Храм в представлении Витберга должен был выглядеть так:
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ed/Vitberg_Cathedral.gif)
Витберг писал: "Я понимал, что этот храм должен быть величествен и колоссален, перевесить, наконец, славу храма Петра в Риме. Надлежало, чтобы каждый камень его, и все вместе, были говорящими идеями религии Христа"... Строительство планировалось вести на Воробьевых горах, чтобы Храм, по замыслу Витберга, "летел" над Москвой и стал бы вторым центром города после Кремля.
Торжественная закладка Храма была прошла 12 октября 1817 года. Пожертвования на строительство шли нескончаемым потоком, к тому же из казны была выделена астрономическая по тем временам сумма в 16 млн рублей. Из подмосковных сел собрали 20 тысяч крепостных крестьян для работ на стройке. Теперь Витбергу, не имевшему строительного и коммерческого опыта, предстояло руководить сложнейшим и дорогостоящим делом на практике. Он утверждал, что его преследовали неудачи и заедали чиновники, что его приказы не выполнялись, а работы велись с полным небрежением... Но за первые семь лет после начала строительства не удалось даже завершить фундамент.
[ Spoiler (click to open)]В 1825 году император Александр скончался и на престол вступил его брат Николай. Вскоре он заинтересовался "долгостроем" Витберга и собрал специальную комиссию для разбирательства. В 1826 году строительство было остановлено - по официальной версии, в связи непрочностью почвы на Воробьевых горах. Но архитектор Витберг и его ближайшие помощники были отданы под суд - комиссия выявила растраты на сумму, превышающую 1 млн рублей.
Следствие длилось 8 лет, и только в 1835 году был оглашен приговор: "за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне" подсудимые приговаривались к штрафу в 1 млн. рублей, а Витберг после полной конфискации имущества отправлялся в бессрочную ссылку в Вятку.
В Вятке архитектор свел дружбу с сосланным туда же Герценом и прославился возведением собора Александра Невского. Впрочем, и в Вятке собор строился 25 лет... Зато когда Николай I увидел творение опального архитектора, он уточнил у свиты: "Это тот самый Витберг?" и простил несчастного, разрешив ему проживать в любом городе России. А Герцен посвятил Витбергу целую главу в "Былом и думах", называя его "художником, затравленным правительством с холодной и бесчувственной жестокостью". Проворовавшиеся личности часто предстают в образе затравленных жертв политических гонений.
От проекта Витберга в Москве полностью отказались. Храм Христа Спасителя был возведен на новом месте и по новому проекту - архитектора К. Тона, тоже немца по происхождению. Судьба этого Храма оказалась трагичной.
Но забытый проект Витберга неожиданно был реанимирован - в 2010 году в Чечне, в Грозном началось строительство Дома приемов с театральным, выставочным, банкетным и бальным залами, в основу которого положен проект Храма, выполненный Витбергом в 1817 году.
Journal information