Еще в ХV веке Смоленск не входил в состав московского княжества, а принадлежал Польше, подчинившей множество русских земель. С возвращением Смоленска в 1522 году торговля с этим городом становится более оживленной, и Арбат, как финальный участок Смоленской дороги, все лучше обустраивается. Однако место это продолжает оставаться стратегически важным пунктом для защиты города от возможной агрессии со стороны поляков, крымских татар и других южных и западных соседей. Встает вопрос о военной охране этого городского участка. На Арбате появляются стрелецкие полки - детище военной реформы Ивана IV.

С.И. Иванов. Стрельцы
Крупномасштабная военная реформа Ивана Грозного началась в 1550 году. Из числа вольных, "охочих" людей формируется стрелецкое войско. Первоначально в стрельцы было набрано 3 тыс. человек, которых свели в 6 приказов (полков). Они составили личную охрану царя, своего рода царскую гвардию. К концу ХVI века в постоянном стрелецком войске насчитывалось уже до 25 тыс. человек, являвшихся наиболее мощной боевой силой русской армии.
Вооружен стрелец был "огненным боем", т. е. огнестрельным оружием - пищалью, а позже мушкетом, а также саблей и бердышом (боевым топором). Полагалась стрельцу и форменная одежда - длинный цветной кафтан с отложным воротником и петлицами на груди, суконная шапка, отороченная мехом. Цвет кафтана был свой у каждого полка. При Иване Грозном стрельцы носили еще и круглые железные шлемы.

Стрельцы в амуниции
Служили стрельцы не только в Москве, но и в пограничных городах, и назывались по имени этих городов - астраханские, изборские, саратовские. Но главные стрелецкие силы все же были сосредоточены в столице.
Жили стрельцы в особых слободах - специальных поселениях по 500 - 1000 чел. Стрелецкие слободы были обособлены от других городских улиц и располагались чаще всего поблизости от городских ворот, которые охранял полк. На Арбате, ввиду его стратегической важности, размещалось два стрелецких полка - один в центре улицы у церквей Николы на Песках и Николы Явленного, второй - в конце, там, где позже появятся Смоленские ворота Земляного города. Еще два полка расположились в непосредственной близости от Арбата, в 5-10-ти минутах ходьбы в сторону стратегически важного Крымского брода. Позже эти места по соседству с Арбатом получат свои названия по фамилиям стрелецких полковников - Левшино (современные Большой и Малый Левшинские переулки) и Зубово (Зубовская площадь и бульвар).
У левшинских стрельцов была, наверное, самая оригинальная форма - светло-зеленый кафтан на желтом подбое, малиновая шапка и желтые сапоги. (Мы сейчас сказали бы - светофор...)

Цветовая гамма формы передана с искажением - либо так изобразили левшинца, либо это стрелец полка Янова в светло-синем кафтане на коричневом подбое.
В свободное от несения службы время стрельцы занимались ремеслами, торговлей, держали огороды и скот.
В районе Арбата почва для земледелия была неподходящая - на поверхность земли выступали пески (до сих пор при земляных работах видно, что пласт песка в глубоких раскопах составляет несколько метров). Поэтому и арбатские церкви имели соответствующие названия - Спаса на Песках, Николы на Песках. Здешние стрельцы, скорее всего, не могли преуспеть в огородничестве и садоводстве, но Смоленский рынок, издавна существовавший в этих местах, давал им возможность торгового приработка.
Среди стрельцов было немало искусных мастеров - портные, сапожники, шорники, оружейники, плотники и каменщики. Известно, что при строительстве дворца Алексея Михайловича в Коломенском одним из руководителей строительства был стрелец Ивашка Михайлов.

К.Ф. Юон. Стрелецкая слобода (эскиз декорации к опере М. Мусоргского "Хованщина")
Впрочем, состоятельные стрельцы имели собственные лавки в лучших местах Москвы, даже в торговых рядах на Красной площади, бывшей в ХVI - ХVII вв. главным торжищем столицы.
Своя приходская церковь была в каждой стрелецкой слободе. Стрельцы, размещавшиеся в Левшине, между Арбатом и Пречистенкой, в приказе стрелецкого полковника Афанасия Ивановича Левшина, не хотели отставать от других. Как раз на пересечении нынешних Большого и Малого Левшинских преулков и стояла стрелецкая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Первая церковь была построена здесь в первой половине ХVII века. Правда, она впервые упоминается в документах в 1678 году, но как уже обветшавшее, нуждающееся в ремонте строение - в этом году стрельцы затеяли обновление церкви и она была "обложена вновь".
В 1699 году Петр I начал ликвидацию стрелецкого войска, но из-за Северной войны она была приостановлена. Отдельные стрелецкие слободы существовали еще и в 20-х годах 18 века.
Новую, каменную церковь с колокольней возвели в Левшине в 1712 году. Позже были пристроены трапезная и два придела - преподобного Сергия и Дмитрия Ростовского.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Левшино
Эта церковь связана с именами людей, оставивших заметный след в русской культуре. В приходе этой церкви был дом матери архитектора Е.Д. Тюрина, строителя Благовещенского собора в Елохове и университетской церкви Святой Татьяны. Ранние религиозные впечатления будущего храмостроителя были связаны с церковью Покрова в Левшине. Будучи уже известным мастером, находящимся на дворцовой службе, имея свой великолепный дом на Знаменке, Тюрин перебрался в родные места - в стоявший наискосок от церкви дом Дворцового ведомства на углу Большого Левшинского и Денежного переулков.

Дом Дворцового ведомства на углу Денежного и Большого Левшинсого переулка
Дом Тюриных в 1860-е годы перешел к семье Танеевых, родителям известного композитора Сергея Танеева. Танеевы с детьми посещали церковь Покрова в Левшине и соседнюю церковь Успения на Могильцах - две любимых москвичами церкви.

Дом Танеевых в Пречистенском (Мертвом) переулке, фото начала 1970-х годов
После революции, в начале 1920-х годов, при церкви Покрова в Левшине организовалось благотворительное общество под названием "Братство", которое возглавляла Елена Николаевна Смысловская, урожденная Малахова.
Семья Малаховых-Смысловских принадлежала к лучшим дворянским военным династиям.

Николай Николаевич Малахов
Отец Елены Николаевны, генерал Н.Н. Малахов, в начале века (в 1903-1906 годах) командовал войсками Московского военного округа, муж, Алексей Константинович Смысловский, офицер-артиллерист, участвовал в Первой мировой войне и попал в плен. Домой он смог вернуться только в 1918 году, когда его большая многодетная семья (семеро детей) голодали и мерзли в революционной Москве. Приходилось менять на рынке семейные ценности - фарфоровую посуду, хрусталь на продукты на Смоленском рынке. Если операция проходила удачно, в доме был обед. Вскоре супругов Смысловских арестовали и посадили в качестве "заложников" в лагерь, устроенный в Андроньевском монастыре.
Родственники отца приютили младших детей в своем доме, а старшая дочь принялась хлопотать, чтобы освободили родителей. Мать удалось вызволить через два месяца. Отец вышел на свободу только к 1920 году. К тому времени было решено привлекать старых специалистов для службы в Красной Армии. Смысловского пригласили преподавать в Кремлевскую высшую стрелковую школу. Курсанты уважали его за необыкновенную эрудицию - он мог ответить практически на любой вопрос. Но будучи человеком смелым, он ни в чем не отступал от своих принципов. Заканчивая вечерние занятия в субботу, он всегда говорил курсантам: "А теперь, мальчики, мое время идти ко всенощной". Естественно, преподавателю, не скрывавший своих религиозных убеждений, через несколько лет был арестован...
В это-то сложное время Елена Николаевна и нашла в себе силы заняться благотворительностью. В организованный ей комитет "Братство" при церкви Покрова в Левшине вступили верующие женщины разного возраста и социального положения. Они оказывали помощь нуждающимся, прежде всего инвалидам, которых после Первой мировой войны было в Москве очень много, и заботились о благоустройстве церкви. В годы, когда в стране царила полная разруха, было непросто поддерживать церковное здание в должном порядке.

Церковь в Левшино в 1913 году.
В 1924 году во флигеле бывшего танеевского дома поселился Михаил Булгаков со своей второй женой Любовью Белозерской. Церковь, тогда еще действующая, произвела на них сильное впечатление. Человек, выросший в семье с религиозными традициями, Михаил Афанасьевич бывал в этом храме и даже выбрал его для венчания своей младшей сестры Лели.

Сестры Михаила Булгакова: Надя, Леля, Варя, Вера, 1912 год (Леля еще совсем ребенок)
"На перекрещении двух переулков - Малого и Большого Левшинских - стояла белая церковь-игрушка с синими в звездах куполами, - вспоминала Любовь Евгеньевна Белозерская. - В ней-то и обвенчалась младшая сестра М.А. Леля Булгакова с Михаилом Васильевичем Светлаевым. Она была очень мила в подвенечном наряде".
В 1930 году стрелецкую церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Левшино закрыли и разрушили. На ее месте вскоре раскинулся престижный жилой дом, в котором поселилось "строительное начальство". Этот дом отмечен двумя памятными досками с именами знатных строителей - Н.А. Дыгая и Н.С. Стрелецкого.

Дом, построенный на месте церкви Покрова
Церковь Покрова - далеко не последняя утрата здешних мест. В начале 1930-х годов были разрушены: стрелецкая церковь Живоначальной Троицы на Пречистенке с одной из самых знаменитых в Москве колоколен ХVII века, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Александро-Мариинском институте на Пречистенке, церковь Спаса Нерукотворного в Убогих Домах в Чертольском переулке (построенная в конце ХVII века по повелению царицы Марфы в память о рано скончавшемся супруге - царе Федоре Алексеевиче, старшем брате Петра I), церковь Иоанна Предтечи в Староконюшенном переулке, храм Христа Спасителя, построенный в память героев 1812 года, и церковь Похвалы Богородицы "Старая Проща" на набережной близ Храма, существовавшая на этом месте с 1475 года, церковь Сошествия Святого духа и церковь Ржевской Божьей матери на Гоголевском бульваре (обе постройки ХVII века)... Всего и не перечислишь.

Церковь Живоначальной Троицы в Зубово (на Пречистенке)

Церковь Иоанна Предтечи в Староконюшенном переулке

Церковь Спаса Нерукотворного на Убогих Домах

Та же церковь Спаса Нерукотворного в другом ракурсе

Церковь Сошествия Святого Духа у Пречистенских ворот

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы "Старая Проща" близ Храма Христа Спасителя

Церковь Ржевской Божьей Матери у Пречистенских ворот
Этих церквей больше нет...
Journal information