Здание Государственной Библиотеки им. Ленина (ныне Российской государственной библиотеки), авторы проекта - В. Щуко, В. Гельфрейх. Эскиз скульптурного фриза выполнен Щуко.

"Читательская" лестница библиотеки

Один из первых вариантов проекта

Большой Каменный мост, проект В. Щуко, В. Гельфрейха, М. Минкуса. Фотография Игоря Соболева
Главный (Центральный) павильон ВДНХ (ВСХВ), архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх
Были и нереализованные проекты, также ставшие знаменитыми и вошедшие в историю...
Дворец Советов, возведение которого планировалось на месте снесенного Храма Христа Спасителя; авторы проекта - Б. Иофан, В. Щуко, В. Гельфрейх.
Из-за этих монументальных построек Щуко часто считают московским архитектором, хотя он строил и в других городах. Но в Москве Щуко провел только пять последних лет своей жизни (скончался мастер в 1939 году). Сформировался стиль Щуко в Петербурге, где он учился и где, после возвращения в 1907 году из путешествия в Италию и Грецию, выполнил постройки, принесшие ему громкую славу. Правда, начинал свою карьеру Щуко как театральный художник...
Он был сторонником "сценического конструирования" - оформления сцен по законам архитектуры, что ему удалось воплотить в постановках Старинного театра, открывшегося на набережной Мойки, дом 61, в 1907 году. В том же году он построил дом на Невском, обративший на себя внимание любителей архитектуры. В Петербурге стиль молодого мастера долго считали "театральным"...
С театром мастер расстаться не смог, оформив за свою жизнь более 45 спектаклей - в БДТ, Мариинском (Кировском) театре, во МХАТе, в театре Таирова...

Невский проспект, дом 40
Дом был небольшим и для парадного Невского проспекта скромным, но при этом благородным. В нем разместилась респектабельная редакция "Нового времени". Однако главный интерес представляло кафе "де Франс" в этом доме. Оно было оформлено в стиле театральных декораций - панно с "меланхолическим парком" и уходящими вдаль аллеями отделял от зала легкий портал, создававший совершенно необычный интерьер.

Дом № 40 в наше время
Но настоящий фурор в Петербурге произвели два жилых доходных дома, построенных Щуко на Каменноостровском проспекте - № 63 и 65.

Дом № 63, 1910 год

Дом № 63
В этом доме Щуко и сам поселился, оборудовав в мансарде свою мастерскую.

Дом № 65, 1911 год
Эти дома и сейчас выглядят красиво и добротно, но очень напоминают постройки "сталинской архитектуры" конца 1930-х годов. Не удивительно, ведь Щуко был одним из тех, кто задал критерии этого архитектурного стиля. Но для начала 1910 годов это было абсолютно новаторское решение - Щуко в этих проектах обогнал свое время лет на 25-30...
В 1911 году ему было присвоено звание академика архитектуры. Стиль Щуко относят к неоклассицизму - нестареющему направлению в архитектуре.
В предреволюционный период у Щуко было много интересных проектов, не все из которых позволила воплотить начавшаяся мировая война...


Так и не был реализован подготовленный Щуко проект перестройки Московского вокзала в Петербурге, одобренный императором Николаем.
В годы революции Щуко в отличие от многих других архитекторов продолжал работать, может быть, поэтому он принял все происходящие в стране перемены. В 1917 году, в самые сложные времена, он занимался реконструкцией Таврического дворца (здания Государственной Думы). Строительство здания Московского банка по его проекту на Невском проспекте было в 1917 году остановлено, но позже доведено до готовности, хотя и со значительно более скромным оформлением. Сейчас в здании расположена школа.

В 1923 году Щуко в соавторстве с Г. Голубевым пристраивает к зданию Смольного пропилеи, а в 1926 в соавторстве с В. Гельфрейхом проектирует памятник Ленину у Финляндского вокзала (скульптор С. Евсеев).
Этот памятник по своему оформлению также надолго обогнал время - подобная эстетика широко распространилась в 1970-х...
Journal information