Несчетное количество раз я проезжал или проходил мимо красных кирпичных стен Донского монастыря в Москве. За стенами монастыря, непонятно в силу каких обстоятельств, я ни разу не был. Это надо было исправлять.
Предание гласит, что, когда в 1591 к Москве подступили орды хана Казы-Гирея и укрепились у села Котлы на Серпуховском, царь Федор Иоанович после совещания с Борисом Годуновым, на рассвете повелел взять икону Донской Божией Матери из полковой церкви и обнести ее по всему рубежу обороны. Когда взошло солнце, оказалось, что Татарская орда бежала от стен Москвы по непонятным причинам (на самом деле после жестокой битвы). Во всяком случае, все объяснили заступничеством иконы , которая была подарена в 1380 г. князю Дмитрию Ивановичу перед его сражением с Мамаем.
В честь этого события и основал в 1593 г. царь Федор Иоанович монастырь. С основанием Донского монастыря завершилось создание южного оборонительного пояса Москвы - в него вошли Новодевичий, Донской, Даниловский и Симоновский монастыри-крепости. Первой постройкой монастыря была каменная церковь, куда поместили чудесную икону - теперь это Малый собор Донской иконы Божией Матери, который предположительно строил Федор Конь. Доминантой собора являются трехрядные кружевные кокошники, небольшой купол на барабанчике, с колоннами и карнизом. Внутри храма - коробовидный свод без столпов. Интерьеры украшены фресками. (Сейчас церковь в очередной раз реставрируется).
К 1684 г. посередине монастырского двора стали рыть большой фундамент для нового собора, который завершили в 1698 г. Так появился Большой (новый) собор в честь Донской иконы Божией Матери. Пятиглавый тридцатиметровой высоты собор стал доминантой над всей местностью. Собор выполнен в стиле нарышкинского барокко, окружен двухярусной арочной галереей. В 1712 г. под алтарем собора устроили церковь Сретения Господня. В 1724 г. грузинская царица Дарья Арчиловна вымостила пол собора железными плитами.
В 1686-1692 гг. была сооружена каменная ограда монастыря. В 1713 г. над северными воротами была построена церковь Тихвинской Божией Матери. Предположительно зодчими этого сооружения были Иван Зарудный и Петр Попов.
Колокольня над западными воротами строилась поэтапно и тремя архитекторами: 1730-1733 гг. - Д.Трезини, 1749-1750 гг. - Д.В.Ухтомский и завершал строительство в 1753 г. - А.П.Евлашев. В 1755 г. на втором ярусе колокольни освятили церковь во имя Захария и Елизаветы, но в 1812 г. она была упразднена.
В Смутное время монастырь был разграблен и считался беднейшим. С приходом Романовых к власти монастырь ожил, получил от царствующего дома много пожертвований и вложений. В 1747 г. в Донской монастырь была переведена Славяно-Греко-Латинская академия из Заиконоспасского монастыря. К концу XVIII в. на территории монастыря сформировалось большое кладбище, где похоронен цвет русского дворянства, многие деятели культуры. В XVIII в. в юго-восточной части монастыря возвели церковь Михаила Архангела - усыпальницу рода Голицыных.
В 1796-1798 гг. по заказу сенатора Н.А.Зубова за Большим собором построили церковь-ротонду Александра Свирского, усыпальницу семьи заказчика. В 1898 г. за ротондой Зубовых построили пятиглавую церковь-игрушку Иоанна Лествичника - усыпальницу генерал-майора Терещенко. Здесь же часовни-усыпальницы Простяковых и Левченко.
Еще одна родовая усыпальница (Первушиных) находится рядом с северной колокольней - Церковь свт.Иоанна Златоуста (верхний храм) и церковь вмч. Екатерины (нижний храм), построенные в 1888-91 по проекту архитекторов А.Г.Венсана, В.П.Гаврилова и А.С.Каминского.
Многие надгробия некрополя представляют архитектурную ценность, т.к. выполнены известными скульпторами: И.П.Мартосом, И.П.Витали, В.И.Демут-Малиновским. Много памятников с масонской символикой, памятников-беседок, барельефных изображений. Некрополь приносил большой доход монастырю. Стоимость одного места к середине XIX в. доходила до 3 тысяч рублей.
Уже в новейшее время справа от главного входа были построены Церковь свт.Тихона, Патриарха Всероссийского (с нижним храмом Вячеслава Чешского) (1998), Церковь вмч.Георгия Победоносца (2000), Церковь св.кн.Александра Невского (2006). Сейчас в монастыре перекладывают коммуникации, так что все перекопано. В связи с чем советую перенести визит на осень.
Предание гласит, что, когда в 1591 к Москве подступили орды хана Казы-Гирея и укрепились у села Котлы на Серпуховском, царь Федор Иоанович после совещания с Борисом Годуновым, на рассвете повелел взять икону Донской Божией Матери из полковой церкви и обнести ее по всему рубежу обороны. Когда взошло солнце, оказалось, что Татарская орда бежала от стен Москвы по непонятным причинам (на самом деле после жестокой битвы). Во всяком случае, все объяснили заступничеством иконы , которая была подарена в 1380 г. князю Дмитрию Ивановичу перед его сражением с Мамаем.
В честь этого события и основал в 1593 г. царь Федор Иоанович монастырь. С основанием Донского монастыря завершилось создание южного оборонительного пояса Москвы - в него вошли Новодевичий, Донской, Даниловский и Симоновский монастыри-крепости. Первой постройкой монастыря была каменная церковь, куда поместили чудесную икону - теперь это Малый собор Донской иконы Божией Матери, который предположительно строил Федор Конь. Доминантой собора являются трехрядные кружевные кокошники, небольшой купол на барабанчике, с колоннами и карнизом. Внутри храма - коробовидный свод без столпов. Интерьеры украшены фресками. (Сейчас церковь в очередной раз реставрируется).
К 1684 г. посередине монастырского двора стали рыть большой фундамент для нового собора, который завершили в 1698 г. Так появился Большой (новый) собор в честь Донской иконы Божией Матери. Пятиглавый тридцатиметровой высоты собор стал доминантой над всей местностью. Собор выполнен в стиле нарышкинского барокко, окружен двухярусной арочной галереей. В 1712 г. под алтарем собора устроили церковь Сретения Господня. В 1724 г. грузинская царица Дарья Арчиловна вымостила пол собора железными плитами.
В 1686-1692 гг. была сооружена каменная ограда монастыря. В 1713 г. над северными воротами была построена церковь Тихвинской Божией Матери. Предположительно зодчими этого сооружения были Иван Зарудный и Петр Попов.
Колокольня над западными воротами строилась поэтапно и тремя архитекторами: 1730-1733 гг. - Д.Трезини, 1749-1750 гг. - Д.В.Ухтомский и завершал строительство в 1753 г. - А.П.Евлашев. В 1755 г. на втором ярусе колокольни освятили церковь во имя Захария и Елизаветы, но в 1812 г. она была упразднена.
В Смутное время монастырь был разграблен и считался беднейшим. С приходом Романовых к власти монастырь ожил, получил от царствующего дома много пожертвований и вложений. В 1747 г. в Донской монастырь была переведена Славяно-Греко-Латинская академия из Заиконоспасского монастыря. К концу XVIII в. на территории монастыря сформировалось большое кладбище, где похоронен цвет русского дворянства, многие деятели культуры. В XVIII в. в юго-восточной части монастыря возвели церковь Михаила Архангела - усыпальницу рода Голицыных.
В 1796-1798 гг. по заказу сенатора Н.А.Зубова за Большим собором построили церковь-ротонду Александра Свирского, усыпальницу семьи заказчика. В 1898 г. за ротондой Зубовых построили пятиглавую церковь-игрушку Иоанна Лествичника - усыпальницу генерал-майора Терещенко. Здесь же часовни-усыпальницы Простяковых и Левченко.
Еще одна родовая усыпальница (Первушиных) находится рядом с северной колокольней - Церковь свт.Иоанна Златоуста (верхний храм) и церковь вмч. Екатерины (нижний храм), построенные в 1888-91 по проекту архитекторов А.Г.Венсана, В.П.Гаврилова и А.С.Каминского.
Многие надгробия некрополя представляют архитектурную ценность, т.к. выполнены известными скульпторами: И.П.Мартосом, И.П.Витали, В.И.Демут-Малиновским. Много памятников с масонской символикой, памятников-беседок, барельефных изображений. Некрополь приносил большой доход монастырю. Стоимость одного места к середине XIX в. доходила до 3 тысяч рублей.
Уже в новейшее время справа от главного входа были построены Церковь свт.Тихона, Патриарха Всероссийского (с нижним храмом Вячеслава Чешского) (1998), Церковь вмч.Георгия Победоносца (2000), Церковь св.кн.Александра Невского (2006). Сейчас в монастыре перекладывают коммуникации, так что все перекопано. В связи с чем советую перенести визит на осень.
Одно из широко известных и трагичных событий XVIII века произошло в монастыре в 1771 году во время Чумного бунта. Беснующаяся толпа ворвалась в монастырь и убила скрывавшегося в его стенах архиепископа Авмросия, который, чтобы избежать распространение эпидемии, приказал убрать от Варварских ворот Китай-города чудотворную икону.
В XIX веке в монастыре было основано духовное училище, готовившее кандидатов на поступление в семинарию. В монастыре также находилась иконописная палата им. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам. Продолжал расширяться монастырский некрополь. Перед революцией монастырю был присвоен 1-го класс ставропигиальной обители. Этот статус присваиваивается православным монастырям, соборам и духовным школам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху. На фото монастырь в 1882 году.
С мая 1922 года в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря пребывал (сначала под стражей) патриарх Тихон (Беллавин); проживая там, за исключением 2-х периодов нахождения во внутренней тюрьме ГПУ весной — летом 1923 года, до середины января 1925 года, когда переехал в клинику Бакуниных на Остоженке. Скончавшись в марте того же года в клинике, был погребён в подклёте Малого собора. В 1991 г. после пожара Малого Собора во время ремонта были проведены раскопки, в ходе которых 19 февраля 1992 год было вскрыто захоронение патриарха Тихона, действительное наличие которого до того вызывало сомнения. Обретённые мощи святителя были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто у алтаря.
В 1934 году в монастыре был открыт музей Академии архитектуры СССР. В то время на территорию музея были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть скульптурного убранства арки, стоявшей на Триумфальной площади. В 1964 году монастырь был превращён в филиал Музея архитектуры им. Щусева. Сейчас у восточной стены экспонируются горельефы Храма Христа Спасителя.
Не могу удержаться, чтобы не показать хорошо получившийся фрагмент. Это, конечно, не Церетели.
В 1982 году готовилось решение о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нём официальной резиденции Московского Патриарха. Однако в итоге резиденцией стал Данилов монастырь. В 1991 году Донской монастырь был передан Московскому Патриархату.
Сейчас здесь идет размеренная монастырская жизнь. А еще идет ремонт.
С мая 1922 года в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря пребывал (сначала под стражей) патриарх Тихон (Беллавин); проживая там, за исключением 2-х периодов нахождения во внутренней тюрьме ГПУ весной — летом 1923 года, до середины января 1925 года, когда переехал в клинику Бакуниных на Остоженке. Скончавшись в марте того же года в клинике, был погребён в подклёте Малого собора. В 1991 г. после пожара Малого Собора во время ремонта были проведены раскопки, в ходе которых 19 февраля 1992 год было вскрыто захоронение патриарха Тихона, действительное наличие которого до того вызывало сомнения. Обретённые мощи святителя были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто у алтаря.
В 1934 году в монастыре был открыт музей Академии архитектуры СССР. В то время на территорию музея были свезены фрагменты некоторых разрушенных московских храмов: Успения на Покровке, Николы в Столпах, Храма Христа Спасителя; фрагмент Сухаревой башни, а также часть скульптурного убранства арки, стоявшей на Триумфальной площади. В 1964 году монастырь был превращён в филиал Музея архитектуры им. Щусева. Сейчас у восточной стены экспонируются горельефы Храма Христа Спасителя.
Не могу удержаться, чтобы не показать хорошо получившийся фрагмент. Это, конечно, не Церетели.
В 1982 году готовилось решение о передаче Донского монастыря Патриархии для создания в нём официальной резиденции Московского Патриарха. Однако в итоге резиденцией стал Данилов монастырь. В 1991 году Донской монастырь был передан Московскому Патриархату.
Сейчас здесь идет размеренная монастырская жизнь. А еще идет ремонт.
Journal information