eho_2013 (eho_2013) wrote,
eho_2013
eho_2013

Categories:

Неопалимая Купина: призрак церкви в Неопалимовском переулке

неопал.церк

Церковь рубежа 17 и 18 веков, стоявшая когда-то неподалеку от Смоленского бульвара и Плющихи, между Новоконюшенным и Неопалимовскими переулками, была варварски уничтожена, как и многие другие церковные постройки Москвы. Хотелось бы напомнить о том, что мы потеряли.

Конюшенные слободы в старой Москве были не просто местом компактного проживания людей, занятых одним делом - это был особый мир.
Когда в начале царствования Ивана IV Грозного слободу государевых конюхов перевели с Кулишек, где она издавна располагалась, в район нынешнего Староконюшенного переулка, новоселы прежде всего возвели здесь небольшую деревянную церковь, освященную в память Святого Иоанна Предтечи. По традиции, Иоанн Предтеча был особо почитаем конюхами, и церкви его имени строились обычно в конюшенных слободах. В середине ХVII века, когда в Москве началось повсеместное обновление церковных зданий, прихожане Конюшенной слободы тоже выстроили каменную церковь. Освятили ее в 1653 году.

иоанн.предтеча
Церковь Иоанна Предтечи в Староконюшенном переулке (также не сохранилась)

Но после очередного московского пожара деревянные строения Конюшенной слободы выгорели, и лишь каменная Иоаннопредтеченская церковь уцелела. Правители решили не восстанавливать слободу конюхов на старом месте - Москве в границах Земляного вала становилось тесно. Слободу перевели на новое место за Земляной вал и разместили между нынешним Смоленским бульваром и Плющихой. Не все обитатели слободы были рады новоселью, но пришлось подчиниться. В Новой Конюшенной слободе конюхи построили в 1680 году еще одну церковь. На этот раз, изменив традициям конюшенных слобод, церковь освятили не в память Иоанна. Она получила название Неопалимой Купины. По московской легенде, церковь была построена и названа горожанами "по обету", для защиты Новой Конюшенной слободы от пожаров. Икона Божьей Матери "Неопалимая купина" считалась на Руси защитницей от огня. И действительно, пожары стали обходить приход этой церкви. Сюда перенесли и "испрошенную" у царя знаменитую икону, находившуюся до того во дворце. Особым усердием в деле постройки храма отличился приближенный царя Федора Алексеевича Димитрий Колошин. Находясь под ложным обвинением, Колошин возносил молитвы перед образом Неопалимой Купины, моля Богородицу о заступничестве. Когда обвинение было снято, царедворец уверился в чудотворности образа.

неопал.купина
Один из списков чудотворного образа Богоматери Неопалимая Купина

По историческим свидетельствам, в приходе Неопалимовской церкви, застроенном в основном деревянными домами, почти не бывало пожаров. Когда в Москве случался очередной пожар (а это было частым бедствием в городе), храмовый образ  Неопалимой Купины  обносили с крестным ходом  вокруг домов прихожан, и  они оставались невредимыми.
Шатровая колокольня, очень изящная, характерна для церковных построек конца 17 века, а однокупольная церковь, которую переводили в камень в первые годы 18 столетия, уже несет на себе отпечаток раннего барокко. К 1707 году строительство нового здания церкви в камне успели полностью завершить. Вели его на пожертвования прихожан и к счастью все построили до 1714 года, когда царь Петр ввел запрет на строительство каменных зданий в Москве (в пользу развития Санкт-Петербурга). С тех пор церковь ни разу не перестраивали, только добавили к ней приделы Св. Евангелиста Марка и Св. Дмитрия Ростовского.

неоп.куп.2.неоп
Вид на церковь со стороны 2-го Неопалимоского переулка

Историк Москвы И. Забелин отмечал "самобытную красоту русского церковного зодчества", которой отличался храм Неопалимой Купины.
До 1771 года ежегодно проводился крестный ход из Успенского собора Кремля в Неопалимовскую церковь, в котором участвовало множество москвичей. Проводили его в память о том, что чтимый образ Неопалимой Купины изначально находился в Кремле.
Еще одной почитаемой святыней, привлекавшей к храму верующих, была древняя икона Богоматери "Нечаянная Радость".


нечаян.радость

Когда в 1812 году французы заняли Москвы, к протоиерею Новодевичьего монастыря неожиданно пришел наполеоновский солдат и отдал ему серебряную ризу, похищенную с иконы Неопалимой Купины из храма в Новоконюшенной слободе. Француз рассказал священнику, что с тех пор, как он украл эту ризу, его стала мучить страшная тоска. Протоиерей после изгнания французской армии возвратил ризу в Неопалимовскую церковь.
Этот храм неоднократно вспоминали все обитатели переулков между Смоленским бульваром и Плющихой. Начиная от знаменитой мемуаристки Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Римской_Корсаковой, внучки историка Татищева, воспоминания которой записал и издал ее собственный внук Д.Д. Благово (Елизавета Петровна какое-то время жила в родовом особняке в приходе Неопалимой Купины и могла многое вспомнить), и до Марины Цветаевой, дед которой А.Д. Мейн жил в 1-м Неопалимоском переулке близ этой церкви (и особый уют и атмосфера этих мест заставила Марину. выйдя замуж. искать особнячок, подобный дедовскому, где-нибудь неподалеку)...

неоп.куп1
Угол 1-го и 2-го Неопалимовских переулков, вид на церковь.

В конце ХIХ века, в 1892 году при церкви начал действовать Елизаветинский комитет, основанный великой княгиней Елизаветой Федоровной, супругой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. В задачи комитета входила благотворительная помощь, в частности, неимущим родителям выдавались денежные пособия на воспитание детей.
В 1899 году храм был обновлен. На пожертвования прихожан вызолотили иконостас, отреставрировали придел Св. Евангелиста Марка, пригласили живописцев для росписи стен. Путеводитель "По Москве", вышедший в 1917 году в издательстве Сабашниковых, упоминает эту церковь как главную архитектурную достопримечательность в районе Смоленского бульвара.

В 1929 году Моссовет поставил вопрос о сносе церкви Неопалимой Купины. Против сноса никто особенно не возражал, поскольку Наркомпрос присвоил архитектурному памятнику "третью категорию". Президиум ВЦИК принял решение о сносе Неопалимой Купины одновременно с церковью Бориса и Глеба на Арбатской площади. Весной 1930 года церкви на углу 1-го Неопалимовского и Новоконюшенного переулков не стало. Мешала она городским властям... А расползающиеся деревянные домишки, где в коммунальных "вороньих слободках", без всяких удобств, ванн и телефонов существовали коренные москвичи, благополучно дожили в Неопалимовских переулках до конца 1970-х годов, нисколько властям не мешая.
На месте церкви теперь полусквер-полупустырь, частично занятый сооружениями детской площадки и редкими деревьями. Стандартный пятиэтажный дом начала 1930-х годов, появившийся на месте церкви, находится в глубине участка, нарушая линию застройки переулков. И если храм, будучи архитектурной доминантой старых переулков, собирал их в единое целое, то нынешняя разнородная застройка лишь разбивает на части... Не говоря уж о том, насколько правильно устраивать детскую игровую площадку на месте старого церковного кладбища.


новокон
Фотография места, где остался призрак Неопалимой Купины, сделана deletant.

Для меня судьба Неопалимой Купины имеет особое значение - окно моей комнаты выходит в Неопалимовские переулки. И сейчас я вижу крыши домов. запечатленных на снимке. А могла бы видеть купола прекрасной древней церкви. Иногда кажется, что их призрачные силуэты проступают в ночном сумраке...


Tags: Неопалимовские переулки, Плющиха, Смоленский бульвар, архитектура, иконы, история Москвы, храмы
Subscribe
promo eho_2013 august 17, 2024 01:46 1146
Buy for 30 tokens
Я открываю виртуальную гостиную, чтобы каждый мог зайти сюда и встретить новых друзей. Не хочу называть это френдмарафоном, марафон это забег, а здесь будут уютные френдпосиделки. Милости прошу! Заходите в любое удобное время! Каждый может сюда заглянуть, представиться, немножко поболтать и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments