "Дары моря", исполнена совместно с антверпенским художником Франсом Снейдерсом, который также много сотрудничал с Рубенсом. Фигуры морских божеств и их спутников исполнены Йордансом, в то время как рыбный натюрморт написан Снейдерсом. И эта картина - реальный пир духа. Глаз не оторвать. Но я вам ее не покажу. То, что вижу в интернете, не перадает и малой толики того буйства красок, которые есть в оригинале.

Кроме этих трех монстров фламандской живописи на выставке представлены и отдельные полотна других художников того же периода и региона.


Ян Фейт "Птичий концерт" - на картине изображены птицы, не встречающиеся в природе вместе и издающие самые ужасные звуки (попугай, петух, павлин и др).  Если они начнут одновременно голосить - это будет самый ужасный концерт и какофония. В барочной нидерландской живописи есть место иронии. Картину можно интерпретировать как пародию на музыку.

Ян Букхорст и Ян Ван ден Хуке «Пять неразумных дев" - барочное порочное полотно. Точное авторство не установлено. Картина воспевает пороки, мешающие соединиться с Богом: музыка, удовольствие от вина, удовольствие от беседы, танцы и сладкая дрема. Все это праздные занятия, которым предаются девушки, и заканчиваются они для них печально. Десять юных дев должны были сопроводить жениха к невесте, лишь пять из них запаслись достаточным количеством лампадного масла на ночь. Остальным пришлось пойти за новым, и когда они, опоздав из-за этого, вернулись из на праздник уже не пустили. Картины на этот сюжет должны были предостерегать верующих, особенно прихожанок, не свернуть с истинного пути. В данном случае изображение не несет такого морализаторского посыла. Художник использовал притчу как хороший повод изобразить пять красавиц в легком облачении. Их изображение роднит эту группу с грациями и Венерой. Если этих неразумных дев и не пустили на праздник, то праздник явно ушел вслед за ними.


Питер Брейгель мл "Перепись населения в Вифлееме" (1607). Люблю Брейгеля младшего, хоть на самом деле он старшей брат Брейгеля старшего. Вот такая путаница с этими Брейгелями. На такой миниатюре сложно рассмотреть детали, а именно в них весь Брейгель.

Каждая из картин с выставки достойна целого опуса, а если уж углубиться еще и в биографии художников - вы читать устанете. Если не уже.

Конечно, лучше один раз увидеть. Не пожалеете.


Tags: Москва, Рубенс, выставки, живопись, музеи
Subscribe
promo eho_2013 август 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments